Содержание материала

а. Определение одноименных выводов статорных обмоток

К последовательно соединенным двум каким-либо фазам обмотки (собранной машины) подводится пониженное напряжение, а к третьей фазе присоединяется вольтметр (или лампа). При соединении одноименных выводов (правильное соединение) показания вольтметра равные нулю, в противном случае (неправильное соединение) вольтметр покажет напряжение, почти равное напряжению сети. После определения одноименных выводов двух фаз таким же методом определяют выводы третьей фазы.
По другому методу двигатель с соединенной в звезду обмоткой запускают вхолостую на пониженном напряжении. Если двигатель гудит, не вращается, ток во всех фазах различен и велик, то поочередным переключением выводов отдельных фаз добиваются устранения указанных неисправностей.

Определение наличия витковых замыканий

Витковое замыкание в обмотках машин переменного тока и обмотках якорей машин постоянного тока обнаруживается по наличию местного чрезмерного перегрева обмотки; при витковом замыкании в обмотках индукторов неисправные катушки нагреваются слабее исправных.
Признаками виткового замыкания могут также служить: у обмоток статоров двигателей переменного тока — неравномерность показаний амперметров отдельных фаз (при равномерном воздушном зазоре), у обмоток роторов — вращение двигателя вхолостую при разомкнутой цепи ротора и неравномерность напряжения между кольцами, у обмоток якорей двигателей постоянного тока — вращение с ненормальной скоростью, сильное искрение щеток и почернение коллекторных пластин, находящихся на одинаковом расстоянии друг от друга, у обмоток индукторов —  меньшее падение напряжения (или сопротивление) на неисправных катушках, чем на исправных, усиленное искрение щеток под неисправным полюсом, повышенный ток и нагрев якоря.

в.   Определение целостности обмоток короткозамкнутых роторов

При подведенном к статору пониженном напряжении заторможенный ротор медленно поворачивается на один оборот. При наличии разрывов стержней или плохом их соединении с замыкающими кольцами стрелки амперметров в цепи статора будут колебаться.

г. Проверка правильности чередования полюсов в машинах постоянного тока

Чередование главных (Ν и S) и добавочных (n и s) полюсов должно быть следующим:
в двигателях N—n—S—s,
в генераторах N—s —S—n, при направлении вращения →
Определение полярности полюсов производится посредством легко подвижной магнитной стрелки (например, намагниченного пера, подвешенного на тонкой нитке), подносимой к полюсам с боковой или внешней стороны машины. По отклонению или притягиванию того или иного конца стрелки судят о полярности полюса.

д. Проверка правильности включения обмоток у машин со смешанным возбуждением

При неподвижном двигателе и поочередном включении параллельной и последовательной обмоток возбуждения определяется полярность главных полюсов указанным выше способом. При согласном включении обмоток (см. фиг. 5) полярность в обоих случаях должна совпадать, при встречном — быть различной.

б.   Зазоры подшипников скольжения

Наименьшая и наибольшая допустимая величина зазора между шейкой вала и вкладышем (фиг. 6) для неразъемных подшипников указана в таблице 6.

Таблица 6
Зазоры подшипников
Фиг. 6. Зазоры подшипников


Номинальный диаметр вала, мм

Зазор „а“ (мм) при скорости вращения (об/мин)

менее 1000

1000 и более

18—30
30-50
50-80
80-120
120-180

0,04-0,09
0,05-0,11
0,06-0,13
0,08—0,16
0,10-0,20

0,06 -0,12
0,07-0,14
0,09-0,17
0,12-0,21
0,15-0,25

Для разъемных подшипников с кольцевой смазкой зазор допускается в пределах 0,15—0,2% от диаметра шейки вала.

в.   Бой вращающихся частей

Радиальный бой вращающихся частей (эксцентричность обточки), измеренный индикатором, допускается не более указанного в таблице 7.
Аксиальный бой допускается удвоенный против радиального.

г.   Осевое смещение

Осевое смещение, измеренное при нажиме на торцы вала поочередно в обе стороны, для машин с подшипниками скольжения допускается в пределах: при мощности до 25 кВт— 1-2 мм, 25-50 кВт — 2-3 мм, свыше 50 кВт — 3-4 мм. Для роликовых, подшипников осевое смещение может быть допущено не более 0,5 мм, а при шариковых подшипниках осевого смещения совершенно не должно быть.
Таблица 7


Наименование частей

Размер частей,
мм

Наибольший бой, м м

Коллектор

100-250

0,03

250-500

0,04

Контактные кольца1, муфты и фланцы

100-250

0,04

250-500

0,06

Шейки вала

50-200

0,02

 

200 и более

0,03

Шкивы

100-250

0,2

 

250-500

0,3

Вентиляторы

100—250

0,4

 

250-500

0,6

1 Наибольший бой для контактных колец, насаженных на вал после сборки машины, может быть допущен до 0,1 мм, но лишь только в том случае, когда щетки при нормальной работе с колец подняты.