Содержание материала

Глава девятая
МОНТАЖ ПРОВОДОВ НА ПЕРЕХОДАХ ЧЕРЕЗ РЕКИ
9-1. Общие положения

Сооружение переходов через реки является наиболее сложной, ответственной и дорогой работой при строительстве ЛЭП, поэтому выбору места и конструкции перехода уделяется много внимания. Ниже приводятся некоторые мероприятия, позволяющие значительно упростить работу.
Обычно необходимый габарит (высота подвеса провода) в переходном пролете достигается за счет повышения опор (наиболее дорогой способ). В отдельных случаях габарит достигается не только за счет увеличения высоты опоры, а также благодаря следующим мероприятиям:

  1. использованию высоты берега (перенос места перехода на участок с высокими берегами — рис. 9-1, а, а при крутых высоких берегах полный отказ от применения опор — рис. 9-1,б);
  2. применению проводов, допускающих большее тяжение, чем провода на остальной части ЛЭП (сталеалюминиевые усиленной конструкции, сталебронзовые, стальные провода);
  3. подвесу проводов к поддерживающим тросам (рис. 9-1,в).


Рис. 9-1. Схемы переходов.                                 
(Размеры даны в метрах.)

Обычно на переходах устанавливаются специальные опоры, отличающиеся от нормальных большей высотой и весом. Уменьшение веса опор или облегчение конструкции фундамента может быть достигнуто:

  1. применением переходных опор промежуточного типа (переходы по схемам АППА, АПППА и др.), что эффективно только при небольшой высоте переходных опор;
  2. установкой нормальных (унифицированных или типовых) опор с большими подставками (применяются подставки высотой до 29 м (рис. 9-1,д).
  3. использование опор с оттяжками (рис. 94,е);
  4. применение качающихся опор (рис.,9-1,ж);
  5. использованием существующих сооружений, например железнодорожного моста (рис. 9-1,г).

Помимо этого, уменьшение веса переходных опор достигается также тем, что они, как правило, не устанавливаются на угле поворота трассы ЛЭП.
Таблица 9-1
Показатели различных переходов ЛЭП через реки

В связи с тем, что строительство ЛЭП нередко завершается до окончания сооружения перевода, для сокращения срока до начала передачи электроэнергии применяются различные приемы, использующие возможность уменьшения габарита зимой в связи с прекращением судоходства. Некоторые из них приводятся ниже.

  1. Провода временно закрепляются на стволе опоры, монтаж которой не окончен; после окончания монтажа опоры провода монтируются по постоянной схеме (рис. 9-1, з).
  2. При переходе через судоходный канал провода временно натягиваются на смежную опору. После установки второй переходной опоры провода перемонтируются (рис. 9-1, и).
  3. До монтажа переходных опор монтируется временная перемычка на деревянных опорах, причем две деревянные промежуточные опоры устанавливаются на льду реки (рис. 9-1, к).

При задержке на весну монтажа второй переходной опоры провода сначала раскатываются по льду, а затем натягиваются на специально устроенные анкеры таким образом, чтобы они не касались льда. Монтаж провода осуществляется после ледохода (рис. 9-1, л).
Тяжение, необходимое для вытяжки провода над поверхностью льда (воды), может быть определено следующим образом (рис. 9-1, м).
Пользуясь продольным профилем перехода, задаются наибольшей стрелой провеса провода в середине пролета. Далее находят промежуточные значения стрел провеса, пользуясь значениями k для частей пролета п, и по ним строят кривую провеса провода:

где q — удельная нагрузка для провода (вес 1 м длины провода, отнесенный к 1 мм2 площади поперечного сечения); l2 — длина пролета.
Тяжение в проводе T=Fσ, где F — площадь всего сечения провода.
В табл. 9-1 приведены некоторые показатели различных вариантов переходов.  


На переходах, помимо обычных сталеалюминиевых проводов марок АС, АСО и АСУ, применяются сталебронзовые провода марки СБ, стальные провода типа ТК и сталеалюминиевые провода усиленной конструкции марки АСУС. Предельные пролеты при подвеске некоторых проводов представлены в табл. 9-2. Характеристики проводов АСУС, разработанных с целью экономии меди, приведены в табл. 9-3.
Захват проводов для раскатки и натяжения производится с помощью натяжных монтажных зажимов, характеристики которых приведены в табл. 9-4.
Таблица 9-2
Предельные пролеты ЛЭП (в метрах)

Таблица 9-3
Характеристики проводов марки АСУС

Таблица 9-4
Характеристики натяжных монтажных зажимов

Для захвата проводов АСУС при монтаже следует применять натяжном зажим прессуемого типа. После визирования стрелы провеса прессуемый зажим, использовавшийся в качестве монтажного, отрубается вместе с лишним куском провода. При отсутствии рекомендуемого зажима может быть использован обычный натяжной зажим НАСУС, в котором вместо большой алюминиевой части с гнутым отростком напрессовывается только небольшая часть алюминиевой трубы. В крайнем случае могут быть применены два обычных монтажных зажима.

Рис. 9-2. Схемы к монтажу проводов на переходе через реку: а — рекомендуемая очередность монтажа проводов; б, в — применение тросов для раскатки провода по слабому льду реки; г — раскатка с опусканием провода на дно реки; д — раскатка провода по плотам или понтонам; е — раскатка провода в первом пролете АП; ж — подъем провода с гирляндой изоляторов на промежуточную опору

Монтажу проводов на переходах обычно предшествует большая подготовительная работа, заключающаяся в разработке проекта производства работ, изготовлении и комплектации приспособлений, материалов и оборудования, проведении согласовании организациями, кому принадлежат пересекаемые объекты, и т. д.
Некоторые рекомендации по очередности монтажа проводов и грозозащитных тросов:

  1. В первую очередь целесообразно монтировать грозозащитные тросы, а затем провода.
  2. На переходах по схеме АА рационально сначала монтировать грозозащитные тросы и провода в смежных пролетах, а после этого производить монтаж в переходном пролете. Если нижние провода в смежных пролетах будут мешать натяжению проводов в переходном пролете, то провода в смежных пролетах следует монтировать в последнюю очередь.

Такая последовательность дает монтажникам навык монтажа проводов на переходной опоре еще до начала работ в наиболее ответственном переходном пролете.

  1. Для уменьшения крутящего момента, действующего на анкерную переходную опору, целесообразно монтаж проводов вести в последовательности, приведенной на рис. 9-2, а.
  2. Провода и тросы должны монтироваться последовательно, т. е. до тех пор, пока не будет полностью закончен монтаж предшествующего провода, не надо начинать монтировать следующий. Ниже приводится краткое описание монтажа проводов.