Содержание материала

ГЛАВА СЕДЬМАЯ  
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И СТРУКТУРНЫЕ ПРИЗНАКИ СИСТЕМЫ СПУ В ЭНЕРГОРЕМОНТНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
1. Характеристика системы СПУ для энергоремонтного производства
Важнейшим принципом функционирования системы СПУ является системный подход к вопросам организации, планирования и управления. Отдельные коллективы исполнителей, принимающие участие в комплексном ремонте, рассматриваются при этом как звенья единой сложной организационной системы, независимо от их ведомственного подчинения.
Но, чтобы создать такую единую систему и обеспечить ее бесперебойное функционирование на стадиях планирования и управления, требуется четкая система координации, располагающая специальным рабочим аппаратом, осуществляющим собирание, переработку и анализ информации, необходимой для планирования и управления.
Такая координация в системе ОПУ для специфических условий ремонта энергетического оборудования требует наиболее полного учета влияния конкретных его особенностей на структуру, принципы построения и функционирование системы, на объем, методы сбора, передачи, переработки и отображения необходимой информации.
Для этой цели «Основными положениями» [Л. 4] рекомендуются следующие классификационные признаки:
а)   уровень руководства, использующий данную систему СПУ;
б)  количество сетей, описывающих комплекс работ;
в)   объем сетевой модели;
г)   число конечных целей комплекса работ;
д)   планируемые и контролируемые параметры;
е)   ограничения по ресурсам.

С учетом этих признаков рассмотрим характеристику системы 'СПУ в конкретных условиях ремонта энергооборудования электрических станций.
Необходимо отметить, что определение первого признака классификации — уровня руководства — в специфических условиях ремонта оборудования оказалось дискуссионным вопросом, вызвавшим много споров, на которых следует остановиться подробнее.
С развитием объединенных энергосистем все годовое и перспективное планирование ремонтов практически сосредоточено в их объединенных диспетчерских управлениях (ОДУ). Поэтому сроки и длительность капитальных ремонтов, тем более в условиях известного дефицита мощности и стесненности «ремонтных площадок» годового графика нагрузок, строго устанавливаются и контролируются ОДУ при известном ограничении инициативы не только электростанций, но и отдельных энергосистем.

При сложившемся в энергетике сочетании форм централизации и специализации ремонтов оборудования преобладающее большинство электростанции в связи с ограниченностью своего ремонтного персонала в настоящее время может выполнить планы капитальных ремонтов только с помощью привлеченных подрядных ремонтных предприятий своих энергосистем либо специализированных предприятий трестов Главэнергоремонта Министерства энергетики и электрификации СССР.
Указанные ограничения в сочетании с имеющими место трудностями своевременного материально-технического обеспечения являлись часто основным поводом к отказу некоторых руководителей электростанций от принятия на себя обязанностей по координации и руководству системой СПУ ремонтами на электростанции.
Предлагалось передать руководство системой координации представителю какой-либо одной ремонтной организации, на которую возлагается роль подрядчика, подобно тому как это делается в энергостроительстве. Ремонтные предприятия в свою очередь выдвигали свои контрдоводы, сводящиеся к следующему.
Ремонтируемое оборудование принадлежит электростанции. Ремонтные работы, проводимые в условиях эксплуатации, строго подчиняются ее режиму и встречаются с определенными ограничениями выбора времени и места выполнения отдельных ремонтных операций. Все стационарные средства механизации труда ремонтного персонала (краны, подъемно-транспортные средства, постоянные разводки сетей и др.), а также фонды материально-технического снабжения находятся в распоряжении электростанции, планируются и распределяются ею.
Техническая документация и необходимое лабораторное оборудование ремонтов (контроль металлов и т. п.) опять-таки обеспечиваются электростанцией через свою энергосистему. В соблюдении сроков и качества ремонтов своего оборудования в первую очередь заинтересованы электростанции.
Все эти доводы приводятся в пользу сосредоточения системы координации на электростанциях или в энергосистемах небольшой мощности.
Решая этот вопрос, необходимо прежде всего отказаться от сравнения энергостроительства и энергоремонта, исходя из чисто внешнего сходства организации работ подрядным способом. Сроки строительства новой электростанции достигают 4—5 лет. Строительство осуществляется совместными усилиями нескольких десятков подрядных организаций различных министерств и ведомств и требует высококвалифицированной координации со стороны мощной строительной организации — генподрядчика. Роль малочисленной дирекции строящейся электростанции ограничена в основном функциями контроля, обеспечения документацией и расчета по хозяйственным договорам с подрядчиками.
Капитальный же ремонт осуществляется в условиях эксплуатации на одном остановленном из ряда действующих агрегатов. Он осуществляется несколькими (до 10) специализированными ремонтными предприятиями в принципе одной ведомственной подчиненности с обязательным привлечением и ремонтного персонала самой электростанции. Капитальный ремонт повышенного объема самого крупного блока длится не более 80 — 100 дней, а ремонтная кампания в целом имеет сезонный характер и в зависимости от условий длится 6—7 весенне-летних месяцев. В скорейшем завершении и высоком качестве ремонтов заинтересована электростанция, имеющая также необходимые средства и рычаги для оказания соответствующего влияния на это. Станция не только владеет оборудованием, но и совмещенными с ним основными стационарными средствами механизации ремонтных работ.
Совершенно очевидно, что формальное сопоставление с энергостроительством — довод неубедительный.
Как и следовало ожидать, большинство энергосистем, а также отраслевое научно-техническое совещание [Л. 30] высказались за возложение руководства координацией системой СПУ при капитальных ремонтах на электрические станции.
Что касается остальных признаков, то они споров нс вызывают и могут быть сформулированы без особого труда.
Ремонтные работы небольших агрегатов, как показал опыт, легко описываются одной сетью, содержащей до 600 работ.
Однако при принятой детализации работ общее их количество, включаемое в сетевую модель капитального ремонта современного мощного энергоблока, настолько велико, что не укладывается в рамки одной сети.

В частности, опыт «Харьковэнергоремонта» [Л. 27] подтверждает, что сетевая модель капитального ремонта наиболее распространенного энергоблока 200 Мет при оптимальной степени ее детализации (продолжительность одной работы не более 3—4 дней) насчитывает до 60 отдельных узлов и до 3 000 событий.
Первые сетевые модели капитального ремонта блока 300 Мвт, составленные Киевским политехническим институтом совместно с Приднепровской электростанцией и ремонтным предприятием «Ростовэнергоремонт», состоят примерно из 100 узлов, имеющих 5 000 событий и более 7 000 работ.
Таким образом по принятой «Основными положениями» [Л. 4] классификации система СПУ для энергоремонтных работ в зависимости от мощности агрегатов и степени детализации работ может быть отнесена к малым, описываемым одной сетью, и к средним системам, описываемым несколькими сетями.
В настоящее время система СПУ при капитальных ремонтах нашла свое применение в основном как система одноцелевая, направленная на достижение одной конечной цели, завершающим событием которой является окончание ремонта данного конкретного агрегата. Однако по мере более широкого внедрения этой системы она должна найти применение и как многоцелевая в первую очередь в централизованных ремонтных предприятиях для оптимизации планирования и распределения общих трудовых ресурсов между несколькими одновременно выполняемыми ремонтами агрегатов, установленных на различных электростанциях.
В связи с этим в условиях ремонтов система СПУ может встречаться как одноцелевая и как многоцелевая.
По принципу планируемых и контролируемых главных показателей система СПУ при ремонтах может быть в настоящее время отнесена к системам только с контролем сроков проведения работ, являющихся главным показателем эффективности ремонтов в новых условиях планирования. Материальные затраты относительно мало зависят от сроков проведения работ, так как расход запасных частей и других материалов, как правило, регламентирован в предусмотренном системой ППР объеме.

Наконец, растущие объем ремонтных работ и потребность в квалифицированной рабочей силе, наличие значительных резервов повышения производительности труда ремонтного персонала заставляют высвобождать излишки рабочей силы и обусловливают отнесение сетевого планирования и управления ремонтами к системам СПУ с ограничением их по трудовым ресурсам.
Сетевые модели ремонтов должны поэтому обязательно содержать соответствующую информацию о трудоемкости отдельных работ и квалификационном составе персонала.
Таким образом, для уровня руководства ремонтом оборудования отдельной электростанции систему ОПУ следует считать одно и многоцелевой системой с сетевыми моделями малого и среднего объема одноцелевого назначения, с контролем сроков и ограничением по трудовым ресурсам.