4-7. Методика выравнивания нескольких ресурсов по дням ремонта со свободным обменом однородными ресурсами
В ремонтах узлов агрегата принимают участие рабочие не одной, а нескольких специальностей, относящиеся в ряде случаев к различным организациям. Поэтому задача оптимизации числа рабочих должна быть распространена на все специальности. В большей части случаев целесообразно выделять из общего состава бригад для отдельной оптимизации сварщиков. Это необходимо при такой организации, когда сварщики не распределены между мастерами, а сгруппированы и подчинены одному мастеру.
Полная задача оптимизации таких ресурсов состоит, во-первых, в выравнивании ресурса в пределах каждого узла; во-вторых, в выравнивании в пределах агрегата или энергоблока путем смещения времени начала работ на каждом узле в пределах резервов времени для узлов.
Оптимизация ресурсов для узлового графика производится поочередно, при этом второй ресурс оптимизируется в условиях ограничений, накладываемых результатами оптимизации первого ресурса, т. е. о некоторым дополнительным ограничением свободы действий.
Поэтому установление очередности оптимизации имеет существенное значение и оказывает влияние на получаемые результаты. Обычно в качестве первого ресурса принимается количество рабочих основной специальности, производящих работы по ремонту технологического оборудования (на котлах — слесари-котельщики, на турбине— слесари-турбинисты, на генераторе — электрики). При большом объеме реконструктивных работ особенно дефицитной может оказаться специальность сварщиков. В этом случае первым ресурсом для оптимизации принимают сварщиков.
Рис. 4-13. Укрупненный сетевой график капитального ремонта мельницы Ш-50 до оптимизации ресурсов
Рис. 4-14а. Сетевой график капитального ремонта мельницы Ш-50 после оптимизации ресурсов, Туз—13 дней.
Методика оптимизации нескольких ресурсов показана на примере укрупненного узлового графика капитального ремонта мельницы Ш-50, изображенного на рис. 4-13.
Рис. 4-14б. Линейная диаграмма сетевого графика капитального ремонта мельницы Ш-50, Tуз= 13 дней.
Процесс оптимизации (сетевой график ремонта мельницы, линейная диаграмма, график потребности в ресурсах по дням ремонта) показан на рис. 4-14а, 4-14б и 4-14в.
Ремонтный персонал, выполняющий работы на мельнице, разделен на четыре группы по специальностям, каждой из которых присвоена форма геометрической фигуры для наглядности и удобства различения ресурсов в линейной диаграмме:
а) слесари-котельщики по ремонту вращающихся механизмов (кружок);
б) сварщики (треугольник);
в) электрики (квадрат);
г) лаборанты (ромб).
В качестве первого ресурса для оптимизации принято количество слесарей-котельщиков.
Под линейной диаграммой записываем в первой строчке суммарное количество котельщиков по дням ремонта до оптимизации и производим выравнивание этого ресурса путем сдвига работ с ресурсом, окаймленным кружком.
Рис. 4-14в. График движения рабочей силы при капитальном ремонте мельницы Ш-50, Туз=13 дней.
В рассматриваемом примере произведен сдвиг работ 12, 16; 6, 19; 2, 7; 2, 5; 2, 19; 2, 8 и 2, 10. Сдвиг работы 12, 16 еще на один день был бы возможен при условии перемещения работ 16, 17; 17, 18 и 18, 19 с другими ресурсами. Однако перемещения этой работы не потребовалось, так как и без того получен вполне удовлетворительный результат по уровню равномерности ежедневной потребности в котельщиках. Подчеркнув итоги для первого ресурса, под чертой выписываем потребность в сварщиках (условное обозначение — треугольник).
График потребности в сварщиках по дням ремонта (6 дней по два сварщика и 5 дней по одному) равномерен и улучшению не подлежит.
Ниже выписывается потребность в электриках (условное обозначение — квадрат).
Путем перемещения работы 2, 12 на один день вправо несколько улучшается их график.
График для лаборантов по существу определяет только 2 дня занятости одного человека и не требует изменений.
На рис. 4-14в показаны графики n=f(t) для оптимизированных ресурсов сетевого графика, а на рис. 4-14а сетевой график после оптимизации, на котором произведенные сдвиги работы отражены в виде организационных ожиданий.