Содержание материала

Очевидно, что проблемы размещения энергетических объектов важны и сложны. Цель автора — показать, что формализация этих проблем и последующий анализ на основе их формализации целесообразны.

Мотивы для формализованного анализа

Проблемы размещения имеют некоторые характерные черты, изучение которых следует проводить с применением формализованного анализа. Это черты следующие.
Масштабы задачи. Разница в критериях оценки различных площадок может быть огромной: например, что лучше — потерять сотни миллионов долларов или вызвать серьезные местные экологические нарушения?
Сложность структуры. Сложность, присущая большинству проблем размещения, обусловливает трудности неформализованной оценки каждой из альтернативных площадок в конкретных случаях.
Ограниченность знаний экспертов. Широта проблем, связанных с размещением, не позволяет рассчитывать на то, что могут быть найдены эксперты, знающие досконально эту проблему. Имеются, правда, эксперты по соответствующим направлениям, таким как экономика, техника и различные области науки.

Необходимость объяснения решений. Заказчики, желающие строить энергетические объекты, должны объяснить регулирующим органам предполагаемые действия для защиты интересов населения. Разрешение на строительство объекта при этом условии.
Сложность и запутанность проблемы, характеризуемой этими чертами, делает процесс выбора решений с использованием формализованного анализа необходимым. Вопросы, рассматриваемые в этом формализованном анализе, не могут полностью решить проблему, но анализ и не рассчитан на это. Однако он поможет заказчику принять ответственные решения.

Цели формализованного анализа

Имеются две основные цели такого анализа в проблеме размещения. Первая — уменьшение вероятности того, что будет принято плохое решение (или увеличение вероятности хорошего решения) или, точнее, улучшение качества принятого решения. Эта цель важна из-за дорогой цены ошибки и трудностей выполнения анализа сложной проблемы. Под улучшением качества решения понимается следующее. Анализ должен стимулировать конструктивное обсуждение и выработать схему для улаживания конфликтов при принятии решений. Οι должен привести к формированию взглядов, которые могут быть и не очевидными вследствие сложности проблемы. Из-за того что не существует универсальных экспертов, одной из наиболее важных задач анализа является установление схемы для обобщения информации по различным аспектам проблемы размещения. В некотором смысле модель для анализа играет роль несуществующего всезнающего эксперта и является полезным инструментом заказчика, аналитика, администратора или просто тех, кто интересуется данной проблемой.
Вторая цель формализованного анализа — обеспечение основными доводами и документацией для поддержки решения в официальных органах, а также при объяснении позиции акционерам и общественности. Не требуется указывать, откуда взята информация, но нужно указать как она будет использоваться и почему рассматриваемая площади является наилучшей. Модель является также средством, с помощью которого можно отвечать на вопросы «что будет, если...», которые част задаются официальными органами.

Требования к анализу площадок                                                           

Для того чтобы достичь этих двух целей, анализ должен быть полным и компетентным. Полный анализ означает, что все существенные факторы проблемы размещения, описанные в § 1.4, должны быть рассмотрены. Понятие полноценности анализа связано как с глубиной,  и с полнотой, с которой эти факторы анализируются, и с логикой, которая используется при объединении частей анализа.
Анализ должен иметь теоретическую и практическую сторону. Метод анализа проблемы размещения, предложенный в гл. 2, отвечает этим требованиям.

Необходимо отметить, что некоторые исследования проводятся только из-за второй цели — обоснования выбранной площадки. Такой анализ, который обычно проводится после того, как площадка выбрана неформализованным методом, не может быть принят по двум причинам. Во-первых, выбранная этим методом площадка может оказаться недостаточно хороша. Во-вторых, недостаток времени на исследование площадки для обоснования ранее принятого решения вынуждает проводить неполный анализ. Имеются примеры такого анализа, результаты которого не смогли убедить административные органы в приемлемости площадки. Конечно, трудно сейчас установить, что привело к отклонению предложения — показатели площадки или недостаточный анализ. Однако безусловно то, что хороший анализ может помочь в выборе наилучшего места. Поэтому полезно провести исследование площадки, а затем выбирать ее, а не наоборот. Существующие законы, наиболее важный из них «Закон о национальной политике в области охраны окружающей среды», также требуют именно такой последовательности действий.