Допустимые сроки хранения топлива на складах электростанций устанавливаются ведомственными [6] и межведомственными инструкциями. Предельные сроки хранения бурых и каменных углей на открытых складах по нормам Минэнерго приведены в табл. 6.2, а по межведомственным нормам — в табл. 6.3. Предельные сроки хранения в штабелях вместимостью менее 100 000 т приведены в табл. 2.3 [6]. Обновление запасов топлива является одним из важнейших элементов эксплуатационного надзора, и его проводят по заранее составленным графикам с учетом сроков хранения данного вида топлива, ритмичности его поставок, эксплуатационного режима предприятия и организационно-технических работ, проводимых на складе.
Выборочное удаление топлива со склада.
Выборочное изъятие топлива со склада в основном преследует цель улучшения хранимого топлива, освобождения склада от топлива, непригодного для длительного хранения, и приведения в порядок всего складского хозяйства. На складах электростанций проводятся работы, связанные с выборкой очагов самонагревания, самовозгорания и поверхностного горения, удалением частей штабеля, которые по каким-либо причинам не могут быть оставлены для дальнейшего хранения, удалением топлива, возникшего в результате правки и оформления штабелей.
Таблица 6.2. Предельные сроки хранения углей в крупных уплотненных штабелях по нормам Минэнерго [6]
Группа устойчивости | Предельный срок хранения, год | Группа устойчивости | Предельный срок хранения, год |
I | 6 | III | 3 |
II | 4 | IV | 2 |
Таблица 6.3. Сроки хранения угля по межведомственным нормам на складах
При перегрузке складов иногда приходится выполнять значительные работы по ликвидации временных отвалов угля, возникающих в результате аварийной или неплановой разгрузки топлива за пределами склада, вдоль железнодорожных путей и т. п.
К работам по выборочному удалению топлива со склада нужно прежде всего отнести уборки топлива после размораживания смерзшихся глыб топлива, в свое время убранных с фронта разборки штабеля; смеси топлива со снегом, образовавшейся в результате очистки поверхности штабеля от снега; остатков и россыпей топлива, образовавшихся в результате проведения на складе зимних работ. При этом создается впечатление, что топливо только забирается со склада и не компенсируется новой закладкой. В действительности топливо, отправленное со склада на сжигание, уменьшает потребность в свежем топливе, и соответствующее количество его в той или иной форме возвращается на склад.
Эксплуатационное обновление топлива.
Сущность его заключается в том, что в течение осенне-зимнего максимума потребления энергии значительная часть запасов топлива сжигается, а в весенний период освободившаяся часть склада интенсивно заполняется свежим топливом. Таким образом осуществляется ежегодное более или менее полное обновление складских запасов. Эта система обмена запасов топлива принята на большинстве электростанций. Сопряжение обмена топлива с сезонной неравномерностью его расходования и поставок существенно сокращает объем работ, связанных с обменом топлива на складе.
Уголь из штабеля выбирают с минимальным нарушением формы остальной части штабеля. Для этого перед началом работ определяют участок выборки, контуры которого очерчивают установкой условных знаков. Выборку угля ведут наклонными слоями с таким расчетом, чтобы сохранить уклоны, позволяющие свободно работать самоходным механизмам. Проводить выборку уступами, между которыми образуются участки с наклоном больше угла естественного откоса, не рекомендуется, так как это способствует сегрегации и самовозгоранию топлива. Особенно строго это правило необходимо соблюдать на штабелях, сложенных из углей, склонных к самовозгоранию.
В целях предупреждения повреждения подштабельного основания погрузочно-разгрузочными механизмами целесообразно сохранять на нем угольную подушку толщиной не менее 1,0—1,5 м при работе кранов-перегружателей и не менее 0,5 м при работе самоходных кранов на гусеничном ходу, скреперов и бульдозеров. По окончании выборки основной массы топлива защитную подушку собирают бульдозерами и подталкивают к сохранившейся части штабеля или приемным решеткам подземных бункеров топливоподачи. При этом уголь с подштабельного основания подбирают возможно тщательнее, так как остатки его легко рассеиваются, загрязняя окружающую атмосферу и прилегающую территорию, интенсивно окисляются, а в холодное или влажное время года — увлажняются, смешиваются со снегом и смерзаются. Сохранившейся части штабеля придают правильную форму, поверхность его планируют и уплотняют.
В зимних условиях для открытия фронта работ поверхность штабеля в пределах площадки, предназначаемой к разборке, освобождают от снега и смерзшегося верхнего слоя. Если выборка топлива прекращена в первой половине зимы, когда еще не прошло время сильных морозов, то нарушенную часть штабеля планируют, но не уплотняют, а в некоторых случаях даже рыхлят, чтобы предупредить возможное смерзание топлива. Во второй половине зимы, когда время сильных морозов уже прошло и с каждым днем вероятность возобновления работ по выборке уменьшается, а вероятность приема на склад свежего топлива увеличивается, нарушенный участок штабеля не только планируют и уплотняют, но и по возможности полностью подготавливают к приему свежего топлива. При временном прекращении выборки в летних условиях нарушенный участок штабеля обязательно планируют и укатывают, как и при закладке свежего топлива.
При разборке штабелей после длительного хранения необходимо учитывать, что верхний слой угля в штабеле, совпадающий с зоной кислородного влияния, всегда имеет пониженное качество. Сильно обесценившееся при хранении топливо находится также у нижней кромки крутых откосов и в слое, прилегающем к подштабельному основанию. Поэтому в некоторых случаях бывает целесообразно перед началом разборки штабеля удалить из него наиболее окисленное и обесценившееся топливо, а затем равномерно примешивать его к полноценному по мере достижения той части бескислородной зоны штабеля, где топливо лучше сохранило свои первоначальные свойства.
При круглогодичной ритмичной поставке топлива обновление складских запасов превращается в самостоятельную операцию, проводимую одновременно с топливоснабжением и независимо от обеспеченности электростанций свежим топливом. При этом одновременно отправляется со склада на сжигание топливо, прошедшее свой срок хранения, и закладывается вместо него свежее топливо.