Кроме систематических осмотров электрооборудования в каждой отрасли горной промышленности существует система планово- предупредительных ремонтов (ППР). Объемы, периодичность и необходимость проведения ППР регламентируются отраслевыми методиками, в соответствия с которыми на каждом предприятия разрабатываются и должны неукоснительно выполняться графики проведения ППР.
ГОСТ 2.602—68 устанавливает два вида ремонтов: текущий и капитальный, проведение которых зависит от особенностей, степени повреждения и износа отдельных деталей и составных частей электрооборудования, а также трудоемкости их восстановления.
Как правило, текущий ремонт производится на местах установки электрооборудования. В объем ремонта входит весь перечень работ, предусмотренных систематическими осмотрами, и мелкие ремонтные операции; которые могут быть выполнены в течение ремонтно-подготовительной смены. Если на рабочем месте устранить неисправности нельзя, то электрооборудование или его отдельные составные части доставляют для ремонта в механические мастерские предприятия.
При текущем ремонте электродвигателей производят проверку обмоток статора и ротора, состояние вала и подшипников, вентилятора, контактной системы коробки вводов, а при необходимости пропитку обмоток и просушку. Обмотку статора, имеющую сопротивление изоляции ниже допустимых величин или пропитанную повторно лаками, подвергают сушке методом внешнего нагрева или методом т. к; з.
Первый метод применим для сушки всех электродвигателей и заключается в том, что двигатель помещают в специальную сушильную камеру или металлический ящик, обитый - асбестом, в котором предусмотрена вентиляция. Для нагрева применяют воздуходувки, лампы накаливания, нагревательные сопротивления и батареи парового отопления. Максимальные значения температуры в сушилке зависят от конструкции двигателя и класса изоляции обмотки. Например, для двигателей серии ЭДКОФ с отсыревшей изоляцией во время сушки наивысшая температура обмотки не должна превышать 170° С. Если обмотку этих двигателей пропитывают кремнийорганическими лаками, то статор необходимо сушить 1—2 ч при температуре 120° С, а затем 5—7 ч при температуре 200° С. При покрытий лобовых частей кремнийоргаиической эмалью производят сушку в течение 1 ч на воздухе, а затем 7—9 ч в сушилке при температуре 180° С.
Сушка может производиться также постоянным и переменным трехфазным или однофазным током.
При сушке трехфазным током электродвигатель находится в режиме к. з. (с заторможенным ротором), корпус его должен быть надежно заземлен. К обмотке статора подводится пониженное напряжение (ОД—0,15 номинального). При этом ток в обмотке статора должен составлять 0,6—0,8 номинальной величины. Во время сушки наивысшая температура обмотки для комбайновых электродвигателей ЗДК04Р и ЭДК05Р не должна превышать 170° С.
При сушке двигателей т. к. з. подводимые напряжения надо регулировать так, чтобы температура обмотки возрастала не более чем на 5° С в минуту.
Сушка считается законченной, если сопротивление изоляции в горячем состоянии достигает определенных значений (для двигателей ЭДКО и ЭДКОФ 2—2,5МОм, для ВАО—1,5 МОм) и не будет значительно меняться в течение 1—3 ч последующей сушки.
При текущем ремонте пускозащитной аппаратуры разбирают аппараты и выполняют весь объем работ, предусмотренных при ежесуточном осмотре и ежемесячной ревизии. Кроме того, проверяют срабатывание контакторов, соответствие уставок защиты действительному току срабатывания, замеряют сопротивление изоляции. В случае копоти, загрязнения или подгорания силовых контактов производят их зачистку (медных — личным напильником; из материала марки СОК — ветошью, слегка смоченной в бензине). Все изношенные детали заменяют аналогичными заводского изготовления.
После ремонта аппараты собирают, регулируют и производят опробование всех элементов силовой цепи, цепей управления, защиты, сигнализации; проверяют безотказность работы блокирующих устройств.
Ремонт электрооборудования, связанный с восстановлением и изготовлением деталей и сборочных единиц, неисправность которых может повлечь за собой нарушение взрывозащиты, а также ремонт, который запрещается производить эксплуатационному персоналу, должен выполняться на социализированных ремонтных предприятиях, зарегистрированных в местных органах Госгортехнадзора.
Ремонт электрооборудования во взрывонепроницаемой оболочке должен содержать следующие основные, операции: прием и проверку комплектности всех составных частей и деталей электрооборудования; разборку и промывку; дефектацию составных частей и деталей для выявления объема ремонтных работ; восстановление или изготовление новых деталей; гидравлические испытания изготовленных или отремонтированных деталей взрывонепроницаемой оболочки и другие испытания, если они предусмотрены ремонтной документацией; проверку в процессе ремонта и сборки всех параметров, обеспечивающих взрывозащиту; сборку; электрические испытания; окраску электрооборудования; оформление необходимой документации и составление акта о соответствии отремонтированного электрооборудования ремонтной документации; выдачу отремонтированного электрооборудования с актом технической готовности представителю заказчика.
Ремонтная документация рудничного электрооборудования разрабатывается в соответствии с чертежами заводов-изготовителей; она должна удовлетворять требованиям ПИВРЭ и быть согласованной с МакНИИ или ВостНИИ.
Прием электрооборудования в ремонт производится на основании заказа, в котором отмечены паспортные данные и вид ремонта. Прием в ремонт производится по результатам наружного осмотра.
Сборку после ремонта производят с помощью специальных приспособлений, чтобы не допустить повреждений взрывозащитных поверхностей и не нарушить взрывобезопасность оборудования. При сборке все взрывозащитные, посадочные и присоединительные поверхности покрывают смазкой и на всех деталях и сборочных единицах взрывонепроницаемой оболочки ставят личное клеймо контролера ОТК, удостоверяющее их качество.
Независимо от цвета окраски отремонтированного электрооборудования знаки взрывозащиты, предупредительные надписи и знаки заземления должны быть окрашены эмалью красного цвета.
Крепежные детали оболочки должны иметь противокоррозионные гальванические покрытия.
Рядом со старой табличкой завода-изготовителя укрепляют новую с указанием наименования или товарного знака ремонтного предприятия, ремонтного номера или номера заказа, даты выпуска из ремонта (месяц, год). Таблички следует устанавливать без нарушения взрывонепроницаемости оболочки, например креплением на кожухах, лапах и т. п.