Содержание материала

На строительстве ЛЭП, трассы которых проходят по сильно пересеченной местности, при отсутствии дорог или проездов иногда применяются средства воздушного транспорта. Для перевозки отдельных видов грузов на базовые аэропорты используются самолеты АН-12, ЛИ-2, АН-24.
Вертолеты как транспортные и технологические машины применяются следующим образом:

  1. вертолеты МИ-8 и МИ-6 — для перевозки на внешней подвеске крупногабаритных грузов весом до 2,5 и 7 г, в том числе механизмов, а также для установки некоторых типов металлических опор;
  2. вертолеты МИ-4 и МИ-2 для оперативного снабжения, доставки людей, продуктов;
  3. вертолеты МИ-2 и МИ-1 для транспортно-связных полетов.

Таблица 5-8
Основные характеристики вертолетов

Примечание. У вертолетов МИ-1 крейсерская скорость 110 км/ч, число пассажиров 2, стоимость одного летного часа 110 руб.

Сведения о применении вертолетов для выполнения отдельных технологических операций помещены в гл. 6 и 8.
В табл. 5-8 приведены основные характеристики вертолетов.


Рис. 5-3. Перевозка грузов вертолетами МИ-4, МИ-6, МИ-8 на внешней подвеске: а — графики для определения стоимости перевозки С, грузоподъемности Q, времени полета t, расхода топлива q и расстояния L; б — стоимость перевозки 1 т груза в зависимости от расстояния
Грузоподъемность вертолетов зависит от температуры и влажности воздуха, скорости ветра, размеров посадочной площадки, а также дальности (продолжительности) полета, поэтому полный вес (грузоподъемность) вертолетов в каждом конкретном случае определяется экипажем вертолета. При подсчете грузоподъемности вертолета всегда учитывается аэронавигационный запас топлива на 30 мин полета. Полный вес вертолета МИ-6 с грузом на внешней подвеске не должен превышать 38 г. Транспортировка грузов на внешней подвеске на вертолетах МИ-4, МИ-6, МИ-8 не производится при следующих предельных условиях погоды: высота облачности 250 м и менее, горизонтальная видимость 2000 м и менее, скорость ветра 20 м/сек (МИ-6), 15 м/сек (МИ-8) и 10 м/сек (МИ-4) и более. Продолжительность полетов экипажа в сутки составляет 5 ч на вертолетах МИ-6 и МИ-8 и 4 ч на вертолетах МИ-4. При использовании вертолетов на строительстве ЛЭП строители подготавливают взлетно-посадочную площадку, обеспечивают вертолеты горючим, смазочными материалами, а экипаж жильем и питанием. При планировании работы вертолетов следует учитывать залеты на заправку (до 25%) и полеты на базу для профилактических ремонтов и осмотров через 100 ч работы.
На рис. 5-3, а приведены графики для определения стоимости, грузоподъемности, времени полета, расхода топлива при транспортировке грузов на внешней подвеске вертолетами МИ-4, МИ-6, МИ-8. При составлении графиков было принято:

  1. стоимость одного летного часа вертолетов МИ-4, МИ-6, МИ-8 соответственно 240, 1600 и 620 руб.;
  2. скорость полета с грузом на внешней подвеске соответственно 125, 145, 160 км/ч.

Длины горизонтальных осей графиков соответствуют полному расходу горючего в баках вертолетов (кроме запаса на 30 мин полета).
При составлении графика, изображенного на рис. 5-3, б, было принято:

  1. коэффициент загрузки вертолетов равен 1, при неполной загрузке вертолетов стоимость перевозки груза должна быть соответственно увеличена;
  2. расстояние холостого полета вертолета равно расстоянию полета с грузом;
  3. на время погрузки и разгрузки вертолет делает посадку;
  4. дозаправка топливом из расчета выполнения одного рейса производится перед каждым вылетом в рейс, при заправке вертолета топливом на несколько рейсов его грузоподъемность должна быть соответственно уменьшена.

На основании данных графиков можно сделать следующие выводы:

  1. Для перевозки грузов выгоднее применять вертолеты МИ-6.
  2. Вертолеты выгоднее использовать для перевозки грузов на короткие расстояния. Поэтому целесообразно перевалочные базы устраивать чаще и ближе к трассе с учетом возможности применения «челночной» схемы развозки.
  3. Заправку топливом лучше производить на перевалочной базе.
  4. Вес топлива, заправляемого в баки, следует принимать в соответствии с расстоянием полета.
  5. Надо организовывать работу таким образом, чтобы можно было хотя бы частично использовать холостой полет вертолета (например, для установки опор или подножников в котлованы) .

Перевозке грузов вертолетами обычно предшествует разработка рациональных схем транспортировки и конструирование специальных захватных приспособлений, к прочности и надежности которых из-за специфических условий работы предъявляются более высокие требования.

Транспортировка одностоечных металлических опор с оттяжками весом 3—4 г производится вертолетами МИ-6.

Для уменьшения трудозатрат на пикетах опоры собираются на приобъектном складе и доставляются вертолетами непосредственно на место их установки. При перевозке опоры захватываются специальным стропом в трех точках за места крепления оттяжек и за опорный узел (рис. 5-4, а) для того, чтобы они висели горизонтально. Ввиду того что на линии применяется несколько типов опор, отличающихся по высоте, конец стропа, присоединенный к нижнему концу опоры, имеет несколько узлов крепления. Ветви стропа, присоединяемые к траверсам, и верхняя часть ветви, присоединяемой к опорному узлу, изготовляются из каната диаметром 19,5 мм по

ГОСТ 3071—66, а нижняя часть последней ветви делается из цепи СК16-44 по ГОСТ 2319—70.
Если на пикете нет людей, вертолет МИ-6 в связи с невозможностью посадки на трассе без оборудованной площадки разгружает опору вместе со стропом, который впоследствии доставляется на базу.
Анкерные плиты транспортируются вертолетами МИ-6 (по две- три плиты) и вертолетами МИ-8 (по одной плите). Одна, две или три плиты захватываются за проушину одним кольцевым стропом, который подвешивается на крюк вертолета (рис. 5-4, б).

Рис. 5-4. Схемы транспортировки при перевозке вертолетами: а — одностоечных опор; б — анкерных плит; в — подножников. (Размеры даны в метрах.)

Железобетонные подножники Ф2-ОВ перевозятся также вертолетами МИ-6 (по два подножника) и вертолетами МИ-8 (по одному подножнику). Для возможности захвата на каждый подножник надевается строп в виде двойной петли. Подвеска подножника к вертолету осуществляется с помощью того же кольцевого стропа, которым захватываются анкерные плиты, для чего строп продевается через петлю, надетую на подножник (рис. 5-4, в). Детали деревянных опор перевозятся вертолетами МИД.
Для перевозки линейных конструкций иногда применяются баржи водоизмещением от 100 до 3000 т, а также самоходные баржи. Погрузка и разгрузка конструкций в таких случаях производится плавучими кранами или автокранами, установленными на баржах.
При перевозке линейных конструкций морским путем используются морские суда грузоподъемностью 2000—2500 тс. Использовать всю грузоподъемность судов при загрузке линейными конструкциями не представляется возможным. Так, при перевозке фундаментов коэффициент загрузки принимается 0,3.