Нормами технологического проектирования ПС рекомендованы приведенные ниже главные схемы электрических соединений РУ напряжением 6—750 кВ.
Схема 35-1, 110-1, 220-1 и 330-1 (рис. 1.2,а, первая цифра указывает напряжение, для которого рекомендована схема, вторая — тип схемы согласно нормам)—блок линия — трансформатор без коммутационной аппаратуры или с одним разъединителем; при питании линией одного трансформатора применяется для напряжений 35—330 кВ.
Схема 35-2 (рис. 1.2,б) — блок линия — трансформатор с предохранителем; применяется для напряжения 35 кВ.
Схема 35-3, 110-3 и 220-3 (рис. 1.2,в) — блок линия — трансформатор с отделителем; применяется для напряжений 35—220 кВ.
Схема 35-4, 110-4 и 220-4 (рис. 1.3,а) — для блока линия — трансформатор с отделителями и неавтоматической перемычкой со с тороны линии (упрощенный мостик); применяется для ответвительных и тупиковых подстанций на напряжениях 35—220 кВ.
Схема 35-5, 110-5 и 220-5 (рис. 1.3,б) — мостик с выключателем в перемычке и отделителями в цепях трансформаторов; применяется на напряжениях 35—110 кВ и при отсутствии ОАПВ на 220 кВ.
Схема 110-6 (рис. 1.3,в) — мостик с отделителями в цепях трансформаторов и дополнительной линией, присоединенной через два выключателя; применяется на напряжение 110 кВ.
Схема 220-7, 330-7, 500-7, 750-7 (рис. 1.4) — четырехугольник; применяется на напряжениях 330—750 кВ и 220 кВ вместо схемы 220-5 при наличии ОАПВ при двух линиях или двух трансформаторах.
Рис. 1.2. Схемы блоков линия — трансформатор.
Рис. 1.4. Схема 220-7, 330-7, 500-7 и 750-7.
а — схема 35-1. 110-1, 220-1 и 330-1; б — схема 35-2; в — схема 35-3, 110-3 и 220-3.
Рис. 1.3. Схемы мостиков.
а— схема 35-4, 110-4 и 220-4; б — схема 35-5, 110-5 и 220-5; в — схема 110-6.
Схема 220-8 и 330-8 (рис. 1.5) — расширенный четырехугольник; применяется для напряжений 220 и 330 кВ при трех и четырех линиях и двух трансформаторах при отсутствии перспективы развития схемы.
Схема 35-9 (рис. 1.6) — одна рабочая секционированная выключателем система шин; применяется на напряжении 35 кВ на стороне высшего, среднего и низшего напряжений.
Схема 110-10 (рис. 1.7) — одна рабочая секционированная выключателем и обходная системы шин с отделителями в цепях трансформаторов и совмещенным секционным и обходным выключателем; применяется на напряжении 110 кВ при числе присоединений до шести и отсутствии перспективы развития схемы.
Рис. 1.5. Схема 220-8 и 330-8.
Рис. 1.9. Схема 110-12 и 220-12.
Рис. 1.10. Схема 110-13 и 220-13.
Схема 110-11 и 220-11 (рис. 1.8) — одна рабочая секционированная выключателем и обходная системы шин с выключателями в цепях трансформаторов и совмещенным секционным и обходным выключателем; применяется для напряжений 110 и 220 кВ на стороне высокого и среднего напряжений до шести присоединений в РУ.
Схема 110-12 и 220-12 (рис. 1.9) — одна рабочая секционированная выключателем и обходная системы шин, с выключателями в цепях трансформаторов, с отдельными секционным и обходным выключателями; применяется на напряжении 110 и 220 кВ при числе присоединений от семи до десяти.
Рис. 1.11. Схема 110-14 и 220-14.
Рис. 1.13. Схема 330-16, 500-16 и 750-16.
Рис. 1.14. Схема 330-17, 500-17 и 750-17.
Рис. 1.15. Схема 6(10)-1.
Рис. 1.16. Схема 6(10)-2.
Схема 110-13 и 220-13 (рис. 1.10) — две рабочие и обходная системы шин; применяется на 110 и 220 кВ при числе присоединений от 7 до 15.
Схема 110-14 и 220-14 (рис. 1.11) — две рабочие секционированные выключателем и обходная секционированные системы шин с двумя обходными и двумя шиносоединительными выключателями; применяется на 110 и 220 кВ на стороне среднего напряжения при числе присоединений более 15.
Схема 330-15, 500-15 и 750-15 (рис. 1.12) — трансформаторы — шины с присоединением линий через два выключателя; применяется для напряжений 330—750 кВ.
Схема 330-16, 500-16 и 750-16 (рис. 1.13) — трансформаторы — шины с полуторным присоединением линий; для напряжений 330— 750 кВ при пяти и шести линиях.
Схема 330-17, 500-17 и 750-17 (рис. 1.14) — полуторная; применяется на напряжениях 330—750 кВ; при числе присоединений восемь и более допускается секционирование шин.
Схема 6(10)-1 (рис. 1.15) — одиночная секционированная выключателем система шин; применяется для напряжений 6—10 кВ; при двух питающих трансформаторах, каждый из которых присоединяется к одной секции.
Схема 6(10)-2 (рис. 1.16) — две одиночные секционированные выключателем системы шин; применяется на напряжении 6—10 кВ при трансформаторах с расщепленной обмоткой или сдвоенных реакторах.
На расширяемых и реконструируемых ПС могут применяться другие, ранее выполненные схемы электрических соединений.
На вновь проектируемых ПС применение схем электрических соединений, отличающихся от рекомендованных «Нормами технологического проектирования», в каждом случае должно быть обосновано экономическим или другим расчетом.