Содержание материала

Электровозы, эксплуатируемые на горных предприятиях, имеют ручное управление при помощи контроллера, установленного в кабине машиниста. Схема управления позволяет осуществлять следующие операции: 1) пуск и езду при последовательном соединении тяговых двигателей; 2) пуск и езду при параллельном соединении тяговых двигателей; 3) электрическое реостатное торможение при параллельном соединении двигателей по перекрестной схеме. При всех перечисленных режимах езда возможна как вперед, так и назад.
Рассмотрим схему управления контактным электровозом Ι0ΚΡ-2, приведенную на рис. 56.
Для лучшего восприятия схемы приведена таблица замыканий контакторов главного барабана, на которой показаны номера контактов и позиций. Всего 11 контактов контакторов и 18 позиций рукоятки главного барабана контроллера. Реверсивный барабан в зависимости от положения рукоятки позволяет задать направление движения при одном или двух работающих двигателях.
При установке рукоятки реверсивного барабана в положение «Вперед» и установке рукоятки главного барабана на позицию 1 в схеме окажутся замкнутыми четыре контакта В, контакты ЛК% /, S и ТЗ. При включенном автоматическом выключателе А В создается цепь: контактный провод — выключатель АВ — контакты ЛК и 1 — резисторы Rl, R2, R3 — контакт ТЗ — обмотка двигателя Ml — контакты В и обмотка возбуждения Ml — контакты 6, В и обмотка возбуждения двигателя м2 — обмотка якоря м2 — рельс.
Схема управления контактным электровозом 10КР-2
Рис. 66. Схема управления контактным электровозом 10КР-2

Таким образом, позиция / обеспечивает последовательное включение двух двигателей при наличии трех резисторов в их цепи. На позиции 2 замыкание контакта 3 приводит к уменьшению величины дополнительного сопротивления в цели двигателей в результате шунтирования резистора R2. На позиции 3 замкнется контакт 2, ив цепи двигателей останется резистор R3. Дальнейшее переключение позиций приводит к тому, что двигатели работают последовательно без дополнительных сопротивлений (позиция 5) или параллельно (позиция 5).
Для перехода от последовательного к параллельному включению двигателей предусмотрены позиции XI, Х2 и ХЗ. Для изменения направления движения рукоятку реверсивного барабана ставят в положение «Назад» и таким же образом меняют положение позиций главного барабана. Для электрического торможения служат позиции VI-1. Для перехода на тормозной режим рукоятку главного барабана вначале устанавливают в нулевое положение, а затем поворачивают в направлении, противоположном направлению при пуске двигателей. Электрическое торможение применяется при останове электровоза и при движении под уклон, когда двигатели начинают работать как генераторы. Длительная работа электровоза допустима только на ходовых позициях 5 и о, а на остальных позициях допустима кратковременная работа, чтобы избежать потерь электроэнергии и не допустить повреждения пусковых резисторов.
Лампы освещения работают при замыкании цепи кнопкой Кн1, двигатель компрессора пневмосистемы м3 получает питание при включении контактора К, работа которого регулируется контактом реле давления РД при замкнутой кнопке Кн2. Подача сигнала о начале движения производится сиреной С, для включения которой нажимают на кнопку КнЗ.
Применяемые на отдельных шахтах схемы дистанционного управления электровозами предусматривают постоянное нахождение машиниста в кабине во время движения состава и оставление им кабины на погрузочных пунктах.