Содержание материала

§ 3. ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ КОНВЕЙЕРНОГО ТРАНСПОРТА И ТРАНСПОРТНО-ОТВАЛЬНЫХ МОСТОВ
На разрезах и карьерах, разрабатываемых комплексами машин непрерывного действия, весьма перспективным является применение мощных ленточных конвейеров, соединяющих места добычи непосредственно с обогатительными фабриками или потребителями. Преимущества конвейеров перед другими видами транспорта состоят в непрерывности рабочего процесса, способности работать, при углах наклона до 10—20°, а с применением специальных лент и при более высоких углах наклона, в возможности автоматизации управления. Недостатки: зависимость от климатических условий, и необходимость в подготовке к перемещению полезного ископаемого транспортабельных размеров.
Применяемые на открытых разработках конвейеры с шириной ленты 900—2000 мм снабжены одно- и многодвигательным приводом. Для привода применяют асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором, а при невозможности их пуска по условиям электроснабжения — двигатели с фазным ротором. Привод ленточных конвейеров должен удовлетворять следующим требованиям: плавность пуска и торможения при наличии и отсутствии груза на ленте; обеспечение равномерной нагрузки между всеми приводами конвейера; возможность реверсирования и прокручивания привода при ремонтах со скоростью 0,1—0,15 номинальной скорости. На ленточных конвейерах КЛ, КРП, КРУ устанавливают от одного до трех электродвигателей мощностью по 100—400 кВт. Для ленточно-цепных и ленточно-канатных конвейеров количество приводов не ограничено. Для высокопроизводительных конвейеров устанавливают двигатели на напряжение 6 кВ, для остальных — на напряжение 380—660 В.
Для автоматизированного управления конвейерами применяют серийно выпускаемую аппаратуру автоматизации.
Транспортно-отвальные мосты предназначены для транспортирования пород вскрыши от забоя в выработанное пространство по кратчайшему расстоянию и представляют собой самоходную установку с ленточными конвейерами. Для привода используют асинхронные двигатели с короткозамкнутым или фазным ротором, число которых на одном транспортно-отвальном мосту может достигать 50—70. Основным приводом являются двигатели главного, наклонного и нижнего конвейеров; подвижных и стационарных перегрузочных лент; механизмов хода на стороне экскавации и отвала.
Электроэнергия к мостам подается под напряжением 6—10 кВ. Поэтому на мостах устанавливают отдельно два распределительных пункта: на 6—10 кВ и до 1000 В с установкой трансформаторов собственных нужд. Вторичная обмотка трансформатора соединена в звезду с выведенной нулевой точкой для получения двух величин напряжения: 380 В для питания двигателей и 220 В для питания осветительных и отопительных приборов. Двигатели главных конвейеров и ходовых механизмов питаются от сети 6— 30 кВ.
Вследствие многообразия электромеханического хозяйства на мостах введена централизация управления всем комплексом, а по отдельным участкам оборудованы диспетчерские пункты управления и контроля. Имеются автоматическая телефонная связь, громкоговорящая связь, звуковая и световая сигнализация, получают применение ультракоротковолновые радиостанции и установки промышленного телевидения. Электротехническое хозяйство оборудовано блокировками для последовательного включения отдельных узлов комплекса. Основные элементы транспортно-отвальных мостов снабжены аварийными кнопками или выключателями, позволяющими отключать отдельные участки или все звенья технологической цепи.