Горение угля в больших, хорошо уплотненных штабелях на складах электростанций представляет собой довольно редкое явление. Оно возникает главным образом при грубых нарушениях правил закладки топлива на хранение, несвоевременном проведении профилактических работ и несоблюдении элементарных противопожарных правил. Возникновение на топливном складе любой формы горения топлива необходимо рассматривать как аварийную ситуацию, требующую принятия неотложных мер.
Очаги самовозгорания обычно возникают на стыке уплотненных и разрыхленных слоев топлива. Наиболее благоприятные условия для их возникновения создаются на осыпях и особенно в области скоплений крупных кусков угля, между которыми атмосферный кислород легко проникает в глубь штабеля. Очаги самовозгорания на стадии самонагревания обычно довольно легко подавляются дополнительным уплотнением поверхности штабеля в районе самонагревания. Однако горение, которое определяется по появлению пара и дыма, как правило, не подавляется дополнительным уплотнением поверхности штабеля.
Надежным способом ликвидации очагов самовозгорания является их выборка. Для этого определяют контуры площадки, в пределах которой обнаружены признаки самовозгорания, выбирают горячую массу угля с помощью грейферного крана или скрепера и перебрасывают ее к месту тушения. Вместе с горящим топливом эвакуируют и ту часть угля, которая полностью
высохла и сильно нагрелась. Горящий уголь обычно сбрасывают на расходный склад, где перемешивают его с влажным топливом, охлаждают и далее направляют в бункера котельного цеха. Оставшийся в выборке горячий уголь перемешивают с влажным топливом, окружающим выборку, стремясь снизить температуру до 40—50°C. Во время перемешивания топлива стараются обнаружить пути аэрации дефектной зоны и по возможности их ликвидировать. Если температура топлива в пределах выборки остается высокой, смесь оставляют в покое на несколько часов и повторно перемешивают. Периодическое перемешивание проводят до тех пор, пока температура не снизится до 40—50 °C. После этого приступают к уплотнению выборки и восстановлению поверхности штабеля.
Для заполнения выборки рекомендуется применять мелкий уголь, взятый из штабеля.
Заполнять выборку удобно с помощью бульдозера, который подталкивает топливо к месту закладки и уплотняет его при порожнем пробеге. При заполнении выборки краном-перегружателем грейфер следует раскрывать у самой поверхности штабеля, а отдельные кучи топлива равномерно распределять по всей площади выборки. Заложенное краном топливо немедленно должно быть спланировано и тщательно укатано.
Гашение горящего топлива водой необходимо признать эффективным средством, если оно сочетается со вскрытием очага горения. При этом чередуют механическое обнажение горящего топлива, тушение его водой и перемешивание увлажненного топлива с горящим или горячим. Чередование этих операций повторяют до тех пор, пока не будет обнажен и увлажнен весь объем горящего и горячего топлива. Чтобы не произошло повторного самовозгорания топлива на месте погашенного очага, необходимо одновременно с его вскрытием и гашением устранить причины самовозгорания, т. е. дефекты закладки штабеля.
Для надежного гашения поверхностного горения достаточно полностью уничтожить горение и снизить температуру горящей массы ниже температуры тления данного вида топлива. Для гашения поверхностных очагов применяют несколько способов. На электростанциях, сжигающих угли Канско-Ачинского бассейна, мелкий очаг засыпают небольшой порцией холодного угля с последующим его уплотнением. С этой целью обходчик, вооруженный обычной штыковой лопатой, обнаружив очаг, набирает лопатку угля здесь же, рядом с очагом, засыпает им горящий участок и прихлопывает присыпку тыльной стороной лопаты. Аналогично тушат крупные очаги, но их засыпают с помощью крана-перегружателя или бульдозера. Эффект такого способа тушения невелик: часто загорается лежащее сверху топливо, и горение развивается. Следует не ограничиваться простой засыпкой горящего топлива, а охлаждать его путем смешения со свежим, желательно влажным, топливом.
Иногда тушение очагов поверхностного горения проводят пробегом по очагу бульдозера или прокаткой катка. Этим способом можно добиться успеха, но он, как и предыдущий, не всегда эффективен. Напротив, при этом способе происходит измельчение угля и рассеивание искр, что способствует образованию новых очагов горения. Во влажную же погоду поверхностные очаги можно подавлять не только пробегом катка или бульдозера, но и срезанием их отвалом бульдозера и рассредоточением по влажной поверхности штабеля до полного погашения отдельных тлеющих частиц.
Поверхностное горение хорошо тушится водой, подаваемой через разбрызгивающее устройство с увлажнением не только горящей поверхности, но и непосредственно примыкающей к очагу. Как только поверхностный слой будет погашен, проводят перелопачивание угля и повторное увлажнение. Расход воды на тушение составляет около 20 % объема горящего топлива. После увлажнения уголь из очага можно рассредоточить по поверхности штабеля для более быстрого охлаждения, а выборку засыпать свежим углем и восстановить поверхность штабеля. На месте ликвидированных крупных очагов горения рекомендуется устанавливать временные температурные стволы и контролировать температуру до ее устойчивого снижения. Если такой контроль не организован, то за ликвидированным очагом ведут визуальное наблюдение в течение нескольких последующих дней.
Образование очагов поверхностного горения характерно для топлив, способных легко загораться от посторонних источников тепла, т. е. топлив крайне пожароопасных. Поэтому выборка очагов горения на штабелях, сложенных из этих топлив, представляет собой крайне пожароопасную операцию, так как горящие частицы топлива, рассеиваемые ветром во время выборки, могут быть причиной возникновения других очагов поверхностного горения в пределах склада и пожаров за его пределами.