Содержание материала

3.4. ИЗМЕНЕНИЕ ВЛАЖНОСТИ И МАССЫ ТОПЛИВА ПРИ ХРАНЕНИИ
Опыт показывает, что при хранении топлива на открытых складах электростанций оно может увлажняться атмосферными осадками или подсыхать в результате выветривания. В соответствие с изменением влажности происходит изменение и массы топлива, что существенно усложняет организацию его количественного учета. Физическое выветривание топлива сопровождается потерей внешней влаги и, следовательно, всегда сопряжено с уменьшением массы хранимого топлива. В табл. 3.1 приведены предельно возможные потери влаги некоторыми бурыми углями при их выветривании. Из приведенных данных видно, что для некоторых углей эти потери могут быть весьма значительными.

Непосредственные измерения показывают, что в крупных уплотненных штабелях за сравнительно короткое время хранения заметная потеря влаги топливом может наблюдаться только в поверхностном слое, простирающемся на глубину 400—700 мм. Данные, полученные УралВТИ по распределению влаги в уплотненном штабеле ангренского угля группы Б2, хранившегося в течение года вблизи Ташкента, приведены в табл. 3.2. Видно, что в самом поверхностном слое штабеля влажность топлива снизилась почти до гигроскопической (= 11,0%), тогда как в более глубоких горизонтах она изменилась незначительно.
Потеря влаги топливом может происходить и в ходе закладки штабеля. При этом каждая порция топлива, уложенная в штабель, некоторое время соприкасается с атмосферой, и ее поверхность подсыхает. 

Таблица 3.2. Изменение влажности ангренского угля в поверхностном слое уплотненного штабеля


Место отбора проб

Средняя влажность, %

Снижение влажности за год хранения, %

Исходное топливо

36

-

В штабеле на глубине, мм:
500—700

32

4

200—300

27

9

0—100

12

24

При каждом последующем перемещении топлива обнажаются новые поверхности испарения, и таким образом происходит непрерывное рассеивание влаги с больших площадей. Потеря влаги возрастает с ростом температуры окружающей среды, уменьшением относительной влажности атмосферы, увеличением скорости ветра и числа перемещений топлива. Эта форма рассеивания влаги характерна для условий южных и засушливых районов, где все климатические факторы благоприятствуют испарению влаги. Особенно большие потери топлива происходят при хранении его в условиях южных и засушливых районов, и в частности Средней Азии.
На электростанциях, расположенных в районах с влажным климатом, потери влаги и массы топлива при хранении частично или полностью компенсируются атмосферными осадками. При этом иногда наблюдается даже некоторое переувлажнение хранимого топлива. Так, на Челябинской ГРЭС за два года хранения челябинского бурого угля группы Б3 в уплотненном штабеле высотой около G м влажность топлива возросла почти на 10% и соответственно выросла масса топлива.
Максимальный прирост влажности хранимого в штабеле топлива за счет атмосферных осадков можно подсчитать по формуле


Таблица 3.3 Климатические показатели для некоторых городов СССР

При хранении сильно обводненных продуктов мокрого обогащения угля происходит удаление той влаги которая превышает максимальную влагоемкость топлива, и осуществляется оно путем дренирования избытка воды через подштабельное основание в грунт.