Содержание материала

Глава 4-6
Мониторинг рыночной силы
Почему существует только одна комиссия по монополиям?
Анонимный автор

Проявление рыночной силы часто свидетельствует о дефектах рынка.

При устранении этих дефектов может потребоваться введение временных ограничений для участников рынка, но главной целью должно оставаться устранение дефектов рынка. Если дефекты заключаются в правилах рынка, необходимые исправления можно сделать быстро, однако, если они относятся к архитектуре или структуре рынка, то на это могут уйти годы. В этом случае организациям, наблюдающим за рынком, придется затрачивать значительные усилия, чтобы контролировать работу такого проблемного рынка.

Краткое содержание главы 4-6.

Самое главное при мониторинге рынка — избегать неясных определений и неукоснительно применять экономическое определение рыночной силы. Если рыночная цена выше конкурентного уровня, это обязательно означает, что один из поставщиков действует не как ценопринимающий участник рынка и что где-то имеется несоответствие — разность между объемом производства ценопринимающего поставщика, преследующего цель максимизации прибыли, и фактическим производством. Эта разность называется «величиной изъятия», и она служит доказательством использования рыночной силы. Таким доказательством не является высокая цена рынка или цена, которая выше маржинальных затрат слева. Цена рынка реального времени, которая выше маржинальных затрат слева, указывает на краткосрочный характер изъятия. На рынке реального времени это доказывает использование рыночной силы — за исключением необычных примеров, связанных с альтернативной стоимостью, например для ГЭС.

4-6.1 Неоднозначный стандарт FERC.

Широко распространенная неправильная интерпретация определения рыночной силы, которое было дано Министерством юстиции (DOJ) и Федеральной комиссией по торговле (FTC) и распространению которой способствовали «Руководящие указания» DOJ, предусматривает, что увеличение цены должно быть значительным как по величине, так и по продолжительности. Требование FERC о запрете применения «рыночной силы» имеет смысл только при такой неправильной интерпретации; в ином случае выполнить это требование было бы невозможно. Поэтому политика FERC относительно использования рыночной силы является крайне неоднозначной; заявления FERC о необходимости полного искоренения рыночной силы вносят путаницу и недоразумения.

4-6.2 Мониторинг рынка.

Рынки электроэнергии нуждаются в контроле и наблюдении из-за двух присущих им структурных проблем: 1) электроэнергия не поддается хранению;
2) спрос в реальном времени чрезвычайно неэластичен. Рыночная сила не является необходимой или полезной, и она может быть измерена. Ее можно обнаружить, если выявить случаи, когда при ценопринимающем поведении поставщика электроэнергия могла бы быть, но не была продана с прибылью. Проблема альтернативной стоимости не создает больших трудностей на рынке реального времени, а средний уровень прибыли не важен.

4-6.1 Неоднозначный стандарт FERC

Рыночная сила — это способность участников рынка с выгодой для себя изменять рыночную цену, даже незначительно и даже на несколько минут. Это экономическое определение, которое приведено в гл. 4-1 и используется в данной книге. В соответствии с этим определением полное устранение рыночной силы со всех рынков электроэнергии нецелесообразно и невозможно. Однако в определении рыночной силы, данной Министерством юстиции США, эта способность должна проявляться «в течение значительного времени», и FERC, пользуясь этим определением, призывает к полному устранению рыночной силы. Если бы комиссия FERC исходила из экономического определения, такая позиция была бы экстремальной и контрпродуктивной.

Определение рыночной силы в документах DOJ/FTC

В своих «Руководящих указаниях по горизонтальным слияниям» Министерство юстиции США (DOJ — Departement of Justice) и Федеральная комиссия по торговле (FTC — Federal Trade Commission) дали новое определение термина «рыночная сила». Это определение приводится ниже.

Определение (регулирующих органов) Рыночная сила

«Рыночная сила продавца—это способность с выгодой для себя поддерживать цены выше уровня конкурентной цены в течение значительного периода времени»1
Это определение исключает случаи, которые экономическая теория рассматривает как проявление рыночной силы, а регулирующие органы — как незначительное событие. Оно сужает определение рыночной силы, делает его неясным. В «Руководящих указаниях» нечеткая характеристика «значительный период времени» используется только для определения рыночной силы, при этом никак не раскрывается точное значение этой характеристики. Однако другая фраза: «небольшое, но имеющее существенное значение и непреходящий характер» используется в «Руководящих указаниях» более 20 раз и из-за акцента на ней формулировка «небольшое, но имеющее существенное значение и непреходящий характер» стала рассматриваться (совершенно неверно) как часть определения рыночной силы, предложенного Министерством юстиции.
Эта ключевая фраза описывает тот тип увеличения цены, который гипотетический поставщик должен вызвать, чтобы выполнить тест DOJ/FTC на «гипотетического монополиста». Отсюда уже один шаг до того, чтобы предположить, что именно рыночная сила превращает гипотетического поставщика в гипотетического монополиста.
Если бы это было так, то слова «небольшое, но имеющее существенное значение и непреходящий характер» входили бы в состав определения рыночной силы, предложенного Министерством юстиции. Однако намерение Министерства юстиции было другим2.
Хотя «Руководящие указания» не дают интерпретации слов «значительный период времени», они расшифровывают фразу: «небольшое, но имеющее существенное значение и непреходящий характер».
«Пытаясь определить объективно эффект «небольшого, но имеющего существенное значение и непреходящий характер» увеличения цены, Регулирующий орган в большинстве случаев будет использовать увеличение цены на пять процентов, которое будет действовать в обозримом будущем».
Несмотря на серьезные косвенные свидетельства об обратном, определение DOJ/FTC, относящееся к рыночной силе, не требует никакого теста на значительность увеличения цены, а предлагаемое в нем правило 5% никак не относится к определению рыночной силы, а применимо только к правилам определения границ рынка. Более того, фраза «значительный период времени», которая является частью определения DOJ/FTC, возможно, и не была задумана специально как модификация стандартного экономического определения. Д-р Грегори Верден из Министерства юстиции объясняет, что: «Хотя это, возможно, неправильно, критерий по продолжительности был, как я думаю, предназначен только для того, чтобы отличить чисто преходящие явления, которые происходят в результате неточной информации или инерции рынка»3. Если авторы «Руководящих указаний» действительно имели намерение отметить только это различие, то это означает, что они не собирались сужать экономическое определение, а лишь стремились дать более ясное его толкование.

Как FERC применяет термин «рыночная сила»

Использование комиссией FERC термина «рыночная сила» имеет смысл только в том случае, если фраза «небольшое, но имеющее существенное значение и непреходящий характер увеличение цены» включена в определение. Часто повторяемые FERC требования «никакой рыночной силы» никак не вписываются ни в экономическое определение, ни в определение DOJ/FTC. Все современные или будущие рынки электроэнергии предусматривают возможность для поставщиков периодически использовать рыночную силу. Комиссия FERC могла бы обоснованно утверждать рыночные цены и тарифы, исходя из своего стандартного требования «никакой рыночной силы», только при неправильной интерпретации определения «рыночной силы», данного Министерством юстиции.

1 Руководящие указания по горизонтальным слияниям (The Horizontal Merger Guidelines) (DOJ 1997).

2 Д-р Грегори Верден из DOJ утверждает, что в определении, которое дано в «Руководящих указаниях», термин «существенное значение» относится только к продолжительности Личное сообщение, 14 августа 2000 г.

3 Личное сообщение, 14 августа 2000 г.

Определение (на самом деле подразумеваемое комиссией FERC) Рыночная сила (широко распространенная неправильная интерпретация определения DOJ/FTC)

Рыночная сила продавца — это способность с выгодой для себя поддерживать даже небольшое, но имеющее существенное значение и непреходящий характер увеличение цены выше конкурентного уровня.
Если слова «имеющее существенное значение и непреходящий характер» интерпретировать как «столь большое и долго продолжающееся увеличение цен, что оно становится несправедливым и необоснованным», то в этом случае стандартное требование FERC «никакой рыночной силы» приобретает идеальный смысл. Такая интерпретация придает смысл следующим отрывкам из Распоряжения-2000 (выделения в тексте сделаны автором) (FERC 1999, 144, 464):
Согласно закону об электроэнергетике (FederalPowerAct, разделы 205 и 206), Комиссия несет ответственность за обеспечение справедливости и обоснованности цен и тарифов при оптовой продаже электроэнергии. Комиссия пришла к выводу, что рыночные цены и тарифы могут быть справедливыми и обоснованными только при условии, что продавец не имеет рыночной силы. В соответствии с законом об электроэнергетике главной обязанностью Комиссии является обеспечение такого функционирования региональных оптовых рынков электроэнергии, обслуживаемых региональными организациями по передаче электроэнергии, при котором эти рынки действовали бы без применения рыночной силы.
Эта неправильная интерпретация была дана еще в 1998 г., т. е. в следующем году после того, как DOJ и FTC издали свои «Руководящие указания»1.
Неоднозначность этой неправильной интерпретации, во-первых, способствует тому, чтобы в свет выходили регулирующие постановления, которые только с виду ясны и понятны. Каждый раз когда FERC требует, чтобы у аффилированных компаний не было «никакой рыночной силы» или чтобы субъект рынка «освободился от рыночной силы, которой он мог обладать до этого», все выглядит так, как будто комиссия FERC издала ясную и точную директиву, в то время как в действительности смысл директивы должен основываться на туманной фразе, которая содержится в неправильной интерпретации определения «рыночной силы», сформулированного DOJ2.
Во-вторых, эта широко распространенная неправильная интерпретация служит легкой мишенью для критики. Те, кто возражают против мониторинга рынка, обычно настаивают, что требование «никакой рыночной силы» является нереальным и ведет к вредному регулирующему вмешательству. Если исходить из экономического определения или из буквально точного определения DOJ, то они правы, и лозунг «никакой рыночной силы» является необоснованным требованием. Это заставляет поверить аргументам критиков, хотя на самом деле комиссия FERC не пользовалась этими официальными определениями. Как показано в следующем разделе, рынки электроэнергии необходимо контролировать, однако полное предотвращение использования рыночной силы никогда не следует рассматривать в качестве цели. Организации, выполняющие контрольно-наблюдательные функции на рынке, а также FERC, должны принять сложное решение — определить, сколько рыночной силы будет слишком много.

4-6.2 Мониторинг рынка

Большинство других рынков не отслеживается специальными организациями, осуществляющими контроль и наблюдение за рынком. В США эта функция в общем случае отдана правовой системе и возложена на Министерство юстиции и Федеральную комиссию по торговле. Однако имеются важные исключения, и наиболее известными из них являются фондовые биржи.
Рынки электроэнергии требуют особого обращения, во-первых, потому что новые рынки электроэнергии часто плохо спроектированы. (На рынках электроэнергии в Калифорнии и Новой Англии имели место случаи, когда цены на продукт, который обычно стоит менее 10 долл., достигали 10000 долл., и на обоих рынках был сделан вывод, что этому виной рыночная сила, которая стала возможной из-за недостатков в конструкции рынка3). Во-вторых, два свойства структуры рынка электроэнергии чрезвычайно благоприятны для применения «рыночной силы»: электрическую энергию практически невозможно хранить, и эластичность спроса в реальном времени чрезвычайно мала.

1 Louisville Gas & Electric Company, 62 FERC 61, 016 at 61,146 (1998); Southwestern Public Service Company, 72 FERC 61,208 at 61 at 61,966-67 (1995) reg’h pending; Louisiana Energy and Power Authority v. FERC, 141 F.3d 364 (D. C. Cir. 1998).

2 Процитированные фразы содержатся в Распоряжении 888 FERC (FERC 1996b, 27).

3 В Калифорнии таким продуктом были самые низкокачественные оперативные резервы, а в Новой Англии — право на возврат законтрактованной извне мощности. См. работу (Cramton and Lien, 2000), где дано описание дефектов рынка НСО Новой Англии.

Задачи мониторинга рынка

Мониторинг рынка решает шесть отдельных задач:

  1. Проверка использования рыночной силы и снижения эффективности рынка.
  2. Выявление неадекватных правил рынка.
  3. Разработка предложений по улучшению правил рынка.
  4. Поиск и наказание тех, кто нарушает правила.
  5. Отмена и исправление цен в тех рыночных операциях, которые признаны несправедливыми и необоснованными.
  6. Применение санкций к тем, кто использует рыночную силу.

Первые три задачи имеют важное значение для создания эффективных рынков электроэнергии. Четвертая задача важна для эффективной работы рынка, но при этом ее должны исполнять не те, кто решает первые три задачи. Такое разделение принципиально, потому что аналитики и проектировщики рынка должны пользоваться доверием участников рынка, а те, кто обеспечивает соблюдение участниками правил рынка, будут скорее всего вызывать подозрение.
Пятая и шестая задачи являются наиболее противоречивыми. Независимые системные операторы Новой Англии и Нью-Йорка очень часто пересматривали цены после завершения операций, а комиссия FERC предпринимала такие действия в Калифорнии, однако реальные наказания были довольно редкими. В США решение этих задач осложняется тем фактом, что ценообразование на электроэнергию регулируется положениями Федерального закона об электроэнергетике, который требует, чтобы тарифы и цены были «справедливыми и обоснованными». Для нерегулируемых рынков комиссия FERC интерпретировала это таким образом, что цены должны быть конкурентными, а «продавец не должен обладать рыночной силой»1. Неоднозначность определений рыночной силы приводит к тому, что пятая и шестая задачи противоречивы. Ниже мы рассмотрим вопросы обнаружения и доказательства использования рыночной силы.

Заблуждения в вопросах мониторинга рынка

Из-за недостатка информации и данных обнаружение даже крупных проявлений рыночной силы может оказаться невозможным. Это позволяет некоторым утверждать, что данную задачу нельзя решить даже теоретически. Однако, прежде чем рассматривать практические аспекты, остановимся на более существенных критических замечаниях, относящихся к мониторингу рынка.

Каково значение рыночной силы?

Наиболее важный аргумент тех, кто выступает против мониторинга рынка, заключается в том, что рыночная сила на самом деле полезна и фактически необходима для эффективной работы рынка2. Этот аргумент обычно базируется на трех заблуждениях, которые рассмотрены в разд. 2-2.1, 2-2.2 и в гл. 3-9. Первое из этих заблуждений гласит, что постоянные затраты не могут покрываться конкурентным рынком. Второе говорит, что возмещение постоянных затрат в условиях конкурентного рынка будет приводить к неэффективности. Третье заблуждение утверждает, что затраты на пуск не могут быть возмещены. Хотя противники мониторинга рынка твердо верят в рынок, они с подозрением относятся к конкуренции в том случае, если это касается их собственного производства или их клиентов. И это естественно, потому что конкуренция понижает прибыль. Фундаментальное утверждение экономической науки гласит, что конкуренция делает рынок эффективным за исключением случая естественной монополии3.

Заблуждения относительно рыночной силы
Заблуждение 4-6.1 Рыночная сила необходима и полезна

Поскольку конкурентная цена не может покрыть постоянные затраты или, возможно, не может покрыть затраты на пуск, рыночная сила необходима для того, чтобы в отрасли оставалось достаточное количество генерирующих мощностей.

1 Это причина, по которой использование рыночной силы часто дает достаточные основания для судебного преследования на рынках электроэнергии, в отличие от других рынков. «Хотя нет ничего незаконного в том, чтобы иметь монопольное положение на рынке...». (Из доклада «Поддержание и создание монополии», подготовленного FTC, см www.ftc.gov/bc/compguide/mamtam.htm).

2 Это утверждение опровергают авторы работы (Borenstein, Bushnell and Knittel, (1999, 7).

3 Имеются другие исключения, но единственной проблемой, в решении которой рыночная сила могла бы помочь, является покрытие затрат на пуск. Эта проблема рассматривается в гл. 3-8, и в ней показано, что рыночная сила не является полезной или необходимой.

Можно ли измерить рыночную силу?

Другой аргумент против мониторинга рынка включает два последовательных утверждения. Первое утверждение говорит о том, что, поскольку рента дефицитности и альтернативная стоимость могут привести к высоким ценам, само существование высоких цен еще не доказывает применения рыночной силы. Второе утверждение логически вытекает из первого: поскольку высокие цены не могут служить доказательством применения рыночной силы, то наличие рыночной силы недоказуемо. Первое утверждение является верным, второе — ложным. Проявление рыночной силы не может быть доказано фактом установления высоких цен на рынке, но оно может быть доказано, если на рынке наблюдается изъятие определенного объема товара (поставки). Как показано в гл. 4-1, изъятие товара с рынка может происходить или в результате применения стратегии с высокой ценой предложения, или применения стратегии физического изъятия поставки. Итоговая величина изъятия измеряется разностью между объемом производства ценопринимающего участника при конкурентном поведении и фактическим объемом производства. Если установлено, что поставщик действует не как ценопринимающий субъект (т. е. его поведение отличается от конкурентного), это означает, что применяется рыночная сила. Воздействие изъятия на цены может быть использовано для расчета результирующего увеличения цены.

Заблуждение 4-6.2
Применение рыночной силы не может быть доказано

Поскольку высокие цены могут быть обусловлены рентой дефицитности или альтернативной стоимостью, нельзя доказать, что они на самом деле были вызваны рыночной силой. Кроме того, строгое выявление применения рыночной силы может быть выполнено не раньше, чем через один год, так как именно этот срок требуется, чтобы увидеть, превысит ли прибыль свой нормальный уровень.

Как обнаружить и доказать применение рыночной силы

Рассмотрим реальный пример. Электростанция с газовой турбиной, про которую известно, что ее затраты составляют примерно 65 долл./МВт-ч, производила электроэнергию по этой цене в течение многих лет. Но вот однажды этот поставщик подает заявку с ценой 850 долл./МВт-ч на рынке реального времени. Рыночная цена после этого устанавливается на уровне 400 долл./МВт-ч, и после этого электростанция с газовой турбиной не включается в течение более одного часа. После еще двух повышений цены независимый системный оператор устанавливает цену реального времени на уровне 850 долл., и менее чем через 10 мин станция с газовой турбиной включается и работает на полную мощность. В этот день владелец этой электростанции играл на повышение цен на рынке реального времени, поскольку увеличение рыночной цены затронуло и другие 500 МВт его генерирующих мощностей. Затем цена поднялась еще выше, и когда она вернулась к уровню 400 долл./МВт-ч, этот поставщик продолжал производить электроэнергию1.
Когда газотурбинная станция работала на полную мощность, а система нуждалась в производимой ею электроэнергии, поставщик с газотурбинной станцией в этот момент уже не применял рыночную силу, хотя рыночная цена достигла 850 долл. и выше. Высокая цена сама по себе не доказывает применения рыночной силы, и установление рыночной цены с помощью заявки с высокой ценой не является проявлением рыночной силы. Отказ производить электроэнергию, когда цена уже значительно выше уровня маржинальных затрат, т. е. изъятие поставки, — вот что составляет проявление рыночной силы, если поведение поставщика рационально.
Как показано в разд. 4-1.2, в зависимости от правил аукциона рыночная сила может действовать и после того, как поставщик с газотурбинной станцией установил рыночную цену, и когда она работает на полную мощность. Обратим внимание здесь на главное. В интервале времени, после того как цена Р впервые превысит маржинальные затраты газотурбинной станции МС и до того, как газотурбинная станция заработает и рыночная цена установится на уровне высокой цены заявки владельца этой станции, имеет место проявление рыночной силы данным поставщиком за счет (финансового) изъятия своей поставки с рынка. Диспетчер, вероятно, предпочтет подождать с включением газотурбинной станции из-за высокой цены ее электроэнергии до момента, пока большая часть ее мощности не потребуется на рынке. Вскоре, если не сразу после того, как эта цена будет установлена, на рынке потребуется, чтобы она работала на полную мощность, изъятие поставки этим поставщиком прекратится, как и использование им рыночной силы. После того как станция включается, очень трудно доказать использование рыночной силы, поскольку цена сама по себе этого не доказывает. Однако до того момента, когда станция включается и устанавливается новая цена, доказать применение рыночной силы относительно легко.

1 Почему он не использовал рыночную силу, когда цена упала, остается загадкой. Это могло произойти благодаря несимметричности в решении вопроса, кто может устанавливать рыночную цену, или по причинам, связанным с поведением диспетчеров или психологией поставщика.

Утверждение 4-6.1
Чтобы обнаружить применение рыночной силы, необходимо понаблюдать за «упущенными» возможностями

Если продажа дополнительной единицы электроэнергии может принести поставщику прибыль (в соответствии с его ожиданием) при условии, что рыночная цена не будет меняться и при этом поставщик решает не продавать ее, то он использует рыночную силу.
Это правило не следует рассматривать как определение рыночной силы, и его едва ли можно использовать как необходимое доказательство в суде, однако оно верно во многих случаях и неверно обнаруживает применение рыночной силы лишь тогда, когда поставщик сам делает дорогостоящую ошибку. Если поставщик отказывается совершить продажу, которая сама по себе является прибыльной для него, то для этого есть лишь одна причина: он намерен поднять рыночную цену так, чтобы заработать намного больше на других продажах.

Альтернативная стоимость.

Альтернативная стоимость — это то, что подразумевается в приведенном выше утверждении под заключенной в скобках характеристикой «в соответствии с ожиданием». Может случиться так, что поставщик ожидает другую возможность для продажи по лучшей цене, поэтому продажа в данный момент по рыночной цене не будет соответствовать его ожиданию увеличения прибыли. В этом случае поставщик не применял рыночную силу. Ожидаемые возможности иногда сложно оценить, иногда — просто. На форвардных рынках это всегда сложно, но, как показано в разд.4-2.1, рыночную силу нельзя применять на этих рынках. В реальном времени альтернативные возможности от снижения выработки электроэнергии обычно не представляют особой ценности. Эта возможность может быть выгодна для ГЭС, которые ожидают продать свою выработку по более высокой цене в другое время, а также для тепловых электростанций с фиксированным объемом разрешенных выбросов в атмосферу1. В особых случаях отключение станций может рассматриваться как возможность провести ремонт в более поздние сроки. Но, за исключением гидроэлектростанций, почти все генерирующие мощности почти всегда предпочитают работать, а не выключаться, если им платят хотя бы немного выше уровня их переменных затрат (включая пусковые затраты, если агрегаты перед этим были отключены). В реальном времени альтернативная стоимость обычно минимальна.

Доказательство применения рыночной силы.

Чтобы перейти от обнаружения рыночной силы к доказательству ее применения, необходимо показать, что поставщик осуществил изъятие поставки с выгодой для себя (т. е. получил прибыль). Если этого не сделать, то поставщик может заявить, что он изъял товар с рынка по ошибке и в итоге только потерял деньги. Чтобы доказать наличие выгоды (прибыли), применяются три метода: 1) условие рациональности поведения поставщика; 2) бухгалтерский учет; 3) статистика.
Фундаментальным допущением экономической науки является то, что участники рынка действуют рационально. Для поставщиков это означает, что они максимизируют прибыль. Если наблюдается, что некая фирма пропускает возможность продать электроэнергию со значительной прибылью для себя при конкурентном поведении на рынке (т. е. действуя как ценопринимающий участник), то для этого имеется только одно рациональное объяснение, совместимое с максимизацией прибыли.
Эта фирма наверняка должна получать больше выгоды (прибыли), действуя в соответствии с более реалистичным предположением; она должна получать сверхприбыль, повышая рыночную цену. Таким образом, вместе с предположением о рациональности поведения поставщика неоднократное обнаружение рыночной силы на основе утверждения 4-6.1 является само по себе доказательством применения рыночной силы.
Второй метод сводится к сбору информации и данных о положении поставщика на рынке, его затратах на производство и расчету его прибыли. Если применение рыночной силы приносит лишь минимальную прибыль, то сложно определить, осуществил ли поставщик изъятие поставки с выгодой для себя, если же оно обеспечивает крупную прибыль, то такой расчет довольно прост.
Третий метод является статистическим. Если поведение поставщика, изымающего товар с рынка, оказывается предсказуемым в статистически значимом смысле и для такого поведения нет иного объяснения, кроме применения рыночной силы, то это является доказательством. Предположим, что произведен расчет воздействия на рыночную цену определенного вида аварии электростанции, после чего осуществляется корреляция заявленных аварий с величиной воздействия на рыночную цену.

1 Или для тепловых электростанций с ограничениями по объему сжигаемого топлива. —Примеч. ред.

Если вероятность аварии оказывается равной 90%, когда результирующее увеличение цены составляет 100 долл./МВт-ч или больше, и 10%, когда результирующее увеличение цены составляет 10 долл./МВт-ч или меньше, то это является доказательством применения рыночной силы. В природе просто не существует никаких физических причин, которые могли бы объяснить эту модель возникновения аварий. Статистически вполне возможно рассчитать вероятность, что данная модель аварий имеет случайный характер. Поскольку окна возможностей для больших увеличений цены являются узкими, возможность дюжины случайных совпадений легко может оказаться меньше одной миллиардной. Имеется множество других, более тонких применений статистического метода.

Наличие прибыли не доказывает применение рыночной силы, как и отсутствие прибыли не доказывает, что рыночная сила не применялась.

Многие факторы, такие как дефицитность, затраты на топливо и техническая эффективность влияют на прибыль. Они могут легко свести на нет всю выгоду от использования рыночной силы или сделать фирму с вполне конкурентным поведением избыточно прибыльной. Поставщик, который пять лет подряд получает двойную норму прибыли, может вовсе и не применять рыночную силу. В свою очередь, поставщик, у которого применение рыночной силы вошло в привычку, может пять лет подряд терять деньги. Более того, поставщик, который использует рыночную силу, увеличивает прибыль каждого поставщика на рынке, и поскольку применение рыночной силы связано с определенными затратами, наибольшая прибыль должна быть у тех, кто выигрывает от применения рыночной силы, не применяя ее сам.