Содержание материала

К электрооборудованию вентиляторных установок относятся приводные электродвигатели, аппаратура управления, защиты, контроля, сигнализации и блокировки.

Мощность на валу двигателя вентилятора (кВт) определяется по формуле

где k = 1,1 ч-1,15 — коэффициент запаса мощности;
Q — необходимый расход воздуха, м8/с;
Н — расчетная депрессия шахты, Па; ηΒ и ηд — к. п. д. соответственно вентилятора и двигателя.
При полученной по расчету мощности двигателя менее 200 кВт Ж установке принимают асинхронный привод. При мощности свыше 200 кВт для привода вентилятора выбирают синхронные электродвигатели. По сравнению с асинхронными синхронные электродвигатели имеют следующие преимущества: более высокий к. и. д.; неизменную частоту вращения при любых нагрузках; пропорциональность вращающего момента напряжению в первой степени (у асинхронных электродвигателей момент пропорционален квадрату напряжения); возможность компенсации реактивной мощности предприятия при работе с перевозбуждением и опережающим cos φ. Поэтому синхронные электродвигатели стали основным типом привода для центробежных и осевых вентиляторных установок главного проветривания. Распространение получили синхронные электродвигатели серий СД, СДВ, СДН, СДС, СДЗ.
Для приводов вентиляторов ВЦ-32, ВПД-32М, ВОД-30 применяют электродвигатели серии СДВ (С — синхронный, Д — двигатель, В — для привода вентиляторов). Электродвигатели предназначены для работы от сети переменного тока напряжением 6 кВ и частотой 50 Гц. Возбуждение электродвигателей осуществляется от электромашинных возбудителей серии П или от тиристорных возбудительных устройств. Пуск электродвигателей — прямой от полного напряжения сети с включенным в цепь обмотки возбуждения пусковым резистором. Охлаждение двигателей воздушное, с самовентиляцией, исполнение открытое, область применения — закрытые помещения с нормальной окружающей средой.
Электродвигатели выполняют с горизонтально расположенным валом на двух стояковых подшипниках скольжения, с фундаментной плитой. Вал имеет один свободный конец, предназначенный для присоединения к вентилятору с помощью муфты.
Электродвигатели выпускают нескольких модификаций, отличающихся пусковыми характеристиками, направлением вращения, способом возбуждения, привод ом возбудителей, расположением выводных концов обмотки статора.
Корпус статора изготовляется сварным из листовой стали и состоит из стоек, соединенных между собой продольными ребрами жесткости, и наружной обшивки. Внизу корпуса имеются опорные лапы с отверстиями для крепления двигателя на фундаментной плите. Сердечник и обмотка статора выполнены так же, как и у двигателей серии АКН. Секции обмоток статора крепят в пазах сердечника с помощью клиньев, а лобовые части обмотки — к стальным изолированным бандажным кольцам. Обмотки статоров всех электродвигателей соединены в звезду. Для защиты обслуживающего персонала от случайного прикосновения и от попадания на лобовые части посторонних предметов установлены предохранительные щиты, выполненные сборными из легких штампованных сегментов.
Остовы роторов — шихтованные из стальных листов или сварные, состоящие из обода, диска и ступицы. Для сердечников полюсов применены штампованные стальные листы толщиной 1 — 1,4 мм. Сердечники прикреплены к шихтованным остовам хвостовиками и клиньями, к сварным остовам — шпильками.

Таблица 18

Данные приведены при напряжении 6 кВ и cos φ = 0,9 (опережающий),

Обмотка возбуждения состоит из катушек, выполненных неизолированным медным проводом прямоугольного сечения, намотанным на ребро с изоляцией каждого витка асбестовой бумагой. Пусковая обмотка из круглых латунных и медных стержней укладывается в отверстия башмаков полюсных сердечников и массивных медных сегментов, соединенных между собой болтами в общие короткозамыкающие кольца. Контактные кольца подвесного типа изготовлены из стали и укреплены на держателе, сидящем на валу. Щетки двигателей — графитные или электрографитированные с надежным прилеганием к контактным кольцам, что обеспечивается конструкцией щеткодержателей. Траверса для крепления щеткодержателей состоит из двух шин, прикрепленных изолированными шпильками к корпусу подшипника.

Технические данные двигателей серии СДВ приведены в табл. 18.
Конструкция синхронных двигателей серий СД, СДН, СДС в основном аналогична конструкции двигателей серии СДВ. Для создания необходимого охлаждения некоторых двигателей встраивают ковшовые, осевые или центробежные вентиляторы. У основной массы двигателей возбудители серии П имеют непосредственное соединение с валом двигателя или через клиноременную передачу. Для возбуждения двигателей некоторых типов используют отдельно стоящие возбудительные агрегаты.
Для привода вентиляторов применяют также асинхронные электродвигатели серий АО, АК, АЗ, АП, ВРМ,