РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ.
ПРОЕКТНО-СМЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
Проектные и изыскательские работы для сооружения электрических ПС выполняются проектными организациями на основании договоров с заказчиками проектов (энергосистемами или дирекциями строящихся объектов), которые являются распорядителями средств на проектирование и строительство. Заказчик заключает договор на выполнение проектных работ, выдает проектной организации утвержденное в установленном порядке задание на проектирование, принимает от проектной организации техническую документацию и проверяет ее качество и соответствие требованиям инструкций и договора. Проектирование начинается после получения утвержденного задания на проектирование при наличии договора с заказчиком на выполнение проектно-изыскательских работ, титульного списка на проектирование, технических условий энергосистемы на присоединение, а в необходимых случаях и архитектурно-планировочного задания. Если в процессе разработки проекта возникла целесообразность или необходимость изменения намеченного в задании решения отдельных вопросов, эти вопросы решаются главным инженером проекта с участием заинтересованных проектных подразделений.
Все выявленные в процессе разработки проекта уточнения задания на проектирование или технических условий на присоединение согласовываются с главным инженером проекта, а последним — с заказчиком и энергосистемой, выдавшей технические условия на присоединение.
При проектировании должны применяться стандартное оборудование и материалы и унифицированные сооружения, конструкции и фундаменты. Применение нестандартных материалов, оборудования и индивидуальных конструкций должно быть в каждом отдельном случае обосновано. Проектирование понижающих ПС выполняется в одну или в две стадии — технический проект и на его основе и после утверждения — рабочие чертежи. Стадийность проектирования устанавливается в задании на проектирование. Все ПС напряжением до 220 кВ включительно при их стоимости до 3 млн. руб. должны проектироваться, как правило, в одну стадию (техно-рабочий проект). Двухстадийное проектирование (технический проект и рабочие чертежи) таких подстанций допускается при наличии специальных обоснований, представляемых при рассмотрении и утверждении заданий на проектирование. Решение о стадийности проектирования принимается инстанцией, утверждающей технико-экономическое обоснование (ТЭО) или задание на проектирование.
Сроки разработки технических и техно-рабочих проектов устанавливаются при согласовании заданий на проектирование, а рабочих чертежей — по согласованному с заказчиками графику. Эти сроки должны быть увязаны с действующими нормами продолжительности проектирования. Проектная организация и заказчик проекта должны проверять соответствие технических решений, принятых в ранее разработанном проекте, уровню техники, действующим нормам и правилам на момент начала строительства.
В случае, если к моменту начала строительства проектная документация устарела, проектная организация по договору с заказчиком изменяет проект.
В тех случаях, когда изменение проектных решений вызывает необходимость изменения ранее утвержденной стоимости сооружения ПС, оформление изменения производится в установленном порядке. Проектные материалы (пояснительные записки, чертежи, сводные сметы, сводки затрат) должны иметь минимально необходимый объем, их следует составлять ясно и четко с тем, чтобы пользование ими не вызывало затруднений. Чертежи должны иметь установленные размеры. Отступление от эталонов оформления технических, техно-рабочих проектов и рабочих чертежей допускается только в исключительных случаях при необходимых обоснованиях. Для разработки дополнительных чертежей и решения возникающих в процессе строительства технических вопросов проектные организации по договору с заказчиком организовывают на строительствах крупных подстанций группы рабочего проектирования. Рабочие чертежи и сметы к ним в соответствии с действующей инструкцией о порядке приемки и изготовления технической документации должны выдаваться заказчику в четырех экземплярах. В тех случаях, когда отдельные виды строительно-монтажных работ подлежат выполнению субподрядными специализированными строительно-монтажными организациями, рабочие чертежи по соответствующим видам строительных или монтажных работ должны выдаваться заказчику:
в шести экземплярах, если работы по этим чертежам выполняются одной субподрядной организацией;
в большем количестве экземпляров, если работы по этим чертежам выполняются несколькими субподрядными организациями (исходя из того, что каждой из этих организаций необходимо выдать по два экземпляра соответствующих чертежей).
Рабочие чертежи типовых конструкций, узлов и деталей в составе рабочих чертежей проекта не выдаются. При отсутствии их у заказчика или подрядчика проектная организация высылает их по требованию. Дополнительное количество рабочих чертежей (сверх четырех) выдается заказчику и подрядчику за дополнительную плату.
Заказчик проекта и проектная организация несут ответственность в соответствии с действующим законодательством за то, чтобы технико-экономические показатели (стоимость сооружения) не были хуже показателей, предусмотренных титульным списком, ТЭО и заданием на проектирование; за уровень технических решений, принимаемых в проекте; за соответствие рабочих чертежей основным техническим решениям, принятым в утвержденном техническом проекте. Кроме того, заказчик проекта несет ответственность за правильность и своевременное представление проектной организации исходных данных для проектирования, за качественное проведение экспертизы и соответствие проектно-сметной документации требованиям согласовывающих организаций.
Проектная организация также несет ответственность за правильное определение сметной стоимости строительно-монтажных работ; за создание нормальных условий труда при сооружении и эксплуатации ПС, отвечающих правилам техники безопасности; за надежность запроектированной ПС в соответствии с действующими на момент проектирования правилами и нормами; за неоправданное увеличение объема проектно-сметной документации по сравнению с требованиями утвержденных эталонов проектов; за полноту состава и объема материалов изысканий, необходимых для разработки проекта; за своевременную разработку и выдачу заказчику проектно-сметной документации, а также внесение в нее необходимых уточнений.
С целью увязки основных показателей разрабатываемых проектов (стоимости сооружения, протяженности) с соответствующими показателями титульных списков проектно-изыскательских работ, заданиями на проектирование и технико-экономическими обоснованиями в проектных организациях основные показатели проекта плана проектно-изыскательских работ на сооружение (наименование, мощность, стоимость строительства) подлежат обязательному согласованию с главным инженером проекта подлежащей сооружению ПС или, в случае если таковой не назначен, с начальником отдела (сектора) по проектированию ПС.
Главный инженер проекта несет ответственность за соответствие основных показателей проекта, предусмотренным утвержденным ТЭО или титульным списком проектно-изыскательских работ.
До разработки проекта его главный инженер на основании имеющихся исходных данных уточняет основные вопросы, подлежащие разработке в проекте, а именно необходимость и объем: сооружения заходов ВЛ, выполнения проекта релейной защиты и противоаварийной автоматики электрических сетей; организации средств связи и выбор вида связи (высокочастотная, радиорелейная, кабельная и т. д.); сооружения ремонтных баз и служебных зданий; состава сооружений и видов работ, осуществляемых по титулу проектируемой ПС; использования типовых или прогрессивных проектов повторного применения по всем сооружениям проектируемой ПС; установки шунтирующих реакторов и защиты от внутренних перенапряжений. Указанные вопросы решаются при подготовке задания на проектирование и уточняются при разработке проекта.
Для обеспечения единства строительных решений и оптимального количества типоразмеров конструктивных элементов и ускорения сроков согласования проектов по сложным ПС составляются основные положения на проектирование. Основные положения согласовываются с заказчиком и генеральным подрядчиком.
ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ.
Технико-экономическое обоснование является предпроектным документом, уточняющим и дополняющим разработки по схеме развития энергосистемы в части обоснования необходимости строительства, параметров и требуемых сроков сооружения ПС. За основу выполнения ТЭО принимается утвержденная схема развития энергосистемы.
В состав работ по ТЭО понижающей ПС входят: сбор сведений о районе размещения ПС (топографических, геологических, гидрологических, метеорологических); камеральная разработка вариантов размещения площадок ПС; предварительные согласования размещения площадок с центральными, областными и другими организациями; обследование площадок в натуре; решение вопросов транспортировки грузов со станции разгрузки.
Составной частью ТЭО являются: решение совета министров автономной республики, краевого (областного) исполкома о согласовании размещения площадок, карьеров, площадок других подсобных сооружений; обзорный план размещения ПС со всеми рассмотренными конкурирующими вариантами; план выбранной в натуре и согласованной площадки; общая топографическая, инженерно-геологическая, гидрологическая и метеорологическая характеристики (по фондовым материалам).
В ТЭО определяются напряжение, количество и мощность трансформаторов и другого оборудования, материал и тип опор на основании технико-экономического сравнения по приведенным затратам, намечаются основные решения по фундаментам и другим сооружениям. Определяются состав зданий и сооружений, их объемы и конструктивные решения. Намечаются основные решения по остальным частям проекта (изоляция, арматура, релейная защита, эксплуатация, связь и т. д.). Составной частью ТЭО является изучение вопроса о присоединении ПС к системе (наличие отходящих линий). При необходимости использования вертолетов, аренды плавсредств и сооружения большого объема временных сооружений приводятся необходимые обоснования.
Расчет стоимости строительства и других технико-экономических показателей (потребности в материалах, конструкциях, оборудовании) проводится по удельным показателям капитальных вложений и другим нормативным материалам, а при невозможности их использования — по объектам-аналогам.
Принятая в ТЭО стоимость сооружения объекта не может быть увеличена на стадии разработки проекта.
По понижающим ПС ТЭО составляются при стоимости их 25,0 млн. руб. и выше и, как правило, при напряжении не ниже 750 кВ.
Определение стоимости сооружения понижающих ПС на пред· проектных стадиях производится по «Укрупненным показателям стоимости строительства», которые составлены в сметных нормах, ценах и тарифах, действующих на момент их составления. Показатели на строительные и монтажные работы, а также на стоимость оборудования разрабатываются применительно к условиям сооружения ПС в Московской области. Для ПС, сооружаемых в других районах страны, местные условия сооружения учитываются применением соответствующих поправочных коэффициентов. «Показатели» учитывают прямые затраты на выполнение полного комплекса строительно-монтажных работ с накладными расходами и плановыми накоплениями, при этом накладные расходы в них учтены в следующих размерах:
на строительные работы 14,5% суммы прямых затрат;
на монтаж металлоконструкций 8,3% суммы прямых затрат;
на монтаж электрооборудования 75% основной заработной платы.
Плановые накопления приняты в размере 8% суммы прямых затрат и накладных расходов.
При осуществлении работ строительными организациями, для которых установлены накладные расходы на строительные работы, отличающиеся от указанных выше, для определения сметной стоимости строительных работ используют соответствующие коэффициенты. В показателях стоимости (табл. 3.1) оборудования учтены затраты на приобретение запасных частей в размере 2% прямых затрат стоимости оборудования, необходимые начисления и транспортные расходы.
Показатели сметной стоимости строительных работ отдельных зданий и сооружений в составе ПС для различных инженерногеологических условий определены как средневзвешенные, поэтому при определении сметной стоимости строительных работ зданий и сооружений в ТЭО дополнительные поправки на грунтовые условия не применяются.
Таблица 3.1. Показатели стоимости для ОРУ 110 кВ
Шифр | Наименование объектов, узлов, видов работ и затрат | Показатели стоимости, тыс. руб. | |||
строительных работ | монтажных работ | оборудования | всего | ||
2-15 | По схеме блок линия-трансформатор с предохранителем | 1,82 | 2,16 | 4,42 | 8,4 |
2-16 | По схеме блок линия-трансформатор с отделителем | 2,14 | 2,86 | 4,7 | 9,7 |
2-17 | По схеме укрупненный блок линия-трансформатор с отделителем | 6,1 | 3,8 | 7,3 | 17,2 |
2-18 | По схеме два блока с отделителями и неавтоматической перемычкой со стороны линий и т. д. | 8,7 | 5,6 | 13,1 | 27,4 |
Стоимость строительства, определяемая при составлении ТЭО, должна составляться по полной номенклатуре глав сводной сметы на строительство с учетом стоимости подготовительных работ, временных зданий и сооружений, прочих работ и затрат (в том числе зимнего удорожания, затрат на оргнабор рабочих, доплат по сдельно-премиальной оплате, затрат на проектно-изыскательские работы). В конце сводных расчетов стоимости в ТЭО приводятся резервные суммы на непредвиденные расходы.
В показателях сметной стоимости приведены цены на следующие сооружения: комплексные распределительные устройства наружной установки; ОРУ 35—500 кВ; шунтирующие конденсаторные батареи 6—110 кВ; ЗРУ 6—10 кВ; трансформаторы и автотрансформаторы силовые с высшим напряжением 35—500 кВ; синхронные компенсаторы; общеподстанционные пункты управления; вспомогательные здания на ПС; аппаратные маслохозяйства и открытые склады масла; компрессорные установки для питания выключателей и приводов сжатым воздухом; кабельные каналы; автомобильные дороги; сети водопровода, технического водоснабжения, канализации и аварийные маслостоки; благоустройство и освещение территорий ПС; мастерские для ревизии трансформаторов и рельсовые пути перекатки трансформаторов.
ЗАДАНИЕ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ.
Задание на проектирование понижающей ПС составляется в соответствии со схемой развития энергосистемы, утвержденной в установленном порядке для объектов, включенных в план проектных работ. При отсутствии необходимых исходных материалов соответствующие вопросы по схеме развития энергосистемы и организации эксплуатации должны быть разработаны в специальном разделе проекта. В проекты ПС должны включаться объекты, предусмотренные титульным списком проектно-изыскательских работ Задание составляется заказчиком проекта при непосредственном участии проектной организации, которой поручается разработка проекта (или по просьбе заказчика проектной организацией с последующим согласованием с заказчиком). В задании на проектирование указывается, на основании чего оно составлено, приводятся место строительства, напряжение, сроки окончания проектирования и начала строительства и другие данные, необходимые для проектирования. Задание на проектирование составляется по определенной форме, установленной эталоном.
Мощность трансформаторов и синхронных компенсаторов обосновывается в проекте каждой конкретной ПС даже в тех случаях, когда она была указана в ранее утвержденных ТЭО или схемах развития энергосистемы, поскольку за период, прошедший между сроками разработки ТЭО (схемы) и выполнения проекта, могут измениться нагрузки на проектируемой ПС.
При согласовании (составлении) задания на проектирование главный инженер проекта не имеет права изменять основные показатели, утвержденные в ТЭО или предусмотренные титульным списком проектно-изыскательских работ.
Задание на проектирование согласовывается со строительной организацией в части материала опор ОРУ и строительных конструкций сооружений в утверждается инстанцией, утверждению которой подлежит проект. В Минэнерго СССР установлен следующий порядок согласования и рассмотрения заданий на проектирование.
Задания на проектирование объектов, сооружаемых по титулам Минэнерго СССР, подписываются и утверждаются:
по ПС стоимостью 1,5 млн. руб. и выше, осуществляемым по титулам Минэнерго СССР, подписываются руководством соответствующего главного эксплуатационного управления, согласовываются с Главниипроектом, Управлением экспертизы проектов и смет, Главным строительно-монтажным управлением и утверждаются руководством министерства; по ПС стоимостью 3,0 млн. руб. и выше, осуществляемым по титулам республиканских министерств и главных управлений энергетики и электрификации союзных республик, подписываются руководством соответствующего республиканского министерства или главного управления энергетики и электрификации, согласовываются с Главниипроектом и утверждаются руководством министерства; по ПС стоимостью менее 1,5 млн. руб., сооружаемым по титулам Минэнерго СССР, и менее 3,0 млн. руб., сооружаемым по титулам республиканских министерств и главных управлений энергетики и электрификации союзных республик, согласовываются с головным проектным институтом и генподрядчиком и утверждаются инстанцией, которая будет утверждать проект; по ПС, строительство которых осуществляется по титулам министерств и ведомств других отраслей промышленности, подписываются генеральным проектировщиком, согласовываются с организацией, ведущей проектирование, и утверждаются инстанцией, утверждению которой подлежит в дальнейшем проект. Общий срок рассмотрения и утверждения заданий на проектирование в утверждающих инстанциях — 10 дней. Внесение изменений в утвержденное задание на проектирование может производиться лишь с разрешения руководителя инстанции, утвердившей это задание. Задания на проектирование понижающих ПС согласованию с территориальными проектными институтами в части кооперирования вспомогательных производств не подлежат.
К заданию на проектирование прикладывается акт выбора площадки ПС.
В комплекс работ, связанных с выбором площадки для строительства ПС входят:
экономические расчеты и, если это нужно, инженерные изыскания;
технико-экономические сравнения вариантов возможного размещения ПС на различных площадках и определение оптимального варианта;
согласование с соответствующими органами и организациями намечаемых решений.
Для определения места расположения площадки ПС создается комиссия, в состав которой включаются представители: заказчика проекта, генерального проектировщика, исполкома местного Совета народных депутатов, строительной организации и других организаций и органов государственного надзора.
Комиссия по результатам рассмотрения намечаемых решений и осмотра земельных участков составляет акт о выборе площадки ПС, который подписывается всеми ее членами и утверждается министерством в установленном порядке. Оформление акта производится в исполкоме местного Совета народных депутатов.
Подготовку материалов по выбору площадки строительства для рассмотрения их комиссией осуществляет заказчик проекта с участием проектной организации. При выборе площадки для строительства проектная организация должна согласовывать со строительной организацией — генеральным подрядчиком вопросы, связанные с применением местных строительных материалов и конструкций.
ПУСКОВОЙ КОМПЛЕКС.
В тех случаях, когда строительство и ввод в эксплуатацию ПС предусматриваются по очередям (пусковым комплексам), в проекте определяются эти очереди. Проектно-сметная документация на сооружение очереди (пускового комплекса), разработанная в составе технического проекта, уточняется по рабочим чертежам.
Решение о выделении при строительстве ПС пускового комплекса принимается при утверждении ТЭО, а если ТЭО не разрабатывается, то указывается в задании на проектирование. Пусковой комплекс включает совокупность объектов и сооружений (или их частей), предусматриваемых к строительству с данным трансформатором (автотрансформатором) и позволяющих при минимальных объемах строительно-монтажных работ обеспечить нормальную эксплуатацию ПС и надежное электроснабжение потребителей.
В состав пускового комплекса включаются объекты основного производственного, вспомогательного и обслуживающего назначения, транспортного хозяйства, связи, благоустройства. Пусковые комплексы разрабатываются, согласовываются и утверждаются в составе технического (техно-рабочего) проекта в следующем составе: пояснительная записка, графический материал, ведомости сметной стоимости объектов, входящих в состав комплекса, перечень основных видов технологического оборудования, сводная спецификация по укомплектованию пускового комплекса сборным железобетоном и металлоконструкциями, ведомости основных физических объемов работ и потребности в основных материалах.
Проектно-сметная документация пускового комплекса, уточненная по рабочим чертежам и сметам к ним, согласовывается генеральной подрядной строительной организацией в месячный срок после получения ее от заказчика. Указанное согласование производится заказчиком проекта с участием автора проекта.
Проектно-сметная документация пускового комплекса, разработанная в соответствии с утвержденным проектом, утверждается дирекцией строящейся ПС (заказчиком) независимо от сметной стоимости стройки.