Содержание материала

ГЛАВА ШЕСТАЯ
ХРАНЕНИЕ УГЛЯ В УПЛОТНЕННЫХ ШТАБЕЛЯХ

  1. ПОДШТАБЕЛЬНЫЕ ОСНОВАНИЯ

В качестве подштабельного основания преимущественно используется естественный грунт. При этом подготовка основания сводится к зачистке грунта от растительности и мусора, планировке площадки и тщательной укатке ее поверхности. Лучшими считаются тяжелые глинистые и суглинистые грунты. Важными требованиями, предъявляемыми к подштабельным основаниям, являются высокая их теплопроводность, обеспечивающая отвод в грунт тепла, образующегося в штабеле при окислении хранимого топлива; возможность свободной закладки топлива на хранение и взятие его со склада без загрязнения посторонними предметами и материалами при любых погодных условиях; высокая прочность, достаточная для длительной работы на нем складских механизмов при любых метеорологических условиях. Подштабельное основание кроме основной функции как площадки для размещения топлива должно обладать хорошей влагопроницаемостью, чтобы при чрезмерном увлажнении хранимого топлива часть воды из него могла бы дренироваться в грунт.

При создании подштабельных оснований приходится рассматривать вопросы, связанные со свойствами топлива. Так, при хранении продуктов мокрого обогащения угля следует отдать предпочтение водопроницаемым основаниям, поскольку они будут способствовать обезвоживанию топлива. Грунтовые глинобитные и другие мягкие подштабельные основания обладают недостаточной механической прочностью для работы на них тяжелых самоходных механизмов и грейферных кранов. После пробега тяжелой машины по оголенной поверхности основания верхний слой его превращается в рыхлую массу, легко смешивается с углем и вместе с топливом удаляется со склада. Особенно мягкие подштабельные основания поражаются самоходными механизмами в зоне расходного склада. Так, на одной из уральских электростанций за 5 лет эксплуатации базисного склада, на котором всего лишь несколько раз уголь убирался до нулевой отметки, произошло среднее снижение отметки подштабельного основания почти на метр. При этом, когда запасы угля на складе становились минимальными, отмечалось заметное повышение зольности топлива, поступающего в бункера котельного цеха. Таким образом, мягкие подштабельные основания, широко используемые па топливных складах, не соответствуют используемым средствам механизации. 
Применяются также бетонные подштабельные основания. Существенный их недостаток — высокая стоимость и большой объем строительных работ, выполняемых при их сооружении. Бетонное подштабельное основание в течение многих лет успешно эксплуатируется на угольном складе Ангренской ГРЭС, обслуживаемом бульдозерами и прицепными скреперами. В свое время станция была вынуждена перейти на бетонное основание в связи с тем, что естественный грунт под их угольным складом представляет собой смесь песка, гальки и разнокалиберных окатанных булыжников, которые постоянно загрязняли топливо и нарушали работу дробильных и пылеприготовительных установок.
Специалисты Усть-Каменогорской ТЭЦ, ссылаясь на свой опыт эксплуатации, отрицательно характеризуют бетонное подштабельное основание. По их данным оно довольно быстро разрушается, а обломки его, попадая на транспортер, распарывают лепту. Против применения бетонных подштабельных оснований выдвигается также довод, что работа самоходных механизмов на нем связана с большим их износом и более частыми поломками.

Пока целесообразность сооружения сплошных бетонных подштабельных оснований находится в стадии проработки. Можно рекомендовать следующее.

  1. Создавать бетонные покрытия на площадках расходных складов и площадках, прилегающих к приемным решеткам подземных бункеров топливоподачи
  2. При сооружении подштабельных оснований с мягким покрытием применять мягкие глинистые мате риалы с минимальным содержанием в них твердых компонентов, обладающих низкой размолоспособностью и высокой абразивностью. Не следует подсыпку делать крупным гравием из твердых горных пород и применять твердые горные породы при ремонте подштабельных оснований.