Содержание материала

Для привода выемочных машин и механизмов, транспортных установок, насосов участкового водоотлива, вентиляторов местного проветривания, проходческих комбайнов и погрузочных машин, бурильных машин, предназначенных для эксплуатации в подземных горных выработках, применяют переменный ток напряжением 660 В (на некоторых шахтах еще применяется напряжение 380 В). Для передвижных приемников электрической энергии (кроме передвижных подстанций) допустимо напряжение 1140 В. Ручные электросверла питаются переменным током напряжением 127 В.
Двигатели насосов центрального водоотлива и подъемных установок, применяемых в подземных выработках, рассчитаны на переменный ток напряжением 6000 В.
Двигатели шахтных электровозов используют для питания постоянный ток напряжением до 550 В.
На открытых горных работах для питания главных приводов экскаваторов применяют постоянный ток напряжением до 1000 В и выше 1000 В нестандартных величин, а для двигателей вспомогательных приводов — переменный ток напряжением 380 или 660 В.
Двигатели ленточных конвейеров карьеров в зависимости от их мощности работают на переменном токе напряжением 380— 660 или 6000 В.
На буровых станках работают двигатели переменного тока напряжением 380—660 В, а на некоторых типах станков используют для питания главных двигателей постоянный ток.
Двигатели электровозной откатки карьеров работают на постоянном токе напряжением 1500 и 3000 В.
Двигатели стационарных установок поверхности (подъем, вентиляторы, компрессоры) работают на переменном токе напряжением 6 кВ, а при малой мощности используют напряжение 380— 660 В.

§ 5, ВЫБОР МОЩНОСТИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

Правильный выбор мощности двигателя обеспечивает минимальные потери электроэнергии при его эксплуатации, заданную производительность и надежность работы оборудования. Недостаточная мощность двигателя приводит к быстрому выходу его из строя, увеличению затрат на преждевременный ремонт и в связи с простоем — к снижению производительности рабочей машины. При установке двигателя завышенной мощности снижаются его энергетические показатели, увеличиваются потери электроэнергии, возрастают затраты на приобретение, доставку, монтаж и эксплуатацию.
Расчет необходимой мощности электродвигателей производится на основании ряда технико-экономических требований, основными из которых являются следующие: правильно выбранный электродвигатель должен быть полностью загружен, а его нагрев при этом должен оставаться в пределах допустимых значений температуры; перегрузочная способность двигателя и пусковой момент должны обеспечивать преодоление кратковременных перегрузок и нормальные условия пуска; при прочих равных условиях предпочтительнее электродвигатель меньшей стоимости при лучшем к. п. д.
При выборе двигателя, работающего в продолжительном режиме с неизменной нагрузкой, учитывают энергетическую характеристику горной машины, т. е. зависимость мощности на валу приводного двигателя от параметров, определяющих режим работы машины, а затем по каталогу подбирают двигатель соответствующей мощности.
Выбор мощности двигателя для работы в продолжительном режиме с переменной нагрузкой производят по методам средних потерь, эквивалентного тока или эквивалентного момента и эквивалентной мощности.

§ 6. ТРЕБОВАНИЯ ПТЭ И ПБ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЕЙ

Каждый электродвигатель перед установкой в шахте или на поверхности должен быть тщательно осмотрен и опробован. Для обеспечения нормальной работы электродвигателя необходимо поддерживать напряжение на его зажимах не ниже 95% номинального. Следует систематически производить проверку величины сопротивления изоляции двигателей.
Места установки электродвигателей необходимо постоянно очищать от пыли и грязи, чтобы можно было вести визуальный осмотр внешнего состояния двигателей, а также состояния заземляющих проводников.
Электродвигатели с принудительной смазкой подшипников должны иметь исправную блокировку отключения двигателя при прекращении подачи смазки. Работа двигателей без наличия смазки в подшипниковых камерах и на уплотнениях запрещена.
Продуваемые электродвигатели должны иметь исправный подвод чистого охлажденного воздуха, а двигатели с водяным охлаждением — технически пригодную воду.
Резервные электродвигатели должны систематически осматриваться и проверяться на готовность к немедленному пуску.
Вращающиеся части двигателей открытого исполнения должны иметь специальные ограждения.
Профилактический ремонт электродвигателей должен производиться бригадой, состоящей минимум из двух человек, по письменному наряду с указанием в нем мер безопасности. При производстве ремонта в шахтах, опасных по газу, должен быть установлен контроль за безопасной концентрацией метана.
Соблюдение указанных требований снижает производственный травматизм и увеличивает срок службы электродвигателей.