а. Определение одноименных выводов статорных обмоток
К последовательно соединенным двум каким-либо фазам обмотки (собранной машины) подводится пониженное напряжение, а к третьей фазе присоединяется вольтметр (или лампа). При соединении одноименных выводов (правильное соединение) показания вольтметра равные нулю, в противном случае (неправильное соединение) вольтметр покажет напряжение, почти равное напряжению сети. После определения одноименных выводов двух фаз таким же методом определяют выводы третьей фазы.
По другому методу двигатель с соединенной в звезду обмоткой запускают вхолостую на пониженном напряжении. Если двигатель гудит, не вращается, ток во всех фазах различен и велик, то поочередным переключением выводов отдельных фаз добиваются устранения указанных неисправностей.
Определение наличия витковых замыканий
Витковое замыкание в обмотках машин переменного тока и обмотках якорей машин постоянного тока обнаруживается по наличию местного чрезмерного перегрева обмотки; при витковом замыкании в обмотках индукторов неисправные катушки нагреваются слабее исправных.
Признаками виткового замыкания могут также служить: у обмоток статоров двигателей переменного тока — неравномерность показаний амперметров отдельных фаз (при равномерном воздушном зазоре), у обмоток роторов — вращение двигателя вхолостую при разомкнутой цепи ротора и неравномерность напряжения между кольцами, у обмоток якорей двигателей постоянного тока — вращение с ненормальной скоростью, сильное искрение щеток и почернение коллекторных пластин, находящихся на одинаковом расстоянии друг от друга, у обмоток индукторов — меньшее падение напряжения (или сопротивление) на неисправных катушках, чем на исправных, усиленное искрение щеток под неисправным полюсом, повышенный ток и нагрев якоря.
в. Определение целостности обмоток короткозамкнутых роторов
При подведенном к статору пониженном напряжении заторможенный ротор медленно поворачивается на один оборот. При наличии разрывов стержней или плохом их соединении с замыкающими кольцами стрелки амперметров в цепи статора будут колебаться.
г. Проверка правильности чередования полюсов в машинах постоянного тока
Чередование главных (Ν и S) и добавочных (n и s) полюсов должно быть следующим:
в двигателях N—n—S—s,
в генераторах N—s —S—n, при направлении вращения →
Определение полярности полюсов производится посредством легко подвижной магнитной стрелки (например, намагниченного пера, подвешенного на тонкой нитке), подносимой к полюсам с боковой или внешней стороны машины. По отклонению или притягиванию того или иного конца стрелки судят о полярности полюса.
д. Проверка правильности включения обмоток у машин со смешанным возбуждением
При неподвижном двигателе и поочередном включении параллельной и последовательной обмоток возбуждения определяется полярность главных полюсов указанным выше способом. При согласном включении обмоток (см. фиг. 5) полярность в обоих случаях должна совпадать, при встречном — быть различной.
б. Зазоры подшипников скольжения
Наименьшая и наибольшая допустимая величина зазора между шейкой вала и вкладышем (фиг. 6) для неразъемных подшипников указана в таблице 6.
Таблица 6
Фиг. 6. Зазоры подшипников
Номинальный диаметр вала, мм | Зазор „а“ (мм) при скорости вращения (об/мин) | |
менее 1000 | 1000 и более | |
18—30 | 0,04-0,09 | 0,06 -0,12 |
Для разъемных подшипников с кольцевой смазкой зазор допускается в пределах 0,15—0,2% от диаметра шейки вала.
в. Бой вращающихся частей
Радиальный бой вращающихся частей (эксцентричность обточки), измеренный индикатором, допускается не более указанного в таблице 7.
Аксиальный бой допускается удвоенный против радиального.
г. Осевое смещение
Осевое смещение, измеренное при нажиме на торцы вала поочередно в обе стороны, для машин с подшипниками скольжения допускается в пределах: при мощности до 25 кВт— 1-2 мм, 25-50 кВт — 2-3 мм, свыше 50 кВт — 3-4 мм. Для роликовых, подшипников осевое смещение может быть допущено не более 0,5 мм, а при шариковых подшипниках осевого смещения совершенно не должно быть.
Таблица 7
Наименование частей | Размер частей, | Наибольший бой, м м |
Коллектор | 100-250 | 0,03 |
250-500 | 0,04 | |
Контактные кольца1, муфты и фланцы | 100-250 | 0,04 |
250-500 | 0,06 | |
Шейки вала | 50-200 | 0,02 |
| 200 и более | 0,03 |
Шкивы | 100-250 | 0,2 |
| 250-500 | 0,3 |
Вентиляторы | 100—250 | 0,4 |
| 250-500 | 0,6 |
1 Наибольший бой для контактных колец, насаженных на вал после сборки машины, может быть допущен до 0,1 мм, но лишь только в том случае, когда щетки при нормальной работе с колец подняты.