Содержание материала

1.5. КОМПОНОВКА И ОБОРУДОВАНИЕ СКЛАДОВ ФРЕЗЕРНОГО ТОРФА
Торф представляет собой материал высокой пожароопасности, в результате горения которого могут возникать большие и трудно подавляемые пожары. Поэтому организация торфяных складов и их эксплуатация всецело подчинены правилам пожарной безопасности. Однако действующие в настоящее время противопожарные правила и нормы [9] базируются главным образом на опыте торфодобывающих предприятий, приспособлены к их условиям и часто не соответствуют специфическим условиям хранения торфа на крупных складах современных электростанций.
Противопожарные разрывы между резервным складом торфа и жилыми или производственными сооружениями приведены в табл. 1.1 [9]. Строения, обслуживающие склад, могут располагаться на территории с подветренной стороны согласно розе ветров на расстоянии от штабелей торфа не менее 50 м. Противопожарные разрывы между зданиями и сооружениями электростанции, кроме зданий и сооружений топливоподачи, и штабелями фрезерного торфа расходного склада должны быть не менее 50 м. Запрещается располагать склады и отдельные штабели торфа над паропроводами, трубопроводами горячей воды, каналами нагретого воздуха и другими источниками тепла, а также над туннелями электрокабелей.
Резервный склад торфа связывают с железнодорожной сетью электростанции постоянными железнодорожными путями. На территории резервного склада оборудуют сеть постоянных железнодорожных путей из расчета один путь с эстакадами на два смежных ряда штабелей. Длина каждой эстакады рассчитана на одновременную постановку полного маршрута. На складах большой вместимости сооружается несколько эстакад.
Таблица 1.1. Противопожарные разрывы

Разрывы устанавливаются от границы площади резервного склада.
Разрывы устанавливаются от штабелей расходного склада.
В зависимости от степени огнестойкости прилегающих строений.
При поступлении на электростанцию торфа только в вагонах узкой колеи разгрузочные эстакады па резервных складах торфа обычно не сооружают. Торф с резервного склада к приемно-разгрузочным устройствам топливоподачи доставляется железнодорожными вагонами собственного парка. Все железнодорожные пути, проходящие по территории резервного склада, должны быть тупиковыми. На территории склада не менее двух железнодорожных путей постоянно должны содержаться в рабочем состоянии.
Территория резервного склада фрезерного торфа, находящаяся вне территории электростанции, должна быть обнесена оградой из колючей проволоки или металлической сетки с круглыми ячейками по несгораемым столбам высотой не менее 1,5 м. За оградой на расстоянии 10 м от последней территорию окапывают канавой глубиной не менее 1,5 м и шириной по дну не менее 1 м. Землю при копке канавы выбрасывают на внешнюю сторону. За канавой вокруг всей территории склада прокладывают автомобильную дорогу с жестким покрытием, соединенную в двух местах с дорогой общего пользования. Въезды на территорию склада располагают с разных сторон против поперечных или продольных разрывов между штабелями.
Расходный склад торфа должен иметь с трех сторон проезжую дорогу с жестким покрытием, соединенную в двух местах с кольцевой дорогой электростанции.
Автомобильные дороги на подъездах к складу, а также расположенные по периметру его или между штабелями, должны быть всегда подготовлены для проезда по ним автомашин и других механизмов, очищены от топлива, снега, посторонних предметов и хорошо освещены.
Вокруг резервного склада на расстоянии 2 м от дороги укладывают противопожарный кольцевой водопровод высокого давления и против разрывов между штабелями на расстоянии 135—150 м друг от друга устанавливают пожарные гидранты. Кольцевой водопровод резервного склада рассчитывают на 10-часовую продолжительность тушения пожара, исходя из следующего расхода воды:
Запас торфа, тыс. т . До 20         20—40      40—60
Расход воды, л/с . 25 45 60
Расходный склад оборудуется противопожарным водопроводом высокого давления с двухсторонним питанием и расходом воды на пожаротушение не менее 25 л/с.
Основной складской единицей фрезерного торфа является штабель длиной не более 125 м со слегка выпуклым верхним основанием и с углом наклона откосов примерно 40°. Штабели не должны превышать по ширине 30 и по высоте 7 м.

На резервном складе штабели располагают попарно. Разрывы между подошвами штабелей двух смежных линий должны быть не менее 5 м. При наличии трех линий подошвы штабелей третьей линии должны отстоять от второй на расстояние не менее 12 м. Разрывы между торцами смежных штабелей в линии не должны быть менее 45 м. На рис. 1.4 показала схема резервного склада фрезерного торфа.
На расходном складе обычно закладывается один штабель с таким расчетом, чтобы вместимость его при полной загрузке не превышала 5000 т. При закладке двух или трех штабелей на расходном складе разрывы между ними должны быть такими, как и на резервном складе. В качестве основных погрузочно-разгрузочных механизмов на складах фрезерного торфа обычно используют электрические грейферные краны и бульдозеры. Основные работы по закладке и разборке штабелей, загрузке и разгрузке вагонов выполняют грейферные стреловые краны с челюстными или лепестковыми грейферами.
Производительность этих кранов с грейфером вместимостью 2,5 м3 при погрузке торфа из штабеля в вагоны составляет около 100 т/ч, а при уборке из отвалов, образовавшихся при выгрузке вагонов на эстакаде, и укладке его в штабель — около 50 т/ч. Резкое снижение производительности крана при выборке торфа из отвала обусловлено затратой времени на перемещение кранов вдоль фронта разгрузки вагонов и неполной загрузкой грейфера, забирающего торф из неглубокой россыпи. При эксплуатации самоходных стреловых кранов необходимо иметь в виду, что их грейферы не могут взять торф из укатанного или слежавшегося массива. Из уплотненного слоя торф может быть взят грейфером крана только после предварительного рыхления отвалом бульдозера или рыхлителем.
Бульдозеры на торфяных складах, где топливо хранится в узких штабелях с крутыми откосами, выполняют преимущественно вспомогательные работы, связанные главным образом с подготовкой топлива для грейферных кранов. 

Когда торф закладывают в крупные штабели с послойным уплотнением, бульдозеры выполняют значительный объем работ по перемещению топлива от места выгрузки к месту закладки, планировке и уплотнению промежуточных слоев топлива. Значительный объем работ выполняется бульдозерами по рыхлению слежавшегося или уплотненного торфа перед перегрузкой его грейферными кранами. Для увеличения коэффициента использования машинного времени и повышения производительности бульдозеров их целесообразно оснащать уширителями отвалов и навесными рыхлителями. Однако это дооборудование бульдозеров на торфяных складах электростанций находит ограниченное применение.