Содержание материала

Контрольный прогрев и контрольная подсушка в собственном баке с маслом

Контрольный прогрев и контрольную подсушку производят одним из следующих методов нагрева трансформатора:
а)  индукционный нагрев за счет вихревых потерь в стали трансформатора;
б)  прогрев постоянным током;
в)  прогрев током короткого замыкания;
г)   прогрев циркуляцией масла через электронагреватели.

В качестве дополнительного прогрева рекомендуется устанавливать трубчатые теплоэлектронагреватели (ТЭНы) под дно трансформатора.
При этом расстояние между нагревателями и днищем трансформатора должно быть не менее 40—45 см.
Контрольный прогрев производится с маслом, без вакуума, до температуры верхних слоев масла, превышающей высшую из температур, указанных в паспорте трансформатора:
на 5° при нагреве методом короткого замыкания или методом постоянного тока;
на 15° при индукционном прогреве либо циркуляцией масла через электронагреватели.
Контрольная подсушка производится с маслом прн температуре верхних слоев масла 80° С и максимальном вакууме, предусмотренном конструкцией бака трансформатора (по паспорту).
Через каждые 12 часов подсушки в течение четырех часов производят циркуляцию масла через трансформатор шестеренчатым масляным насосом производительностью не менее 4 м3 в час.
В процессе контрольной подсушки периодически измеряют характеристику изоляции и когда она будет соответствовать требованиям табл. 140, подсушка прекращается, но не ранее чем через 24 часа после достижения температуры 80° С.
Длительность подсушки не должна превышать 48 часов (не считая времени нагрева).
Если контрольным прогревом и подсушкой не достигли удовлетворительных показателей изоляции, производится сушка трансформатора.

Сушка трансформатора

Сушка трансформатора должна производиться без масла. Это ускоряет процесс сушки и обеспечивает высокое качество масла и изоляции обмоток.
Наиболее удобной в условиях монтажа является сушка трансформатора в собственном баке без масла. Для нагрева активной части трансформатора применяется индукционный метод: размещенная на боковой поверхности бака намагничивающая обмотка при питании ее переменным током создает вихревые потери в стали трансформатора, влекущие за собой ее нагрев.
До наложения обмотки бак и крышку трансформатора следует покрыть тепловой изоляцией из огнестойкого материала (маты из асбокартона или стекловолокна).
Для нагрева дна бака применяются теплоэлектронагреватели мощностью 1,5—2 кВт на м2 площади днища.
После наложения индукционной обмотки подается напряжение, включается дойный подогрев и температура воздуха доводится в баке до 100° С в течение 24—30 часов. По достижении такой температуры каждый час создается вакуум не более 200 жж рт. ст. на 15 мин с одновременным подсосом горячего воздуха из поддонного пространства, нагреваемого электронагревателями.
Прекратить подсос воздуха, довести вновь температуру в баке до 100° С, в течение 15 мин создать в баке вакуум 200 мм. рт. ст. и поддерживать его два часа.
Постепенно снять вакуум и греть активную часть при атмосферном давлении и температуре воздуха 100—105 С до получения на магнитопроводе и изоляции температуры 95—105° С.
Для трансформаторов мощностью до 16 000 кВА время прогрева в указанном выше режиме равно примерно 30 часам. По истечении 30 часов прогрева для трансформаторов указанной мощности поднять вакуум в баке до указанного в паспорте предела и продолжать прогрев при температуре 95—105° в течение 48 часов.
К этому времени изоляция обмоток должна достигнуть нормы, рост сопротивления изоляции должен прекратиться и в течение 6—8 часов оставаться неизменным.
При достижении таких показателей нагрев следует отключить, не снимая вакуум в баке и не останавливая вакуум-насос, охладить активную часть до 80—85° С, после чего приступить к заливке трансформатора' маслом.
Все масляные трансформаторы мощностью от 1000 кВА и выше при окончательной установке их на направляющие должны иметь уклон со стороны расширителя примерно на 1% с целью обеспечения необходимых условий работы газового реле. Для этого достаточно подложить под катки со стороны расширителя отрезки стальной полосы толщиной 8—10 мм для трансформаторов мощностью до 16 000 кВА.