Некоторые рекомендации по применению деревянных опор на тяжелых трассах.
- Деревянные опоры ввиду их недолговечности и значительных эксплуатационных расходов по возможности применять реже (кроме временных ЛЭП).
- На ЛЭП с деревянными опорами стараться не применять металлических опор, используя специальные деревянные опоры.
- Промежуточные опоры применять следующих типов (табл. 2-3):
- на участках трассы с мягкими грунтами — унифицированные опоры;
- на участках трассы с залеганием скалы от поверхности до глубины 1 м — опоры с наклонными стойками на оттяжках;
- на заболоченных участках трассы с толщиной слоя торфа больше 2—2,5 м — унифицированные свайные опоры с оттяжками или повышенные свайные опоры с оттяжками (трехъярусные), если использование последних приведет к уменьшению числа опор, закрепляемых на болоте.
- Анкерно-угловые опоры применять следующих типов (табл. 2-3):
- облегченные опоры на оттяжках;
- при необходимости применения опор без оттяжек (например, на ответственных переходах) устанавливать АП-образные опоры со стойками 11 м.
- В связи с простотой комбинирования из типовых деталей опор различных типов применять отдельные специальные опоры (концевые, концевые для тросов, повышенные, ответвительные). При этом комплектацию деталей на объект можно производить не по опорам, а по деталям и узлам.
- Шире применять опоры из длинномерного леса, при необходимости в сочетании с металлическими узлами, использование которых уменьшает затраты труда на трассе.
Для упрощения производства работ, сокращения расхода материалов и уменьшения стоимости строительства была разработана и получила некоторое распространение серия деревянных опор (основные конструкции их см. в табл. 2-3). Кроме этого, применяются повышенные и ответвительные опоры [2 и 5].
В опорах используется ряд общих узлов.
Таблица 2-3
Специальные деревянные опоры 35—110 кВ для мягкого и скального грунтов
Таблица 2-4
Схемы закрепления промежуточных деревянных опор 35—110 кВ в различных грунтах
Промежуточные опоры, как наиболее распространенные, разработаны раздельно для ЛЭП 35 и 110 кВ. Все остальные опоры, которые на ЛЭП встречаются гораздо реже, разработаны в одном габарите для напряжений 35 и 110 кВ.
Для скальных опор целесообразно применять стойки длиной 11 м, так как при этом исключается узел соединения бревен.
Отдельные рекомендации по закреплению деревянных опор на тяжелых трассах.
Мягкие грунты.
Применять везде, где возможно, свайные способы закрепления опор. Промежуточные опоры не закреплять на сдвоенных сваях ввиду трудности массовой забивки свай точно на заданном расстоянии друг от друга.
При невозможности забивки свай на проектную глубину производить дополнительное закрепление опоры ригелями, устанавливаемыми в насыпной банкетке (табл. 2-4).
Для предотвращения гниения оттяжки анкерно-угловых опор крепить к сваям ниже поверхности грунтовой воды на 0,5 м при высоком ее уровне, а при глубоком залегании воды — на расстоянии 1,5 м от поверхности земли. Для равномерного распределения нагрузки между сваями применять металлические балочки.
АП-образные опоры при подвеске проводов до АС-120 также закреплять с помощью деревянных свай. При невозможности забивки свай на требуемую глубину устанавливать на сваях ригели-связи и насыпать банкетки.
Опоры земляного типа (устанавливаемые, в котлованы) применять только при невозможности закрепления на сваях. В таких случаях оттяжки крепить к деревянным анкерам.
Крепкие скалы.
Скальное закрепление опор применять при залегании скалы на поверхности земли и под слоем мягкого грунта толщиной до 1,3—1,5 м. При большей толщине слоя мягкого грунта целесообразно применять способы закрепления опор для мягких грунтов с устройством насыпных банкеток, установкой дополнительных ригелей и т. п. При установке опор на скалах всегда следует использовать прочность скалы.
На скалах успешно закрепляются как промежуточные опоры, так и опоры всех других типов. Целесообразно применять такие же узлы крепления оттяжек к скале, как и при закреплении оттяжек металлических опор.
Болота.
Везде, где позволяют подстилающие торф грунты или толщина слоя торфа, применять свайные способы закрепления опор, используя только деревянные сваи. На заболоченных участках трассы стараться не делать углов поворота трассы ЛЭП. Рекомендации по закреплению промежуточных опор приведены в табл. 2-5.
Таблица 2-5
Рекомендации по закреплению на болотах деревянных промежуточных опор 35—110 кВ
Толщина слоя торфа | Подстилающий грунт | |||||
слабый | нормальный | скальный | ||||
Стойка | Оттяжка | Стойка | Оттяжка | Стойка | Оттяжка | |
До 2 м | Одна-две деревянные сваи |
| Одна деревянная свая | — | Пасынок с ригелями, насыпной грунт | Деревянный анкер, насыпной грунт |
До 4 м | Одна-две деревянные сваи | Одна- две деревянные сваи | Одна деревянная свая | Одна деревянная свая | Плавающая опора | |
Более 4 м | Плавающая опора (рис. 2-4, а) |
Примечание. Схемы болотных опор с оттяжками приведены в табл. 2-4.
Если увеличение длины пролетов позволяет сократить количество опор, устанавливаемых на болоте, или пройти через участок с глубоким залеганием торфа, имеет смысл применять повышенные опоры.
Оттяжки следует крепить к свае на уровне границы подстилающего грунта с торфом, так как при этом значительно уменьшается изгибающий момент, действующий на сваю от горизонтальной составляющей тяжения в оттяжке, и, кроме того, эта часть сваи, находясь постоянно под грунтовой водой, слабо подвергается гниению.
Рис. 2-4. Специальные закрепления деревянных опор: а — плавающая опора; б — временная опора, вмороженная в лед реки. (Размеры даны в метрах.)
При невозможности забивки свай на проектную глубину устанавливать две сваи, применяя балочки для равномерного распределения нагрузки на сваи.
Если под слоем торфа толщиной 1—1,5 м располагается скала, то применять скальные промежуточные опоры со стойками увеличенной длины. При этом к торцам стоек прикреплять металлические шипы, а оттяжки закреплять с помощью деревянных анкеров, засыпанных привозным грунтом.
При толщине слоя торфа более 4 м, при слабом подстилающем грунте или подстилающей скале использовать опоры, устанавливаемые на поверхность торфа (рис. 2-4,а).
На одну промежуточную опору такого типа требуется 9,6 л3 древесины и 230 кг стали.
Грунты с вкраплениями гальки, гравия и валунов.
При закреплении опор в грунтах такой категории для упрощения производства работ целесообразно максимально использовать специфические особенности грунтов, а также стараться применять экономичные способы закрепления.
Могут быть закреплены деревянные опоры любых типов. В расчетах закреплений следует учитывать увеличенный объемный вес грунта до 2—2,4 т/м3 и увеличенные до 34—40° углы внутреннего трения.
Целесообразно использовать валуны для закрепления оттяжек (требования к валунам приведены в гл. 3).
Для закрепления оттяжек могут быть использованы валуны, находящиеся на поверхности земли (выступающие над землей на 0,9 своей высоты), под землей, или валуны, привезенные из другого места. Свайные способы закрепления опор применяются ограничению, только в грунтах с небольшим содержанием вкраплений. При невозможности забивки свай па проектную глубину опоры дополнительно закрепляются путем установки ригелей и устройства насыпной банкетки (см. табл. 2-5).
Некоторые особые случаи. Для обеспечения временного электроснабжения опоры закрепляются на переходе через реку путем их вмораживания в ледяной покров реки следующим образом:
- при значительной глубине реки стойки опоры опираются на лед и вокруг них намораживается лед (рис. 2-4, б);
- при небольшой глубине реки стойки опоры опираются на дно, а лед удерживает опору от падения.
2-5. Некоторые приемы расстановки опор
На болотах:
1. При равномерной толщине слоя торфа применять повышенные болотные опоры, позволяющие уменьшить количество опор, устанавливаемых на болоте.
- При неравномерной толщине торфа стараться устанавливать опоры в местах с малой толщиной торфа, в случае необходимости применять повышенные опоры.
- Избегать установки угловых опор.
- На болотах с толщиной слоя торфа более 5—6 м стараться избегать, установки опор.
На значительно пересеченной, местности (например, при прохождении трассы ЛЭП по горам):
- Стараться использовать особенности рельефа, по возможности устанавливая опоры на возвышениях местности.
- На участках трассы со сложным профилем, имеющем уклоны в разные стороны, для упрощения монтажа проводов устанавливать отдельные анкерные опоры, разделяющие большие анкерные пролеты.
- При установке отдельных опор в низине проверять эти опоры на вырывание и в случае необходимости принимать меры, предотвращающие вырывание (предусматривать подвеску грузов на гирляндах опоры, или установку анкерной опоры вместо промежуточной, или увеличение высоты опоры, или ослабление тяжения в проводе).
- Учитывать возможность доставки опоры на пикет, а также возможность ее монтажа.
На участках с пересечениями местности:
- Если переходы должны ограничиваться анкерными опорами, то углы поворота трассы ЛЭП целесообразно переносить па эти опоры.
- Стараться избегать пересекать транспортные пути в тех местах, где они проходят по насыпям.
- Линии электропередачи обычно пересекать таким образом, чтобы ЛЭП более высокого напряжения располагалась сверху. Для использования разности высот расположения провода в пролете при прохождении строящейся ЛЭП под действующей ЛЭП желательно пересекать последнюю в середине пролета, вблизи от опоры действующей ЛЭП.
При прохождении строящейся ЛЭП над действующей ЛЭП желательно пересекать действующую ЛЭП в середине пролета и около нее устанавливать опору.
Оптимальная расстановка опор по профилю па сложных трассах должна выполняться с учетом не только приведенных соображений, но и технологии строительства, экономичных технических решений, а также производственных возможностей строителей.