Содержание материала

Для составления многочисленных заявок, получения необходимых фондов и оформления хозяйственных договоров с поставщиками требуется немало времени. Поэтому планирование материального обеспечения капитальных ремонтов оборудования заметно опережает планирование графика ремонтов. Плановый график капитальных ремонтов обычно приобретает некоторую согласованную с ОДУ определенность только к концу третьего квартала предшествующего планируемому года, тогда как заявки на запасные части и материалы для обеспечения этого графика должны быть поданы в конце первого или начале второго квартала, т. е. почти на полгода раньше.
Плановые расчеты, производимые с таким опережающим сдвигом, при отсутствии должных нормативов и ранее разработанных перспективных планов, естественно, не могут обладать необходимой точностью.
Кроме того, заявки, составляемые обычно по аналогии с прошлым периодом, не учитывают действительного сезонного изменения потребности в материальных ресурсах, хотя они и планируются по кварталам.

Сезонная же потребность при отсутствии графика ремонта и графика численности персонала в большинствe своем практически определялось «на глазок». Как это видно, например, из табл. 10-2, на ТЭЦ, где этот вопрос анализировался по отчетным данным за 3 года подряд, на летний период планировалось 65—69% суммарной годовой потребности. Фактический же расход за те же годы в летний период составлял соответственно по годам — 58, 76, 55% .
Но и точный учет сезонной потребности в материальных ресурсах, как это подтверждается анализом рис. 10-4, не спасает положения, так как неизбежные отклонения, вызываемые транспортными трудностями или иными объективными и субъективными причинами, при отсутствии необходимых складских запасов, приводит к снабжению «с колес».
Поэтому представляется целесообразным при расчете на станциях переходящих и страховых запасов на складах в целях обеспечения нормального снабжения без особого увеличения оборотных средств планировать некоторое опережение плановых поставок запчастей и материалов по сравнению с графиком ремонтов. Размер опережения должен решаться на каждой станции конкретно, исходя из реальных условий снабжения.
В целях достижения возможно большей органической увязки планов потребности в различных ресурсах на электростанциях и в энергосистемах должны быть разработаны по укрупненным нормативам соответствующие перспективные планы сроком не менее чем на 5 лет. В этих планах наряду с ростом мощности могут быть учтены не только типовые капитальные ремонты, но и работы по модернизации действующего оборудования и реконструкции электростанций.
В настоящее время в ряде энергосистем имеются разработанные проекты организации эксплуатации, содержащие расчеты по капитальным ремонтам оборудования электростанций на некоторый перспективный период. Однако эти расчеты, основным исходным показателем которых является суммарная стоимость основных фондов и соответствующие годовые суммы амортизационных отчислений, предназначенные на капитальный ремонт, могут быть использованы только для ориентировочного финансового планирования, но не пригодны для реального планирования натуральных показателей потребности в ремонтном персонале и материальных ресурсах.

Наличие на станциях и в энергосистеме нормативной документации и надлежащим образом составленных перспективных разработок обеспечит более высокий уровень научной обоснованности планов потребности материальных и финансовых ресурсов независимо от того, что эти планы будут разрабатываться с некоторым опережением, прежде чем закончено составление планового графика капитальных ремонтов в энергосистеме.
В этом случае может быть рекомендовано вести плановые расчеты в следующей последовательности:
строится предварительный перспективный линейнокалендарный график капитальных ремонтов агрегатов (рис. 10-13);
наносятся подсчитанные по нормативам (табл. 10-8) для агрегата (блока) суммы затрат на запасные части и материалы;
по имеющимся перспективным проектным разработкам на графике могут быть нанесены также суммы затрат на запасные части и материалы для реконструктивных, модернизационных и иных работ, намечаемых к выполнению на отдельных агрегатах (блоках) одновременно с типовым капитальным ремонтом;
производится суммирование по каждому месяцу (кварталу) всех затрат на запчасти и материалы*;
строится плановый годовой график потребности материальных ресурсов с учетом принятого опережения их поставки.
Представленные станциями годовые плановые графики (рис. 10-13) после их проверки являются основой сводного планирования в энергосистеме. Возможные (после окончательной разработки планового графика ремонтов энергосистемы) последующие уточнения в планах материально-технического снабжения при принятой схеме планирования, очевидно, будут не столь большими, чтобы их нельзя было внести за счет некоторого уточнения переходящего и страхового запасов материальных ресурсов на складах станций.
В нормативную документацию периодически должны вноситься обусловленные техническим прогрессом и передовым опытом ремонтов уточнения и изменения в номенклатуре и стоимости запасных частей и материалов.

*На рис. 10-13 в целях упрощения приведена только суммарная стоимость запчастей и материалов.

Поагрегатные (поблочные) нормативы трудозатрат и материальных ресурсов могут быть использованы также для перспективных плановых расчетов на основе укрупненных нормативов удельной стоимости ремонтов (на 1 квт мощности).
годовой график материально-технического снабжения капитальных ремонтов оборудования ТЭЦ
Рис. 10-13. Примерный годовой график материально-технического снабжения капитальных ремонтов оборудования ТЭЦ с учетом месячного опережения (пунктирная линия).

При наличии нормативной документации представляется возможным заблаговременно до начала ремонтной кампании выделять под отчет руководителей постоянных участков или выездных бригад ремонтных предприятий необходимые для выполняемого ими физического объема работ запчасти я материалы на весь ремонтный период.
Опыт ремонтного предприятия Киевэнергоремонт показал, что выделение сварочных материалов в распоряжение постоянных участков свело к минимуму ранее имевшие место частые перебои в снабжении сварочных работ и повысило ритмичность их выполнения. Это в свою очередь сокращает время, затрачиваемое на прохождение расходной материальной документации через эксплуатационные цехи электростанции и устраняет указанное выше искажение бухгалтерской отчетности из-за задержки цехами отчетной документации.
Нормативная документация обеспечит важную исходную информацию при составлении сетевых графиков капитального ремонта, когда требуется в них предусмотреть события, лимитирующие выполнение отдельных работ по причинам несвоевременного материально-технического снабжения. Не исключено также, что комплексная нормативная документация явится некоторой основой упорядочения ценообразования при пересмотре действующих прейскурантов на ремонтные работы.
В действующих методах планирования финансовых ресурсов находят свое отражение недостатки, обусловленные отсутствием обоснованных исходных плановых нормативов и необходимостью опережения плановых расчетов по сравнению со сроками планирования ремонтов. В связи с этим планирование финансовых ресурсов вынуждено базироваться не на расчете их потребности, а на располагаемых размерах источника финансирования, т. е. подлежащих начислению суммах амортизации.
Вопреки правилам расчеты начинаются не с расходной части баланса определением потребности в ресурсах, а с приходной части, которая отражает их наличие. Тем самым действующий метод финансового планирования в порядке «обратной связи» ориентирует электростанции и энергосистемы на «подгонку» планируемых физических объемов под имеющиеся финансовые ресурсы. Такая ориентировка усилена и тем, что порядок использования амортизационных отчислений на капитальный ремонт основных фондов, установленный действующим Положением о социалистическом предприятии и разъяснениями Министерства финансов [Л. 45], в энергетике несколько изменен применительно к ее отраслевой специфике.

Электростанциям, обладающим ограниченной хозяйственной самостоятельностью, амортизационные отчисления выделяются с условием, что не израсходованные в планируемом году остатки этих отчислений изымаются и перераспределяются как в пределах энергосистемы, так и вне ее. Правда, в специфических условиях энергосистем, где амортизационные отчисления по своей величине не в одинаковой мере отражают действительную потребность в возмещении износа основных фондов (различный уровень физического и морального износа оборудования, принципиальное отличие условий эксплуатации и ремонта на электростанциях и в сетях, не всегда учтенное в нормах амортизации, и др.) централизованное распределение и перераспределение этих отчислений является правомерным и рациональным, так как обеспечивает более высокую эффективность их использования.
Однако было бы несправедливым и экономически неоправданным игнорировать возможность получения дополнительного эффекта от некоторого расширения прав электростанций в использовании амортизационных отчислений. Достижение выгодного государству и электростанциям расширения их прав, предусмотренного хозяйственной реформой, в значительной мере облегчается при наличии научно обоснованных плановых нормативов трудозатрат и расхода материальных ресурсов на капитальные ремонты.
В частности, это облегчается возможностью составления сбалансированного финансового плана, основой которого является предварительно рассчитанная его расходная часть.

В настоящее время из-за возможных перераспределений сверху электростанции не заинтересованы экономить выделенные суммы амортизационных отчислений. Наоборот, имеются все объективные основания для того, чтобы не препятствовать их неэкономному расходованию. По этой же причине нет у них также стимула к экономии запланированных расходов в ходе выполнения капитальных ремонтов.
В целях обеспечения необходимого экономического стимулирования и повышения заинтересованности электростанций в снижении стоимости и повышении эффективности затрат на капитальные ремонты представляется целесообразным:
разрешить электростанциям использовать не менее 50% остатков амортизационных отчислений, предусмотренных в планах капитального ремонта основных фондов, на пополнение фонда развития, или на приобретение нового оборудования;
внести в плановую калькуляцию себестоимости энергии неоднократно рекомендовавшиеся в печати  следующие изменения:
в статье «амортизация» оставить только амортизационные отчисления на полное восстановление (реновацию), перечисленные в резерв энергосистемы 10% амортизационных отчислений, предназначенных на капитальный ремонт, а также указанные выше 50% от планируемого в балансе остатка неиспользованных начислений на капитальный ремонт;
планируемые по плану затраты на капитальный ремонт плюс 50% остатка неиспользуемых амортизационных отчислений включить в объединенную общую калькуляционную статью «ремонт основных фондов», охватывающую все виды ремонтов.
В условиях работы по новому основной плановый показатель — обеспечение готовности оборудования к несению максимальной нагрузки — стимулирует электростанции к своевременному и высококачественному ремонту основного оборудования и к проведению только таких сверхноменклатурных работ при ремонтах, которые обеспечивают надлежащую надежность эксплуатации оборудования и ощутимую экономию топлива.
Одновременно объединение капитальных и текущих ремонтов в одной общей калькуляционной статье повысит экономическую заинтересованность электростанций с экономном расходовании средств на ремонты с тем, чтобы увеличить плановую расчетную прибыль.
В целом от применения более совершенных методов планирования следует ожидать существенного повышения эффективности хозяйственной деятельности электростанций.
Нужно подчеркнуть, что рекомендуемой нами методикой планирования централизованное распределение амортизационных отчислений на капитальный ремонт не устраняется, но в основном сохраняется только на стадии планирования.
Одновременно с проведением мероприятий по совершенствованию комплексного планирования капитальных ремонтов должны разрабатываться мероприятия по совершенствованию и оптимизации планирования.
Наиболее важным из них следует считать дальнейшую разработку научно обоснованных плановых нормативов трудовых и материальных затрат.
Представляется, что комплексная нормативная документация по каждому типу агрегатов должна быть важным дополнением к паспорту оборудования и постепенно пополняться материалами, в которые входят:
построенная на основе прогрессивной технологии сетевая модель на капитальный ремонт в типовом объеме работ;
сетевой график в поузловом разрезе, рассчитанный по нормативам, учитывающим особенности временных оценок и требования научной организации труда ремонтного персонала;
усредненная оптимизированная трапеция трудозатрат со всеми характерными параметрами (рис. 9-1), являющаяся основой составления планового укрупненного норматива трудозатрат;
перечень наиболее часто встречающихся элементов сверхтиповых работ с указанием нормативов трудозатрат применительно к требованиям временных оценок сетевого графика;
перечень основных предусмотренных сетевым графиком механизмов, приспособлений и инструментов;
основные, учтенные в сетевом графике принципы организации бригад и методы разделения труда в них; принятая система и условия обслуживания рабочих мест;

нормативная документация по расходу запасных частей и материалов на один капитальный ремонт; установленный межремонтный период.