Любая система учета направлена на повышение эффективности использования материальных ресурсов и совершенствование производства. Цель учета топлива на электростанциях — улучшение технологии производства тепловой и электрической энергии и повышение эффективности использования энергетических ресурсов. На тепловых электростанциях организован учет количества и качества топлива, на базе которого строится технико-экономическая отчетность предприятия.
По правилам технической эксплуатации [2] все топливо, поступающее на электростанцию, принимается по его фактической массе. Топливо, прибывающее в железнодорожных вагонах, взвешивается на вагонных весах. При получении топлива в баржах его принимают по объему. Масса принятого и оприходованного топлива является отправной точкой в организации всей системы учета. Кроме входного взвешивания организовано взвешивание топлива, отправляемого на сжигание, автоматическими конвейерными весами, устанавливаемыми на главном конвейере перед бункерами котельного цеха.
В целях проверки правильности учета движения топлива и определения фактических его остатков на электростанциях периодически проводят инвентаризации, т. е. проверки действительного наличия топлива и сличения данных инвентаризации с данными складского и бухгалтерского учета. Инвентаризация является одним из основных элементов бухгалтерского учета, при помощи которого обеспечивается достоверность балансовых данных. При инвентаризациях учитывается все количество имеющегося в наличии и оприходованного топлива, в том числе хранящегося на складах в штабелях и отвалах, остатки топлива в приемно-разгрузочных ямах топливоподачи, в бункерах угля и пыли котельной, а также в подвижном составе электростанции.
На электростанциях принято проводить плановые инвентаризации ежеквартально по состоянию на первое число следующего за отчетным кварталом месяца. Кроме того, одна инвентаризация в году, которая считается контрольной, проводится в период, когда на складе находится минимальное количество топлива. Неплановые инвентаризации организуются в тех случаях, когда необходимо по каким-либо причинам уточнить количество имеющегося на станции топлива в периоды между плановыми инвентаризациями. Инвентаризации проводят под наблюдением специальной комиссии, назначаемой руководством предприятия или вышестоящей организацией. Все работы по инвентаризации выполняются в строгом соответствии с инструкцией [11], утвержденной Техническим управлением Минэнерго.
Количество топлива при инвентаризации определяется путем геодезического обмера штабелей и отвалов топлива, а также оценки объемов его в промежуточных бункерах и подвижном составе. Учет топлива на электростанциях всегда ведут в массовых единицах. Насыпную или складскую плотность топлива определяют экспериментально.
Инвентаризация топлива представляет собой весьма трудоемкую работу, которая может дать точный результат только при самом тщательном ее проведении. Погрешность результатов инвентаризации, проводимой путем геодезического обмера, составляет ±5—6% [11]. С увеличением количества инвентаризируемого топлива относительная погрешность измерения несколько снижается.
В целях сокращения объема работ и времени проведения обмеров, а также повышения точности результатов до начала инвентаризации штабелям придают по возможности правильную форму, ликвидируют площадки временного хранения и неорганизованные отвалы топлива. Если эксплуатация склада организована с таким расчетом, чтобы сохранить максимальное количество участков, в пределах которых за межинвентаризационный период не проводились работы по перемещению топлива, то подготовка штабеля к геодезическому обмеру потребует минимальной затраты труда и обеспечит высокую достоверность обмера. При выполнении большого объема подготовительных работ штабель становится неоднородным по плотности угольного слоя, что понижает точность пересчета объема топлива в массу.
Таблица 1.2. Нормы естественной убыли угля и сланцев на электростанциях, %, массы нетто
Вид топлива | Сорт топлива | При разгрузке | При операциях на складе | При хранении в течении года (унос из штабеля) |
Каменный уголь, антрациты | Рядовой и смесь рядового с отсевом (мелкий) | 0,075 | 0,15 | 0,17 |
Отсев (мелкий) | 0,075 | 0,20 | 0,25 | |
Промпродукт и шлам | 0,25 | 0,2 | 0,4 | |
Бурый уголь и сланцы | Рядовой и отсев (мелкий) | 0,12 | 0,20 | 0,35 |
Примечания:
- Указанные нормы являются предельными и применяются в случае фактической недостачи топлива, выявленной при инвентаризации.
- Нормы естественной убыли при операциях на складе учитывают все виды складских операций (укладку, перевалку и подачу со склада) не зависимо от их объема и применяются к количеству топлива, поданному на производство со склада
- Потери топлива, вызванные стихийными бедствиями, оформляются в установленном порядке, без применения указанных норм естественной убыли.
Для проведения геодезического замера необходимо знать точную отметку подштабельного основания и его конфигурацию. Выполнить эту работу при заполненном складе практически невозможно. Поэтому при подготовке склада к заполнению необходима тщательная планировка подштабельного основания и определение его геодезической отметки. При невыполнении этого требования геодезический обмер может дать ошибочный результат.
При проведении работ по подготовке складских единиц хранения торфа к замеру важно не только качество проведения этих работ, но и сроки их выполнения. Практически установлено, что для получения удовлетворительных результатов инвентаризации необходимо, чтобы все подготовительные работы, связанные с перемещением торфа, были полностью закончены не позднее чем за 10—15 сут до начала обмера штабелей. За это время торф, подвергшийся перемещению, самоуплотняется, и его плотность приближается к средней плотности в остальных складских единицах. Штабели обмеряют различными способами в зависимости от их емкости.
Наибольшее распространение получил рулеточный метод натурных обмеров.
Между количеством топлива, поступившим на электростанцию, и фактически достигшим бункеров котельного цеха возникает небаланс. Он обусловлен складскими и транспортными потерями. Эти потери принято называть естественной убылью. Они неизбежны и определяются индивидуальными особенностями топлива, способом его переработки, метеорологическими условиями и многими другими факторами, практически не поддающимися учету. Нормы естественной убыли установлены для многих видов работ, связанных с движением топлива. Они дают право на списание части топлива на убыль при инвентаризации в случае обнаружения недостачи. В табл. 1.2 приведены нормы естественной убыли угля, установленные в 1980 г. для предприятий Минэнерго.