Содержание материала

 1.     Чистка, нейтрализация поверхности, смазка и покраска

Чистка аккумуляторов производится чистой сухой тряпкой досуха, без нарушения слоя смазки (если смазка не заменяется). Поверхность кислотных аккумуляторов нейтрализуется посредством протирки тряпкой, смоченной в 10-процентном растворе нашатырного спирта или двууглекислой соды, с последующей промывкой водой и вытиранием досуха. Смазывать контакты, межэлементные соединения, а у щелочных аккумуляторов и все металлические поверхности необходимо техническим вазелином; хорошо применять обливку разогретым вазелином; резиновые прокладки вазелином не смазываются. Поверхности деревянных ящиков и металлических сосудов покрываются асфальтовым лаком или кислотоупорной, а для щелочных аккумуляторов щелочеупорной краской; этими же красками наносится маркировка полярностей.

Приготовление, заливка и контроль электролита

а. Кислотные аккумуляторы

Электролит приготовляется из чистой аккумуляторной серной кислоты и дистиллированной воды, в чистом стеклянном, эбонитовом, керамическом или свинцовом (но ни в коем случае не из другого металла) сосуде, путем вливания небольшими порциями кислоты в воду (а не наоборот, во избежание несчастных случаев), при непрерывном перемешивании раствора стеклянной или эбонитовой палочкой. Необходимое количество кислоты устанавливается по таблице 44.

Таблица 44

Плотность электролита (г/см3) измеряется ареометром после остывания раствора до температуры помещения. При повышенной плотности добавляют воду, в противном случае — кислоту. Если при измерении температура электролита отлична от температуры, при которой задается плотность электролита, то пересчет плотности на заданную температуру (обычно 15°С) производится на основании того, что при повышении температуры на 1°С плотность уменьшается, а при понижении температуры увеличивается на 0,0007. Например, если при температуре 25°С плотность равна 1,273 г/см3, то при температуре 15°С она будет равна: 1,273 + 0,0007 (25 — 15) = 1,28 г/см3.
Новые аккумуляторы и после ремонта заливаются электролитом плотностью (при 15°С): стартерные— 1,125 г/см3, электрокарные — 1,23 г/см3, при температуре помещения, на 10—15 мм выше верхних кромок пластин. Зарядка должна начинаться не ранее чем через 4 час и не позднее чем через 6 час после заливки электролитом. В процессе эксплуатации аккумуляторы доливаются дистиллированной водой и только при выплескивании доливаются электролитом одинаковой плотности с имеющимся в аккумуляторе.
Уровень электролита контролируется посредством открытой с обоих концов стеклянной трубки диаметром около 5 мм, опускаемой с открытым и вынимаемой с плотно закрытым пальцем верхним отверстием.

б. Щелочные аккумуляторы

Электролит приготовляется для работы при температуре от — 15 до +35°С, плотностью 1,19—1,21 г/см3 из химически чистого едкого кали с добавлением 20 + 1 г/л моногидрата едкого лития (содержащего до 50 % едкого лития); выше + 35°С — плотностью 1,17—1,19 г/см3 из едкого натра с добавлением 10—15 г/л едкого лития (при отсутствии едкого кали на этом электролите допускается работать от +10 до + 60°С); от —15 до —25°С — плотностью 1,25 г/см3 из едкого кали; ниже — 25°С — плотностью 1,27 г/см3 из едкого кали. В случае отсутствия едкого лития электролит приготовляется: при температуре от —15 до 4*15°С плотностью 1,19—1,21 г/см3 из едкого кали, от +10 до 4-30°С — плотностью 1,17—1,19 г/см3 из едкого натра; при этом необходимо учитывать, что срок службы аккумуляторов уменьшается.
Электролит приготовляется в чистом стеклянном, керамическом, чугунном или железном (без следов коррозии) сосуде, путем вливания дистиллированной воды (количеством по весу больше чем взято щелочи: в 5 раз при плотности 1,17—1,19 г/см3, в 3 раза — при 1,19—1,21 г/см3 и в 2 раза — при 1,25—1,27 г/см3) в сосуд со щелочью и тщательного перемешивания раствора стеклянной или железной палочкой.
Щелочь должна храниться в запаянных железных или герметически закрытых стеклянных банках, которые открываются только на время приготовления электролита, т. к. после длительного пребывания на воздухе щелочь делается непригодной для употребления. Куски щелочи откалывают чистым стальным зубилом и, во избежание ожогов, берут инструментом. При этом щелочь накрывают чистой тряпкой, надевают очки и резиновые перчатки. Электролит следует хранить в герметически закрытых сосудах.
Аккумуляторы заливают электролитом, остывшим до температуры помещения, на 5—12 мм выше верхних кромок пластин и герметически закрывают. Зарядка должна начинаться через 2 час. Плотность электролита ни при каких условиях не должна опускаться ниже 1,17 г/см3. При обслуживании нельзя пользоваться посудой и различными принадлежностями, применяемыми для кислотных аккумуляторов, так как электролит может быстро испортиться.

Зарядка

Новые аккумуляторы заряжаются по режиму, указанному в таблицах 45 и 46. Температура электролита в конце заряда не должна подниматься выше: у кислотных аккумуляторов и щелочных с раствором едкого натра + 40°С, а щелочных с раствором едкого кали + 30°С; при больших температурах зарядный ток уменьшается или аккумулятор отключается до тех пор, пока электролит не охладится до указанной температуры. Если уровень электролита понизился, доливают дистиллированную воду. Корректирование плотности электролита в конце заряда производится без отключения аккумулятора, добавлением воды или электролита плотностью 1,4 г/см3.

Таблица 45
Режим заряда новых кислотных аккумуляторов

1 Бурное газообразование, напряжение 2,6—2,7 в на элемент. Плотность электролита в конце заряда доводится до 1,26—1,27 г/см для аккумуляторов ЭП, а для аккумуляторов СТ—по таблице 47 (как для полностью заряженных).

Таблица 46

Режим заряда новых щелочных аккумуляторов

  1. Если после разряда напряжение отдельных аккумуляторов менее 1 в, но батарея отдала не ниже 80% емкости, то аккумуляторы дополнительно разрабатываются в течение 3—5 циклов нормальной работы до номинальной емкости; при емкости ниже 80% через батарею пропускают разрядный ток, указанной продолжительности, от зарядного агрегата (плюс батареи соединяется с минусом агрегата), после чего батарея заряжается номинальным током в течение 20 час.
  2. Показателем окончания заряда является рост напряжения до 1,76—1,85 в у кадмиево-никелевых и до 1,8 —1,95 в у железо-никелевых аккумуляторов и его постоянство в течение 20—30 мин.

В процессе заряда (и разряда) не более чем через 2 час измеряется у каждого элемента напряжение, плотность электролита и температура; в конце заряда (и разряда) указанные измерения производятся не реже чем через 1 час.
Последующие заряды кислотных аккумуляторов (в процессе эксплуатации) производятся также двуступенчатым током: вначале, до достижения напряжения на каждом элементе 2,4 в, утроенным или удвоенным током 1-й ступени (таблица 45), после чего ток снижается и заряд продолжается током 1-й ступени. Вне зависимости от степени разряженности аккумуляторы подзаряжаются 1 раз в месяц. Степень разряженности определяется по плотности электролита (таблица 47) и напряжению, измеренному при нагрузке. Батарея заряжается не более чем через 24 час после разряда.

Таблица 17

1 С температурой ниже —35°С.
1 С температурой до —35°С.

Качественное состояние батареи после ремонта, а также в эксплуатации проверяется измерением величины отдаваемой емкости при 10-часовом разрядном токе у стартерных батарей (указанном в первом разделе) и 5-часовом токе — у электрокарных. Разряд производится предварительно полностью зараженной батареи, при температуре электролита в начале разряда + 30 +2°С, непрерывно, до напряжения на одном из элементов 1,7 в. Если емкость при разряде (С) получена при средней температуре электролита (θ), отличной от + 30°С, то она приводится к температуре +30°С по формуле;
Нормальный заряд щелочных аккумуляторов производится током 1-й ступени (таблица 46) в течение 7 час. Усиленный заряд производится через каждые 10—12 циклов работы, но не реже 1 раза в месяц, по режиму заряда 1-го цикла. Напряжение у щелочных аккумуляторов в конце разряда не должно быть менее 1 в при нормальном режиме разряда и 0,5 в — при часовом разряде.

Прочие указания

а. Не разрешается разряжать аккумуляторы отбирая большую емкость, большим током и при меньшем напряжении, чем это допустимо по паспортным данным. При низких температурах аккумуляторы необходимо утеплять. Аккумуляторы должны оберегаться от сотрясений и толчков.
б.   Помещение, где заряжаются аккумуляторы, относится к огнеопасным и должно иметь хорошую вентиляцию; на дверях помещения должны быть надписи: «Аккумуляторная», «Огнеопасно». В помещении необходимо: иметь матовые или окрашенные белой краской стекла; окрашивать стены, потолок, двери, стеллажи и проч. кислотоупорной краской (при щелочных батареях это не требуется); применять герметические светильники повышенной надежности и провода с герметической кислотоупорной или щелочеупорной оболочкой в зависимости от типа установленных аккумуляторов; не допускать наличия электрических и других печей.
в.   Аккумуляторы хранятся в сухом помещении при температуре 10—25°С, тщательно закрытыми.
Перед хранением кислотные аккумуляторы разряжают 20-часовым током до напряжения на элементе 1,7 в, освобождают от электролита, заливают дистиллированной водой на несколько часов и несколько раз до тех пор, пока вода не будет иметь привкуса кислоты. После стекания воды аккумуляторы закрывают пробками. Щелочные аккумуляторы разряжают 8-часовым током до напряжения на элементе 1 в, освобождают от электролита и закрывают пробками. Промывать их не нужно, так как оставшаяся пленка щелочи предохраняет аккумулятор от коррозии. Металлические части смазываются вазелином; резиновые пробки вазелином не смазываются, а заливаются парафином.
г.   Пайка межэлементных соединений и наварка клемм кислотных аккумуляторов выполняется посредством водородного пламени или при невозможности его получения угольными клещами переменного тока низкого напряжения.
д.  Ремонт треснувших пластмассовых баков производится с помощью мастики «изонит» (подогретой в глиняном сосуде на песчаной ванне до 170°С с добавлением около 15% вязкого гудрона) или мастики из измельченного в порошок материала непригодного бака, густого резинового клея, канифоли и битума. Πри ремонте в месте трещины снимают фаски под углом 45° на полную толщину стенки, промывают трещину бензином, прокладывают в нее полоску полотна или марли, пропитанную горячей мастикой, и затем тщательно замазывают трещину горячей мастикой.