Содержание материала

ХРАНЕНИЕ ФРЕЗЕРН0ГО ТОРФА В КРУПНЫХ УПЛОТНЕННЫХ ШТАБЕЛЯХ
Ранее, когда единичные мощности электростанций были небольшими, они располагались на окраинах или вдали от крупных населенных пунктах и обладали маломеханизированными складами, можно было мириться с использованием на пристанционных складах норм и правил, разработанных для полевой добычи торфа. Торфяные склады, созданные по старому образцу и эксплуатируемые по аналогии со складами торфодобывающих предприятий, не отвечают условиям эксплуатации современных электростанций, они не обеспечивают надежного хранения торфа, минимальных складских потерь и высокой пожарной безопасности складского хозяйства. Анализ показывает, что оптимальным является хранение торфа в крупных штабелях, закладываемых с послойным и поверхностным уплотнением.
На торфодобывающих предприятиях по хранению торфа в уплотненных штабелях на полях добычи накоплено достаточно информации, чтобы судить об эффективности этого способа как средства предупреждения самонагревания и самовозгорания торфа. Проведенные здесь исследования показали, что уплотнение торфа во время его закладки уменьшает число случаев самовозгорания и заметно снижает интенсивность самонагревания. В среднем максимальная температура торфа, хранящегося в уплотненных штабелях, как правило, на 10— 15 °C ниже, чем в неуплотненных. Приведенные данные убедительно показывают эффективность и бесспорную перспективность этого способа. Однако хранение торфа в уплотненных штабелях на торфопредприятиях до сих пор не получило широкого распространения главным образом по двум причинам.
Во-первых, опыт показал, что хорошо уплотненный торфяной слой настолько плотен, что его не может взять грейфер. Поэтому перед погрузкой торфа в транспортные средства уплотненный слой должен быть разрыхлен специальными механизмами, которыми торфодобывающие предприятия не всегда располагают. Во-вторых, для уплотнения торфа на торфопредприятиях были использованы бульдозеры, тракторы, экскаваторы, уборочные машины, виброплиты и другие механизмы. Испытания их показали, что наиболее простым и эффективным способом уплотнения является свободный пробег бульдозера или трактора по поверхности уплотняемого слоя топлива. Но работа трактора или бульдозера на зыбкой с крутыми откосами поверхности узких штабелей, закладываемых на полях добычи, небезопасна. С ростом высоты штабеля быстро увеличивается опасность опрокидывания машин, что вынуждает сокращать ширину рабочей зоны трактора и сводить ее в конечном итоге к узкой дорожке, проходящей по коньку штабеля. Остальная поверхность штабеля, в том числе и откосы — наиболее уязвимые в пожарном отношении,—остаются неуплотненными. Безопасность работы бульдозеров на штабелях и повышение эффективности уплотнения торфа могут быть достигнуты переходом от узких штабелей к широким штабелям с большой площадью верхнего основания и пологими откосами.
Послойное уплотнение торфа с помощью бульдозера и трактора на торфяных складах электростанций, где хранение торфа в крупных штабелях во многих отношениях выгоднее, чем в мелких, является наиболее приемлемым способом. Для того чтобы обеспечить хорошее уплотнение торфа гусеницами бульдозеров и безопасность их работы, необходимо соблюдение на всех стадиях закладки штабеля уклонов, допускающих свободное движение машин по штабелю во всех направлениях. Поэтому за предельную крутизну откосов крупного торфяного штабеля следует принимать уклон 30°.
Таким образом, метод хранения фрезерного торфа в крупных уплотненных штабелях намного экономичнее и совершеннее, чем в мелких, но пока он противоречит действующим правилам технической и пожарной безопасности.