Содержание материала

Главная цель этой книги — помочь ЛПР выбрать площадку для предполагаемого объекта. Эта цель существенно отличается от цели так называемой дескриптивной процедуры, по которой выбирается площадка для размещения объекта. В первом случае цель достигается в процессе нормативного анализа решений, т. е. ставится задача помочь решить, что должно быть сделано. Во втором случае цель достигается имитирующими исследованиями решений, т. е. попыткой определить, что будет сделано. Эта ориентация на нормативный характер анализа решений отражает большое влияние ЛПР в проблеме размещения. Термин ЛПР относится как к отдельным лицам, так и к группе лиц, действующих вместе. В некоторых случаях может быть больше одного ЛПР. Характеристика, которая отличает в таком случае одно ЛПР от другого, заключается в том, что одно из этих ЛПР имеет право управлять решением, которое должно быть принято. Как мы потом увидим, такое определение ЛПР в любом конкретном случае будет зависеть от различных обстоятельств,

Дескриптивная точка зрения на проблему размещения

Большое число лиц и групп взаимодействуют сложным образом в процессе, который в конце концов приводит к сооружению энергетического объекта. Имеется много типов ЛПР. Опишем упрощенно некоторых из ЛПР, причастных к строительству базисной АЭС мощностью 1000 МВт. К ним относятся представители энергетических компаний, которые заинтересованы в том, чтобы обеспечить в течение 12—15 лет прирост производства электроэнергии. Они могут попытаться привлечь к этому другие подобные организации, а также энергомашиностроительные фирмы. На этом этапе уже необходимо выбрать основные характеристики проекта. Исследования, связанные с проблемой размещения, может выполнить и другая фирма. Должны быть профессионально рассмотрены такие вопросы, как сейсмичность площадки, обеспеченность ее водой и т. п. После того как будет выбрана площадка, она представляется в Комиссию по ядерному регулированию (Nuclear Regulatory Commission — NRC) для лицензирования. Некоторые другие федеральные органы, такие как Министерство внутренних дел, Управление мелиорации и др., могут также принимать соответствующие решения, касающиеся приемлемости предлагаемого объекта. Некоторые организации штатов, такие как совет по размещению объектов и комиссия по коммунальным предприятиям, будут также принимать решения, касающиеся данного объекта. Лицензионный процесс предусматривает участие выделенных для этого специалистов. Сюда могут быть включены общественные группы по охране окружающей среды, группы, защищающие интересы местных жителей, группы, объединяющие ученых, и другие группы, интересы которых затрагивает предполагаемый энергетический объект. Каждая из этих групп будет решать, как и когда участвовать в выработке приемлемого решения. Более того, каждая заинтересованная сторона может обратиться за разрешением спорных вопросов в суд. Это подключает к выработке решения группу юристов. Очевидно, что в конце концов объект, предлагаемый для данной площадки, может быть принят или отвергнут. Процедуры, ведущие к такому результату, могут потребовать нескольких итераций, нескольких лет и участия в них десятков ЛПР. Описание всего этого является непосильной задачей. Хотя это и могло бы оказаться полезным и интересным, но в задачу данной книги не входит,

Нормативная точка зрения на проблему размещения

Итак, имеется большое число ЛПР, причастных к важной проблеме размещения энергетических объектов. Цель данной книги показать, как один или, возможно, несколько ЛПР могли бы действовать, какие решения они должны предпринять и почему, если только они хотят действовать ответственно и твердо в таком сложном, касающемся окружающей среды вопросе. Заказчик относится к ЛПР, и для него анализ проводится с целью оказания помощи процессу выбора решений. Заказчиком могут быть компании, правительственные учреждения или другие заинтересованные организации. Заказчик не обязательно должен финансировать проведение анализа. Каждый заказчик принимает решение, выполнение которого может зависеть от других ЛПР. Например, выбор энергетической компанией площадки для ТЭС на угле может зависеть от реакции общественных групп по защите окружающей среды и групп местных жителей.
Любое решение заказчика основывается на двух видах информации: возможных воздействиях энергетического объекта и последствиях выбора каждой из рассматриваемых площадок;
системе ценностей заказчика, используемых в оценке этих воздействий и последствий.
Первый вид включает информацию об экологических и экономических воздействиях, вызванных рассматриваемым объектом, информацию о возможных задержках в лицензировании, о критериях, используемых другими вовлекаемыми ЛПР, и т. д. Эта информация собирается в результате поиска имеющихся данных, специальных исследований площадки с использованием моделей, описывающих возможные влияния (например, экономических моделей), и заключений экспертов. Система ценностей заказчика включает его отношение к риску, ценностные соотношения между различными воздействиями, отношение к различным воздействиям и т. д. Система ценностей (ценностные установки) заказчика выявляется для того, чтобы помочь ему оценить альтернативы и выбрать наилучшую с точки зрения заказчика площадку.

В любом исследовании площадки возникает вопрос — какое количество воздействий и критериев следует включить в формализованный анализ. Одни характеристики легче включить, чем другие. В любом случае время, стоимость и усилия, необходимые для выполнения анализа, увеличиваются при увеличении количества требуемой информации. С другой стороны, глубина знаний о площадке также увеличивается при увеличении затрат времени и денег. Выбор нужной пропорции между ними требует особого умения. Однако, поскольку стоимость и затраты времени для полного анализа площадки несравнимо меньше затрат, связанных с комплексом мероприятий в процессе выбора решения о строительстве объекта и учета многих законов (например, о национальной политике в области охраны окружающей среды), которые необходимо соблюдать, экономически выгодно проводить полный анализ. Каждый фактор должен быть рассмотрен или формализованно, или неформализованно, причем формализованное рассмотрение имеет ряд преимуществ.
Проблема, возникающая при наличии одного заказчика. С точки зрения нормативной процедуры наиболее общей проблемой размещения является проблема, связанная с существованием одного заказчика. Имеется в виду заказчик, который ищет наилучшее или по крайней мере хорошее место для размещения важного объекта. Это может быть, например, энергетическая компания, ищущая место для электростанции, нефтяная компания, ищущая место для нефтеперерабатывающего завода, или правительственная организация, ищущая место для стратегических нефтехранилищ или для захоронения радиоактивных отходов. Такой заказчик отвечает за основные решения по проблеме размещения. Другие ЛПР решают только вопрос о том, удовлетворяет ли всем требованиям выбор заказчика.
Выявление ущербов от воздействия энергетического объекта и их оценка выполняются самим заказчиком или организацией, связанной с проектированием. Данные по воздействиям можно получить на основе экономики, метеорологии, сейсмологии, гидрологии, экологии и медицины. Хороший анализ позволит получить достоверную информацию о возможных воздействиях объекта на каждую из рассматриваемых площадок с учетом экспертных оценок. Но, с другой стороны, известно, что абсолютных критериев не существует.
Ценности заказчика и общества могут сильно отличаться. Задача регулирующих органов заключается в том, чтобы избежать конфликтов по этой причине. Заказчик, естественно, должен учитывать систему ценностей общества при установлении критериев для выбора площадки. Например, из-за увеличивающейся сознательности общества в отношении охраны окружающей среды энергетические компании, нефтяные компании и правительственные органы сейчас ставят экологические критерии выше, чем они ставили их 10 лет назад.
Проблема, возникающая при наличии нескольких заказчиков. Иногда за решения по проблеме размещения важного объекта отвечает консорциум заказчиков, например местное энергетическое объединение (т. е. группа энергетических компаний), выбирающее площадку для электростанции, несколько правительственных агентств, выбирающих место для плотины комплексного использования, правительство и несколько нефтяных компаний, выбирающих место для глубоководного порта по приемке импортной нефти. Все заказчики могут прийти к соглашению о том, какие возможны воздействия объекта. Однако при оценке этих воздействий заказчики не всегда могут прийти к соглашению о системе приоритетов в этом воздействии. Если различные системы приоритетов ведут к выбору разных площадок, конфликт должен быть улажен до принятия окончательного решения. Уникальной чертой проблемы размещения, когда имеется несколько заказчиков, отличающей ее от проблемы, когда имеется один заказчик, является необходимость решения таких конфликтов. Система приоритетов также нужна для решения конфликтов, которые сохраняются и после тщательного обсуждения. Этот вопрос подробно обсуждается в § 7.7.