Глава пятая
ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ ГРУЗОВ
5-1. Общие положения
Некоторые общие рекомендации по транспортировке грузов приведены в табл. 5-1. Транспортировку усложняют качества трассы, относящиеся к I группе. Качества III группы вносят усложнения, связанные с увеличением дальности перевозок.
Для ЛЭП с тяжелыми трассами характерно:
- Возрастание удельного веса трудозатрат и расходов на транспортировку на трассу всевозможных грузов для строительства линии.
- Усложнение схем транспортирования грузов на трассу.
- Применение нескольких различных по структуре схем транспортирования грузов на различные участки трассы.
- Использование таких необычных транспортных средств, как вертолеты, речные и морские суда.
- Возрастание объема подготовительных работ по устройству подъездных путей, проездов, переправ и т. д.
- Для удаленных трасс резкое увеличение расстояний перевозок по железной дороге.
На рис. 5-1 изображены некоторые варианты сложных схем транспортировки грузов на трассы с использованием вертолетов, морских и речных судов.
При разработке транспортных схем и организации работ целесообразно стремиться к уменьшению перегрузок в процессе доставки грузов на трассу. При планировании поставок грузов нужно стремиться к комплексным поставкам грузов на объект, а также к тому, чтобы грузы поступали в возможно более короткий период времени.
Таблица 5-1
Некоторые общие рекомендации по транспортировке грузов
Группа | Качество трассы | Рекомендуемый способ транспортировки | Подготовительные работы | Рекомендуемое время транспортировки* | Требования к транспортным средствам |
I | Болота и слабые грунты | Пены или сани, буксируемые трактором (вертолет) | Нахождение оптимальных подъездов (устройство сланевых дорог) | Зима | Малое удельное давление на грунт |
Скалы и валуны | Машина на базе трактора, щит трактора (иногда вертолет) | Расчистка тракторных проездов | Зима, когда валуны засыпаны снегом | Хорошая проходимость по скалам и валунам | |
Косогорность и пересеченная местность | Пены или сани, буксируемые трактором (иногда вертолет) | Нахождение оптимальных подъездов. Устройство проездов | Не при гололедице | Низкое расположение центра тяжести. Большое тяговое усилие | |
Отсутствие дорог | Автомашины высокой проходимости, пены или сани, буксируемые трактором. Водный транспорт | — | Не в распутицу | Высокая проходимость | |
III | Ненаселенная местность, удаленность от производственной базы | Наиболее близкий подвоз по железной дороге. Автотранспорт | — | Лето | Повышенная производительность |
IV | Суровые климатические условия | Транспортные средства в северном исполнении | — | Лето | Утепленные многоместные кабины |
* Районы с вечномерзлыми грунтами не рассматриваются.
Рис. 5-1. Транспортные схемы: а, б — сложные транспортные схемы с использованием вертолетов, морских и речных судов; в — к определению средних расстояний перевозок
Ст. — железнодорожная станция, ПБ — перевалочная база, П — порт
Нахождению оптимального варианта схемы развозки, расчету потребности транспортных средств, а также определению стоимости перевозки грузов помогает вычисление средних расстояний развозки грузов. В качестве примера приведен расчет для трассы и подъездных путей, изображенных на рис. 5-1, в. Обозначим:
Низкое качество отдельных дорог или тяжелые для транспортировки грузов отдельные участки трассы могут быть учтены путем умножения соответствующих значений L или I на коэффициенты больше единицы.
5-2. Подготовительные работы
До начала строительства намечаются подъезды к пикетам опор. Автомобильные дороги для строительства ЛЭП, прокладываемые по трассе, обычно обходят небольшие болота (если на болоте не предусматривается установка опоры). При невозможности обхода болота производится его обследование и намечаются мероприятия для проезда машин и транспортных средств.
Удельное давление р на поверхность однородного торфа зависит от вида торфа, его плотности, степени разложения и степени влажности и составляет при однократном загружении 0,15—0,91 кгс/см2 (учитывая возможную неоднородность торфа, следует принимать несколько уменьшенные значения).
При многократном воздействии нагрузок с учетом неоднородности торфа допускаемое давление рі составляет (0,5-0,7) р.
Величина осадки торфа, а следовательно, ухудшение проходимости транспортных средств больше при малых скоростях передвижения.
Если транспортные средства оказывают на болота давление больше допускаемого, то для проезда в летнее время обычно сооружаются лежневые дороги. Институт «Энергосетьпроект» рекомендует конструкции лежневых дорог облегченного типа (табл. 5-2). Стоимость строительства 1 км таких дорог составляет 5—7 тыс. руб.
В зимнее время автотракторные дороги-зимники прокладываются по замерзшей поверхности слабых грунтов и болот (болота замерзают и оттаивают позже обычных грунтов).
Таблица 5-2
Профили облегченных лежневых дорог и расход материалов на 1 км
Примечания. 1. Лаги укладываются через 0,6 м. 2. Лаги с путепроводами соединяются ершами.
Для ускорения промерзания болот делают несколько проходов вездеходом или легким трактором, при этом снег на болоте перемешивается с водой и уплотняется, в результате чего образуется слой льда.
Для того чтобы транспортные средства не проваливались в болота, толщина замерзшего верхнего слоя болота должна быть не меньше приведенных ниже величин (в сантиметрах):
Тракторы или автомобили весом до 10 г ....................................... 15—20
» и машины весом до 15 т ............................................... 25
Машины весом до 20 г ............................... 30—35
» » » 3 0 т .......................................................... 45
На участках трассы с находящимися на поверхности земли обломками скал, валунами и с другими препятствиями для проезда тракторов устраивают тракторные проезды. Для этого производится уборка валунов, отсыпание насыпей на косогорах и т. п. Ширина тракторного проезда обычно принимается 3,5— 4,0 м, радиус поворота — не менее 30 м, наибольший угол подъема 15°. При отсутствии или значительной удаленности мостов через реки, пересекающие трассу ЛЭП, устраиваются бродовые переправы. Наибольшая глубина воды, при которой возможна переправа в брод различных видов транспортных средств, в зависимости от скорости течения приведена в табл. 5-3.
Таблица 5-3
Наибольшая глубина воды, при которой возможна переправа в брод людей и механизмов
На более глубоких реках для уменьшения глубины до необходимых значений применяются каменные наброски, из которых образуются переливные насыпи. При слабом грунте на дно реки укладываются деревянные щиты, пригружаемые камнями.
5-3. Транспортные средства высокой и повышенной проходимости
На строительстве ЛЭП с тяжелыми трассами, как правило, невозможно доставлять грузы на пикеты обычными транспортными средствами, поэтому широко применяются транспортные средства высокой и повышенной проходимости как общего назначения, так и специализированные.
Для перевозки грузов по плохим дорогам и частично по бездорожью используются грузовые автомобили, имеющие высокую проходимость: МАЗ-543, БАЗ-153Л-Р4, «Урал-375», БАЗ-135, а также с повышенной проходимостью ЗИЛ-157,-КРАЗ-214 и др. В районах с низкими температурами также применяется автомобиль «Урал-375» в северном исполнении. Грузы перевозятся как непосредственно в кузовах автомобилей, так и с применением прицепов. В последнем случае для увеличения проходимости необходимо, чтобы колея колес прицепа и автомобиля была одинаковой.
В качестве тягачей широко используются гусеничные тракторы Т-100, Т-100м, ТДТ-75, ТДТ-40м, ДТ-75, ДТ-74. Характеристики тракторов приведены в табл. 5-4.
Таблица 5-4
Характеристики тракторов
Продолжение
Примечание. У трактора Т-100МБ ширина гусеницы 970 мм.
Для перевозки легких грузов и людей применяются тягачи- вездеходы АТЛ, ГАЗ-47. Для этой же цели предназначен болотоход «Витязь».
К специализированным относятся транспортные средства, предназначенные для перевозки конкретных грузов и, как правило, изготовляемые силами строителей. В первую очередь сюда относятся металлические пены и сани (последние применяются реже), которые буксируются тракторами Т-100 или ТДТ-75. Для предотвращения наезда на трактор при движении под уклон желательно, чтобы пены имели жесткое дышло. Ширина пены обычно берется меньше ширины колеи трактора, который будет ее буксировать. В последнее время начали применять так называемые унифицированные пены, состоящие из собственно пены и набора сменных узлов для перевозки сыпучих материалов, барабанов с проводом, бревен, железобетонных стволов (рис. 5-2). Кроме этого, пены большого размера также используются для доставки к пикету экскаваторов на колесном ходу.
Рис. 5-2. Унифицированные пены (в скобках приведен вес пен): а — для перевозки небольших конструкций и такелажа (830 кг); б — для перевозки сыпучих материалов с открывающимися бортами (объем 4 м3, вес 1244 кг); в — для перевозки и раскатки барабанов с проводом (1193 кг); г — для перевозки деталей деревянных опор н бревен (960 кг); д — сцеп из двух пен с поворотными балками для перевозки одного или двух железобетонных стволов
Одинаковыми номерами отмечены одноименные узлы, соединяемые болтами
Помимо пен, применяются также металлические сани, изготавливаемые из швеллеров и уголков или из труб. При наличии на поверхности земли скал и валунов секции опор транспортируются на щите трелевочного трактора ТДТ-75, куда они затягиваются лебедкой трактора. В тресте «Севзапэлектросетьстрой» для такой местности создана машина для транспортировки металлических опор на базе трактора ТДТ-75. Машина имеет платформу, на которую груз затаскивается по покатам с помощью троса лебедки трактора. Для разгрузки платформа наклоняется гидроцилиндром.
Для перевозки опор в горной местности по дорогам с малыми- радиусами поворотов используются переоборудованные грузовые автомобили, позволяющие погружать конструкции опор над кабиной шофера, благодаря чему их транспортировка производится без прицепов.
Конструкции фундаментов по трассе обычно развозятся на санях или пенах. По трассам, где на поверхность выходят скальные породы или валуны, транспортировка этих элементов иногда производится на щите трактора ТДТ-75.