Содержание материала

Оптимальные временные оценки для ремонтных работ. Зависимости время — число работающих и время—стоимость для отдельных работ
Узловые графики, как и в целом весь комплексный график ремонта, состоят из многих отдельных работ. Поэтому, ставя перед собой цель оптимизировать комплексный график, важно прежде всего рассмотреть вопрос об оптимальности его составных частей — отдельных работ.
Нормативы трудозатрат на ремонт котлоагрегатов, турбин и электрического оборудования электростанций, разработанные «Союзэнергоремтрестом» для производственных предприятий, устанавливают состав звена по количеству, специальности и квалификации работающих и продолжительность выполнения работ, определяя этим размер трудовых затрат.
Эти нормы могут быть положены в основу временных оценок при составлении узловых графиков с учетом сложности работ, условий их производства и после дробления крупных работ на отдельные операции в соответствии с требуемым для сетевых графиков уровнем детализации. Для значительной части специальных работ нормативы не разработаны, поэтому временные оценки для них могут устанавливаться только экспертным путем. Единственно правильным критерием при установлении состава звена для выполнения каждой отдельной работы могут быть трудовые затраты, а целью оптимизации — их минимизация или, что то же самое, максимизация производительности труда. Можно предположить, что как при увеличении, так и при уменьшении числа работающих по сравнению с оптимальным производительность труда будет снижаться. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Очевидно, что для изменения количественного состава звена существуют ограничения, определяемые в сторону увеличения — размером рабочего места и характером работы, в сторону уменьшения—сложностью работы и требованиями правил безопасности. При изменении численного состава звена, необходимо следить за тем, чтобы существенно не изменилось требуемое соотношение между рабочими разных специальностей и квалификаций.
Рассмотрим в качестве примера работу по проверке и ремонту поверхностей нагрева котла производительностью до 280 т/ч с изготовлением и заменой четырех экранных труб. Согласно -нормативам имеем:
оптимальный состав звена nопт = 8 чел.; средний разряд— 3,5; продолжительность работы tопт = 6 дней; трудовые затраты Зт = 48 чел-дней.
Построим зависимость время — число рабочих, сначала предполагая, что производительность труда при изменении численности работающих остается постоянной (ЗT = const). При этом установим ограничения nмин = 3;
nмах= 15:
Зависимость t= f'(n)3 =const является гиперболой
(на рис. 4-1 изображена сплошной линией). Если предположить, что с изменением п в обе стороны от величины nопт, трудовые затраты 3Ί увеличиваются, зависимость t = f'"(n)         будет выражаться кривой с изогнутыми внутрь ветвями, которая будет соприкасаться с гиперболой только в точке с координатами поптtопт

При этом во всех, кроме этой, точках кривой будут иметь место существенное увеличение Зт и соответствующие потери затрат труда ∆Зтi = Зтi,—Зтопт·
Зависимость время — число рабочих
Рис. 4-1. Зависимость время — число рабочих для отдельных ремонтных работ.

Насколько нам известно, исследования этого вопроса в практике ремонтов энергооборудования не производились, во всяком случае результаты таких исследований не были опубликованы. Наши попытки установить эти зависимости для некоторых ремонтных работ не дали результатов, так как не оказалось достаточных оснований, чтобы отнести изменение трудовых затрат за счет снижения производительности труда из-за нарушения оптимальности в количестве работающих. Тем не менее, на основе опроса большой группы специалистов-ремонтников можно сделать следующие выводы:

1) на значительной части ремонтных работ при сохранении необходимой пропорции между количеством рабочих разной специальности и достаточной обеспеченности инструментом можно изменять в определенных пределах число работающих и этим ускорять или замедлять работы без заметного снижения производительности труда;
б)  на другой части работ в связи с ограниченностью рабочего места и узким фронтом работ изменять состав звена без резкого (в 1,5 раза и больше) снижения производительности труда нельзя.
В нашем примере допускается изменение числа работающих. Из опыта принимаем, что Зт остаются практически неизменными в пределах от n1 = 5 до n2 = 12. Интервал n1—n2 может быть назван зоной оптимальности параметра n; ей соответствует  зона оптимальности по параметру t, t1—t2, где t1 = 4, а t2 = 9,5 дней. Режим работы с t1=4 будем называть ускоренным, а с t2 = 9,5 замедленным. Оба режима и все их промежуточные значения оптимальны, так как Зтt1= 3т опт= 3т опт = 48 чел-дней. На рис. 4-1 зависимость t=f"(n) _ показана штрих-пунктирной линией.
(зт)n2|n1 =const.
В пределах зон оптимальности n и t эта кривая сливается с гиперболой. На этом же рисунке ниже показана зависимость 3T=f (n) при t=f"(n), в пределах зоны оптимальности параметра я она почти горизонтальна, так как Зт практически неизменны. Резкий подъем ветвей этой кривой за пределами зоны оптимальности свидетельствует о больших потерях трудовых затрат.
Решая задачу определения числа работающих, можно остановиться на трех вариантах состава звена (табл. 4-1), обеспечивающих три различных режима работы.
Для всех трех вариантов сохранены практически одинаковые соотношения между рабочими разных специальностей и одинаковый средний разряд работающих.
Себестоимость ремонтной работы при различной продолжительности ее выполнения в пределах зоны с одинаковой производительностью труда может зависеть только от изменения величины накладных расходов, так как при неизменных затратах труда неизменной остается и заработная плата рабочих.
Зависимость фонда заработной платы от продолжительности выполнения работы Фз.п=f(t) на рис. 4-2 представляет собой горизонтальную прямую в пределах зоны оптимальности я, t и наклонную прямую с подъемом ветвей за пределами этой зоны в связи с возрастанием затрат труда.

Накладные расходы, принятые для нашего примера, Таблица 4-1

Состав звена для ремонта узла котлоагрегата при различных режимах выполнения работы можно разделить на две части:
1) условно переменную часть расходов (Нр.пер), увеличивающуюся пропорционально росту числа рабочих в звене, выполняющем работу, и уменьшающуюся пропорционально сокращению продолжительности работы, в результате чего она остается неизменной для всех вариантов режима выполнения работы;
2) условно постоянную часть расходов (Нр.пост), в которую входят административно-управленческие расходы предприятия.
Общая сумма постоянной части накладных расходов, определяемая предприятию на год, не изменяется при отклонении от плана (увеличения или уменьшения) объема выполняемых за год работ. Однако часть постоянных накладных расходов, относимая на комплекс работ по ремонту одного энергоагрегата, изменяется при изменении продолжительности ремонта, уменьшаясь при его сокращении, так как при этом в течение года представляется возможным выполнить ремонты дополнительного количества энергоагрегатов.
Если рассматриваемая в нашем примере работа по ремонту поверхностей нагрева котла входит в состав критического пути сетевого графика, то режим ее выполнения (замедленный, нормальный или ускоренный) влияет на длительность ремонта агрегата, и зависимость

Hp=f'(t) по отношению к этой работе имеет такой же характер, какой мы установили по отношению к агрегату в целом.
Выражение этой зависимости будет иметь вид:
Hp=at + b,

Рис. 4-2. Зависимость время — себестоимость для отдельных ремонтных работ.
где b — коэффициент, зависящий от размера Нр.пер; а — тангенс угла наклона прямой к горизонтальной оси; t — длительность работы.
На рис. 4-2 показана зависимость Нр= f'(t) (рис. 4-2 имеет иллюстративный характер и не отражает расчетное значение величины а).
Себестоимость работы С без учета затрат на материалы, запасные части и транспорт, как и Зт, сохраняющие неизменные значения при различных величинах t, найдена путем сложения ординат кривых ФЗп и Hр. Характер изменения С такой же, как и Нр, и описывается уравнением:
C=at + b'.
Из рис. 4-2 и выражения С = ФЗп(t) видно, что условием обеспечения минимальной себестоимости работ, лежащих на критических путях, является ускоренный режим их выполнения.
Этот вывод не может быть сделан для работ, имеющих резервы, так как их ускорение не приводит к сокращению длительности ремонта агрегата в целом. Безосновательное ускорение таких работ приведет к повышению себестоимости за счет потерь времени на переезды и  увеличения командировочных расходов дополнительного количества рабочих. Оптимизация ресурсов в сетевых графиках должна обеспечить стабильность численности персонала в пределах основного периода ремонта агрегата с расчетом выполнения критических работ в ускоренном режиме и минимизировать общее количество занятых на ремонте рабочих путем частичного использования резерва некритических работ.
При неизменной и не зависящей от продолжительности выполнения работ цене на ремонтные работы, установленной прейскурантами из расчета нормативных трудовых затрат, снижение себестоимости работ критического пути из-за их ускорения может служить дополнительным источником прибыли предприятия, а следовательно, и источником премирования ремонтного персонала за досрочное окончание ремонтов.
В итоге ускорение критических работ на капитальных ремонтах приводит к более рациональному использованию ремонтного персонала и к увеличению производственных возможностей предприятия, так как суммарная экономия календарных дней в ремонтный период года за счет сокращения продолжительности ремонтов отдельных агрегатов создает резерв времени для выполнения ремонта дополнительных объектов.
Следует отметить, что только в [Л. 13] для строительного производства дана зависимость себестоимости работ от продолжительности их выполнения, совпадающая с вышеизложенными выводами, относящимися к ремонтам энергооборудования.
В целом ряде опубликованных книг (в том числе и зарубежных) устанавливается зависимость цены работы (а не ее себестоимости) от времени ее выполнения в виде уравнения
Y=—ах+b,
согласно которому цена работы возрастает по мере сокращения срока ее выполнения, где Y— стоимость работы в рублях; х — продолжительность выполнения работы.
В связи с тем, что эта зависимость не соответствует принятой в настоящее время методике образования цены ремонтных работ, использовать это уравнение для оптимизации графиков на ремонты оборудования по критерию минимума себестоимости нельзя.

Рассматривая вопрос об эффективности перевода отдельных работ на ускоренный режим путем увеличения численности рабочих, мы отметили, что в ряде случаев осуществить ускорение работ этим путем нельзя из-за ограниченных размеров рабочего места. Выходом из положения в таких случаях является перевод работ в двух- и трехсменный режим выполнения.
Как и для случаев изменения количественного состава звена, обоснованного материала о влиянии условий различных смен на производительность труда при ремонтных работах нет; опрос специалистов дает самую противоречивую информацию. По мнению ряда специалистов, производительность труда в вечерней и особенно в ночной сменах значительно ниже по сравнению с дневной сменой. Другая группа утверждает, что это снижение незначительно, а для некоторых работ условия вечерней и ночной смены более благоприятны, чем дневной (нормальное давление газа и напряжение в сварочных цепях, более свободен кран машинного зала, меньше помех и т. д.).
Характерным является то, что последнее мнение высказывают работники, ведущие ремонт энергоблоков, где на основных узлах агрегата ремонт постоянно ведется в двух- или трехсменном режиме. Мнение о резком снижении производительности труда при увеличении сменности принадлежит работникам тех организаций, где такой ремонт применяется редко и лишь с целью компенсации возникшего на ремонте отставания. Следует полагать, что обе группы работников по-своему правы и их мнение справедливо для соответствующих условий, которые мы в свое время при изложении предыдущего материала условились называть режимом работы персонала.
В условиях систематического и поэтому хорошо организованного режима двух- или трехсменной работы, когда мастера вместе с рабочими, еженедельно меняясь сменами, обеспечивают поточный режим ремонтов, при наличии круглосуточно работающей инструментальной, при обеспечении регулярного питания и дневного отдыха снижение производительности труда при выполнении ремонтных работ в вечерней и ночной сменах сравнительно невелико. Можно полагать, что в среднем при таких условиях вечерние работы потребуют увеличения трудозатрат на 10%, а ночные на 20—25%.

При нерегулярном временном повышении режима сменности и отсутствии необходимой организационной и технической подготовки имеет место значительное снижение производительности труда.
Для нерегулярно назначаемых работ в вечерние и ночные смены увеличение трудозатрат также окажется значительным (в среднем соответственно на 20 и 40%).
Нет никаких сомнений в том, что при составлении плановых сетевых графиков и установлении временных оценок для работ, выполняемых в различном режиме сменности, эти обстоятельства должны быть учтены и следует также учитывать при этом особенности их выполнения.
Введение усредненных коэффициентов, одинаковых для различных по характеру работ, не может быть рекомендовано. Надо полагать, что глубокое изучение этих вопросов работниками предприятий и отражение полученных результатов в разрабатываемых нормативах трудовых затрат будет полезным для планирования и управления ремонтами.