Содержание материала

  1. По болотам грузы целесообразно перевозить зимой.
  2. При перевозке грузов по болотам летом транспортные средства не следует повторно направлять по уже проделанной колее.
  3. Скалы, завалы валунов проще преодолевать зимой, когда они частично или полностью находятся под снегом.
  4. В зимний период, когда реки и другие водоемы покрываются льдом, грузы можно перевозить по ледяным переправам. Наименьшая толщина льда в соответствии с временными инструктивными указаниями по технике безопасности с корректировкой данных на современные виды транспортных механизмов принимается по табл. 5-5. Данные таблицы приведены для осеннего льда.

Таблица 5-5
Характеристики ледяных переправ


Транспортные средства и люди

Полный вес, т

Наименьшая толщина льда при температуре от — 1 до — 25 °С, см

Наименьший интервал, м

Автомашина..........

3,5

34—25

20

» .......................

8,0

48—35

22

» .......................

10,0

56—42

25

» .......................

12,0

64—45

28

Трактор гусеничный . .

6,0

48—35

20

»            »

12,0

64—45

28

Сани с тяжелым грузом ...................

40,0

109—80

45

Одиночные пешеходы

_

6—5

--

Пешеходы толпой . . .

22—18

 

Весенний лед слабее осеннего в 1,5—2,5 раза. При повышении температуры льда от —10 до 0° С его прочность значительно уменьшается, поэтому большие значения толщины льда относятся к температуре, близкой к 0° С. Морской (соленый) лед в 2—3 раза слабее речного льда.

Толщина льда проверяется путем устройства нескольких прорубей по трассе будущей переправы. При недостаточной толщине лед может быть наморожен. Трасса переправы отмечается вешками или флажками.
По трассе грузы обычно перевозятся тракторами на металлических пенах или металлических или деревянных санях. Тяговые усилия Р, необходимые для перевозки различных грузов на металлических пенах, определенные по формуле
Р = Q cos ak + Q sin a — Q(k cos a + sin a),
где a — угол подъема пути; k — коэффициент трения скольжения металлической пены по грунту, принимаемый по табл. 5-6; Q— вес груза и пены, приведены в табл. 5-6.

Таблица 5-6
Необходимые тяговые усилия (в тс) для перевозки различных грузов на металлической пене

Для ориентировочных расчетов можно принять вес металлических пен равным 0,7 т — для перевозки грузов весом до 3 т; 1,0 т — для грузов весом 4—7 т и 1,5 т — для грузов весом 8—10 т.

Тяговые усилия тракторов Т-100, ТДТ-75, ДТ-75 в зависимости от состояния поверхности земли и уклонов приведены в табл. 5-7.
Таблица 5-7
Тяговые усилия тракторов (в тс) на различных поверхностях земли и уклонах

Примечание. В числителе — тяговое усилие при заторможенном тракторе, в знаменателе — при движении трактора.

При перевозке грузов по сильно пересеченной местности принимаются меры предосторожности. До начала работ выбираются безопасные проезды к пикетам. Механизмы при дожде и ветре не перемещаются. Грузы разгружаются на заранее подготовленные места для предотвращения их скатывания или сползания.
Ниже приводятся некоторые приемы, облегчающие транспортировку грузов по пересеченной местности.
Для подъема деталей деревянных опор по крутому косогору (например, на вершину холма и т. п.) трактором на вершине анкеруется блок, через который пропускается трос.
На верхний торец бревна надевается конусный металлический наконечник, препятствующий зацеплению бревна за пни, камни и неровности почвы. При наличии местной неровности поверхности земли трактор отцепляет буксируемый груз, преодолевает препятствие и затем с помощью удлиненного буксирного троса затаскивает транспортируемый груз.
При выходах на поверхность земли скал, валунов, образовании завалов валунов транспортировка конструкций опор осуществляется на трелевочном щите трактора ТДТ-75, куда конструкция затягивается лебедкой трактора.