Содержание материала

§ 3. СХЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПОГРУЗОЧНЫМИ МАШИНАМИ

В качестве примера рассмотрим схему дистанционного управления погрузочной машиной 1ПНБ-2 (рис. 50).
Схема дистанционного управления погрузочной машиной 1ПНБ-2
Рис. 50. Схема дистанционного управления погрузочной машиной 1ПНБ-2
Перед подачей электрической энергии на магнитную станцию машины штепсельной муфтой МЫ соединяют гибкий кабель с машиной, включают аварийный выключатель АВ, замыкающий блок- контакт которого включен в цепь управления магнитным пускателем, установленным отдельно. Нажатием кнопки КнП4 производят подачу напряжения на машину. Для дистанционного управления двигателями Ml и М2 можно пользоваться кнопочными постами, встроенными в станцию или вынесенными отдельно. Контакторные катушки магнитных пускателей станции питаются от вторичной обмотки понижающего трансформатора Тр.
Для включения двигателя М2 {нагребающие лапы и перегружатель) нажатием кнопки КнП1 создается замкнутая цепь: вторичная обмотка трансформатора Тр, кнопка КнП1, «Стоп» КУВ-12, КнС1, контакты тепловых реле РТ-\ и РТ-2, контакторная катушка К1, вторичная обмотка Тр. Срабатывание катушки К1 приводит к замыканию силовых контактов и включению двигателя. В дальнейшем питание катушки К1 осуществляется через замкнувшийся блок-контакт К1-1.
Для включения двигателя Ml (передвижение машины) нажатием на кнопку КнП2 или КнПЗ создают замкнутую цепь Для контакторной катушки К2 или КЗ. Например, при нажатии на кнопку КнПЗ ток протекает по цепи: вторичная обмотка трансформатора Тр, кнопка КнС2, «Стоп» КУВ-13, кнопка КнПЗ, контакторная катушка К2, размыкающий блок-контакт КЗ-2 контакторной катушки КЗ, вторичная обмотка Тр. Срабатывание катушки К2 приводит к замыканию силовых контактов и движению машины вперед, замыканию блок-контакта К2-1 в цепи управления катушкой К2 и размыканию блок-контакта К2-2 в цепи контакторной катушки КЗ.
Таким же образом можно осуществлять управление машиной при помощи кнопочных постов КУВ-12 и КУВ-13. Отключение происходит при нажатии на соответствующие кнопки «Стоп», при срабатывании любого из видов встроенной защиты, а также При размыкании цепи аварийным выключателем АЗ.

§ 4. СХЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПРОХОДЧЕСКИМИ КОМБАЙНАМИ

Электрические схемы управления проходческими комбайнами ПК-8, ПК-9р, ПК-ЗМ, «Караганда-7/15С», 4ПУ, ГПК и другими в принципе мало отличаются друг от друга.
В качестве примера рассмотрим схему силовых цепей и цепей управления комбайном ПК-8 (рис. 51). Привод исполнительного органа ПК-8 имеет два электродвигателя Μί и М2 мощностью, по 100 кВт каждый. Для привода маслонасоса и бермовых фрез установлен двигатель М3 мощностью 105 кВт, для привода ленточного перегружателя — двигатель М4 мощностью 8 кВт, для привода вентилятора пылеотсоса — двигатель М5 мощностью 20 кВт. Для управления двигателями на комбайне установлена станция управления, в комплект которой входят: автоматический выключатель АВ, контакторы типа КТУ, однофазный понижающий трансформатор Тр для цепей управления и освещения, реле управления и защиты, измерительные приборы.

Рис. 51. Схема силовых цепей и цепей управления проходческим комбайном ПК-8

Подача напряжения на станцию управления осуществляется при включении выключателя АВ. Контакторные катушки Kt—К4 питаются от сети 660 В, цепи управления и освещения — от 36 В. Схема собрана таким образом, что осуществляется определенная последовательность включения электродвигателей: вначале М4 и М5, затем М3, а после него Ml я М2. Чтобы выдержать такую последовательность, на комбайне установлен переключатель режима работы ПРР, контакты которого ЛРР1—ПРРЗ устанавливают в режим «Работа», а во время ремонтных операций — в режим «Ревизия», что позволяет отключать конкретный двигатель без соблюдения последовательности пуска. Чтобы не допустить включения исполнительного органа во время осмотра и замены резцов, в схеме предусмотрены блокировочные кнопки КнСБ1 и КнСБ2, одна из которых расположена на исполнительном органе, другая — на пульте управления. Перед подготовкой к работе эти кнопки разблокируются и возвращаются в замкнутое положение, показанное на схеме.
Схема работает следующим образом. При включении АВ загораются фары местного освещения Ф1-ФЗ. При нажатии на кнопку КнШ создается замкнутая цепь для питания катушки реле времени РШ. В результате замыкания контакта РВ1 включается сирена С подачи предупредительного сигнала о начале работы и создается цепь питания катушки реле времени РВ2.
Замыкается контакт РВ2 в цепи реле управления РЗ, но в этой цепи пока разомкнут контакт РВ1. После прекращения нажатия на кнопку КнП1 катушки реле времени обесточатся, контакты РВ1 вернутся в исходное состояние, а контакт РВ2, срабатывающий с выдержкой времени при размыкании, останется некоторое время замкнутым. При нажатии на кнопку КнЛб создается цепьпитания катушки реле РЗ, которая замыкает свой контакт РЗ в цепи контакторной катушки К4, и двигатели М4 и М5 включаются. В дальнейшем катушка питается через контакт РЗ к блок-контакты контактора К4. Пуск электродвигателя М3 производится кнопкой КнП4, а электродвигателей Ml и М2 — кнопкой КнЛ2, При нажатии на эти кнопки создаются цепи питания катушек реле Р2 и Р1, замыкаются их контакты в цепи контакторных катушек, и на двигатели подается напряжение.
Отключение двигателей происходит в обратной последовательности кнопками КнСЗ, КнСБ2 (КнСБ1), КнСб, затем отключается автомат А В, В отключенном положении выключатель А В и кнопки 1\нСБ1, КнСБ2 блокируются. Отключение происходит также при срабатывании защиты.