Содержание материала

ФАКТОРЫ, ЗАТРУДНЯЮЩИЕ БЕЗОПАСНУЮ РАБОТУ НА СКЛАДАХ ТОПЛИВА
На угольных складах электростанций следует учитывать в работе факторы, обусловленные свойствами угля и принятой технологией его складирования и хранения, которые могут приводить к несчастным случаям.
Поскольку уголь представляет собой материал неоднородного гранулометрического состава, обладающий ограниченной сыпучестью, то может иметь место его зависание при истечении из вагонов и бункеров и образование крутых и отвесных откосов при выборке топлива из штабелей и отвалов. Часто зависшее топливо под действием силы тяжести или внешнего воздействия приходит в движение, травмируя и увлекая за собой людей и механизмы.
Очаги самовозгорания и горения топлива при хранении являются потенциальными причинами несчастных случаев и порчи оборудования. Известны многочисленные случаи провала людей в скрытые и открытые очаги горения. При этом люди, одетые в соответствующую спецодежду, обычно остаются невредимыми или получают легкие ожоги. Отмечены также провалы в очаги горения самоходных механизмов.
Самонагревание топлива в штабеле, несмотря на свою внешнюю безобидность, также относится к одному из весьма опасных факторов травматизма, которому обычно не уделяют должного внимания. При перемещении нагревшегося топлива в холодное время года наблюдается очень интенсивное парение, которое вынуждает машиниста в отдельные моменты вести машину практически вслепую. Это резко увеличивает опасность как для персонала, по тем или иным причинам находящегося в зоне движения механизмов, так и для самого водителя.
Работа на угольных складах связана с применением самоходных механизмов, которые быстро перемещаются с одной рабочей площадки на другую. Конфигурация штабеля в течение короткого промежутка времени может существенно изменяться в результате перемещения топлива. Сравнительно быстрое изменение формы штабеля или его отдельных частей сопряжено с постоянным вводом в действие все новых и новых опасных зон, возникающих в тех местах, которые длительное время могли считаться вполне безопасными. Вновь появляющиеся опасные зоны особенно страшны для машинистов, заступающих на смену и выводящих машины к месту работы, не ознакомившись с изменением обстановки за время их отсутствия. Не подозревая опасности, они проводят машины по вчерашним проторенным дорогам и неожиданно вторгаются в опасные зоны.

Высота крупных штабелей часто достигает 18—20 м, а крутизна их откосов приближается к естественной, характерной для данного вида топлива. Часто прочность этих откосов невелика, они оседают и сползают уже под воздействием собственного веса топлива. Вероятность их сползания увеличивается при увлажнении топлива, оттаивания смерзшейся поверхности, подборке горящего топлива у основания штабеля, а также при приближении к откосу тяжелых механизмов. Машины, приближающиеся к кромке зыбкого откоса, часто вместе с большой массой топлива увлекаются вниз, теряют управление и опрокидываются. Опрокидывание бульдозера на крутом откосе редко обходится без тяжелого травматизма.
Оценивая складские механизмы по условиям устойчивости откосов больших штабелей, следует иметь в виду, что машины на пневматическом ходу по сравнению с гусеничными имеют большие давление на грунт и вероятность сползания с зыбкого откоса. Поэтому все штабелевочные работы вблизи крутых и высоких откосов по условиям техники безопасности следует выполнять механизмами на гусеничном ходу. В литературе есть указания [10] на то, что предельное приближение механизмов к кромке штабеля составляет 0,5—0,6 м.
Опасным фактором, не проявляющим себя в столь определенной форме, как другие, является пыление топлива. При работе механизмов на открытом воздухе обычно создаются тяжелые условия труда в кабине управления, что отрицательно сказывается на психическом состоянии машиниста, резко снижает его внимание к окружающим событиям и в конечнохм итоге косвенно повышает опасность труда как для самого машиниста, так и для окружающего персонала.
Горение угля на складе всегда развивается медленно и спокойно, редко переходит в пламенное горение и никогда не принимает формы бушующего пламени. Тем не менее сам факт горения мелкозернистого материала, способного рассеиваться ветром, всегда представляет собой определенную опасность как потенциальный источник пожара вне склада. Особую опасность горящее на складе топливо представляет для тракта топливоподачи. Случайно попавшая со склада на конвейер топливоподачи партия топлива с тлеющими частицами на узлах пересыпки образует сноп искр, которые могут стать причиной загорания пыли на конструкциях или первичного взрыва в узлах пыления. Поэтому соблюдение общеизвестного правила, запрещающего выдачу тлеющего или горящего топлива на конвейер, является необходимым условием обеспечения технической и пожарной безопасности. Особенно строго этого правила следует придерживаться при сжигании активных углей, типа углей Канско- Ачинского бассейна, тлеющие частицы которых могут длительно гореть, будучи изъятыми из массива горящего топлива. Правило, запрещающее выдачу горящего топлива на конвейер, также относится и к тлеющей пыли топлива, собираемой по тракту топливоподачи во время уборки.