Содержание материала

ОБЩЕЦЕХОВЫЕ УСТРОЙСТВА
Монтаж открытых и закрытых токопроводов (шинопроводов) напряжением до 1000 в осуществляется в соответствии с требованиями СНиП III-И.6—67, разд. 6 и ПУЭ, гл. П-2, а также ведомственных инструкций.

ОТКРЫТЫЕ МАГИСТРАЛИ ИЗ АЛЮМИНИЕВЫХ ШИН

Предназначаются для передачи электроэнергии от цеховых подстанций к распределительным пунктам и закрытых помещениях и под навесами.
Минимальное сечение алюминиевых шин, прокладываемых в производственных помещениях, 120 мм при их толщине не менее 3 мм. Расстояние между шинами разных фаз или полюсов и от них до стен зданий и заземленных конструкций должно быть не менее 50 мм в свету. Внутри помещений расстояние от токоведущих частей открытых токопроводов до трубопроводов должно быть не менее 1000 мм, до технологического оборудования — не менее 1500 мм. При защищенных токопроводах эти расстояния не нормируются.
Расстояние от голых токопроводов и их частей, находящихся под напряжением, до ограждений должно быть не менее 100 мм при наличии сеток и 50 мм при сплошных съемных ограждениях.
Ответвления (спуски) от магистралей выполняются изолированными проводами и кабелями, прокладываемыми в трубах, лотках и коробах, а также защищенными шинами. Неразъемные соединения магистралей выполняются при помощи сварки.
Алюминиевые шины к медным контактным зажимам аппаратов присоединяются:
к плоским зажимам для всех значений токов и к стержневым зажимам на ток не более 400 а непосредственно;
к стержневым зажимам на токи более 400 а и в наружных установках через медно-алюминиевые пластины.
К плоским зажимам алюминиевые шины присоединяются при помощи тарельчатых пружин и специальных стальных шайб, а к стержневым зажимам с применением увеличенных гаек из меди или медных сплавов.
Открытые магистрали из шин закрепляются только на концах; на промежуточных опорных изоляторах должна быть обеспечена возможность продольного перемещения шин, для чего между шиной и крепежной деталью (шайбой, планкой и т. п.) должен оставаться зазор 1,5—2 мм. Токопроводы, проходящие через температурные швы зданий, должны быть жестко закреплены с обеих сторон шва. Переход выполняется перемычками с компенсаторами.
Заготовка шин производится на специализированной технологической линии в мастерских МЗУ.
При гнутье шин прямоугольного профиля внутренний радиус изгиба должен быть: при изгибах на плоскость — не менее двойной толщины шины, при изгибах на ребро — не менее двойной ширины шины, при изгибах штопором — не менее тройной ширины шины. Изгиб шин в местах присоединения должен начинаться на расстоянии не менее 25 мм от края контактной поверхности.
Контактная поверхность должна быть плоской и ровной, оксидная пленка с нее снимается стальной щеткой под слоем вазелина.

В МЗУ магистрали комплектуются концевыми и промежуточными конструкциями, изоляторы комплектуются шинодержателями.
Заготовленные фазы шинной магистрали маркируются и сматываются в бухту или кассету и доставляются на монтажную площадку.
Монтаж шин производится с вышек или люлек в такой последовательности: на шинодержателях промежуточных конструкций устанавливаются раскаточные ролики; на одном конце трассы закрепляется лебедка с тяговым тросом, а на другом — кассета с намотанной на нее шиной. При размотке и протяжке шины угол ее изгиба должен составлять не менее 120°; конец первой шины закрепляется к тяговому тросу при помощи зажима и протягивается до конечной конструкции трассы; в первую очередь монтируется средняя шина, затем оттяжками с натяжными муфтами закрепляются концы натяжных конструкций под изоляторами последующей шины, и монтаж производится аналогично средней шине. Третья шина монтируется без дополнительных оттяжек. По окончании натяжении шин оттяжки плавно опускаются и окончательная регулировка шин производится натяжными винтами концевых конструкций.
Использование конструкций для натяжения шин с целью их правки не допускается.

Таблица 121. Натяжения и стрелы провеса открытых магистралей из алюминиевых шин [11]

Для концевого натяжения и крепления плоских шин шириной до 80 мм применяется натяжное устройство типа УН (К604а) с допускаемым усилием тяжения 1600 кгс (рис. 73), секционирование магистралей выполняется с помощью изоляционных вставок типа ИВ-1 (К85).
Натяжное устройство типа УН
Рис. 73. Натяжное устройство типа УН:
1 — шина; 2 — шинодержатель; 3 ·— натяжное устройство.

Натяжение шин измеряется динамометром или определяется по величине стрелы провеса (табл. 121).

ЗАКРЫТЫЕ ТОКОПРОВОДЫ

Монтаж закрытых токопроводов (шинопроводов) производится в законченных строительством помещениях.
Крепление токопроводов на опорных конструкциях должно обеспечить возможность свободного перемещения токопровода вдоль своей оси при нагреве или охлаждении шин. Расстояние между точками крепления не должно превышать 3 м. Монтаж производится с автовышек, автогидроподъемников, подмостей и лесов или других монтажных приспособлений в зависимости от местных условий.
В местах соединения секций должна быть создана надежная металлическая связь путем сварки соединительных уголков, заземляющих шинок или корпуса шинопровода (шинопроводы ШЗМ16).
Шинопроводы присоединяются к сети заземления приваркой шин заземления к накладке на стыке секций.
Секции шинопроводов перед монтажом рекомендуется укрупнять в блоки длиной до 7,5 м для сложных трасс и до 12 м — для прямолинейных большой протяженности. В процессе сборки шинопровода в блоки производится сварка шин. Поднимается блок краном или лебедкой при помощи специальной инвентарной штанги и захватных приспособлений.
При проходах через стены и перекрытия сборку шинопроводов следует начинать с угловых или ответвительных секций, фиксирующих основных проходов. На горизонтальных участках шинопроводы устанавливаются с расположением шин на ребро. Длина вертикального участка шинопровода между двумя ответвительными секциями ограничена и определяется заводом-изготовителем.
Стальные трубы электропроводки в ответвительных проводах секций закрепляются с двух сторон установочными (царапающими) гайками.