Содержание материала

На отдельных ЛЭП часть металлических опор устанавливается вертолетами МИ-6 и МИ-8, причем, если позволяет грузоподъемность, всегда более экономичными оказываются вертолеты МИ-8 (см. гл. 5).
Применение вертолетов позволяет устанавливать опоры на участках трассы, недоступных для подъезда тракторов и других механизмов, повышает производительность труда, уменьшает трудозатраты и при правильной организации работ может даже дать экономию средств.
Для максимального сокращения простоя вертолетов целесообразно использовать их одновременно на нескольких видах работ (например, установку опор совмещать с развозкой конструкций по трассе). До вызова вертолета обычно подготавливается 6—10 опор, которые устанавливаются за один прилет вертолета. Для возможности нормальной работы заранее должно быть изготовлено до 30—35 комплектов шарниров.

На рис. 6-4 изображена схема установки свободностоящей опоры вертолетом. Для установки опора полностью собирается, выкладывается вдоль оси ЛЭП и соединяется с фундаментом двумя монтажными шарнирами 5. На свободные от шарниров фундаменты сверху устанавливаются фиксаторы 10 положения пяты опоры, прикрепляемые защитными стаканами 6, навинчиваемыми на анкерные болты. На стойке фиксатора шарнирно закреплена защелка 8, имеющая противовес 9. Для смягчения удара пяты опоры о фундамент между анкерными болтами укладываются деревянные бруски 7. Опора захватывается стропом 4, который соединен с тросом 2 вертолета 1 при помощи скобы 3. После установки опоры в вертикальное положение ее ноги, свободные от шарниров, фиксируются защелками 8.'После предварительного закрепления опоры на фундаменте фиксаторы демонтируются с помощью домкратов.
Установке опоры с оттяжками вертолетом должна предшествовать следующая подготовительная работа: опора полностью- собирается и соединяется с фундаментом монтажным шарниром, к опоре присоединяются все оттяжки, длина которых уточняется по замерам (расстояние до анкеров и высотные отметки), произведенным на месте, а нижние концы трех оттяжек прикрепляются к анкерам I и II (рис. 6-5,а).
Для упрощения работы на трассе длины оттяжек для всевозможных вариантов расположения анкеров (с учетом косогоров и допускаемых ошибок) заранее вычисляются с точностью до 10 см с применением ЭВМ.
На опору надевается строп 1. После того как таким образом подготовлено несколько опор, вызывается вертолет 2 с заправленным тросом внешней подвески 3.

Рис. 6-5. Установка одностоечной металлической опоры с оттяжками вертолетом: а — подготовка опоры к установке; б — строповка и установка опоры; в — временное закрепление опоры; г — шаровая пята
Для установки опоры вертолет 2 подлетает к ней, опускается на высоту 1,5—2,0 м над опорой, при этом монтажник с помощью скобы соединяет строп 1 с тросом 3 внешней подвески вертолета (рис. 6-5,б). Затем рабочий отходит в безопасную зону (заштрихована в плане на рис. 6-5,а), а вертолет поднимается вверх и при этом несколько перемещается вперед. После подъема опоры в вертикальное положение вертолет неподвижно зависает. При этом монтажник прикрепляет оттяжки 4 к анкеру III (рис. 6-5,б).
Для сокращения времени зависания вертолета оттяжка 4 иногда временно прикрепляется к U-образному болту при помощи монтажного зажима. Затем по сигналу с земли вертолет сначала ослабляет натяжение троса внешней подвески, а затем автоматически его отцепляет и совершает посадку около установленной опоры на заранее выбранном участке поверхности земли. Монтажник влезает на опору и снимает строп 1 вместе с тросом 3. Трос внешней подвески 3 заправляется в специальный захват вертолета, затем вертолет с монтажниками перелетает к следующей опоре для ее установки. Окончательное закрепление опоры и снятие шарнира производятся специальным звеном рабочих. Ввиду неточного расположения штыря в подножнике или наклонного положения опоры при ее подъеме вертолетом отверстие в пяте опоры не всегда сразу попадает на штырь подножника, что усложняет работу. Поэтому целесообразно применять специальные шарниры, при которых опора сначала устанавливается над штырем, а затем после выверки ее расположения опускается на штырь. Для упрощения установки опор с оттяжками вертолетами рационально применять шаровой опорный узел 6 (рис. 6-5,г). При этом опора 5 устанавливается на подножник 7 с металлической плитой 8. Шаровой опорный узел прикрепляется к плите 8 с помощью верхней плиты 9, имеющей прорезь. После установки опоры в вертикальное положение верхняя плита 9 снимается и может быть использована для установки других опор. Такой способ исключает применение сложных монтажных шарниров.
Захват опоры по возможности целесообразно производить выше, так как при этом уменьшается нагрузка на вертолет. Непосредственно на установку одной опоры затрачивается 3—5 мин (без подготовительных работ, работ по снятию стропа, закреплению и выверке опоры). На установке опоры заняты два монтажника и мастер. Связь между вертолетом и монтажниками, находящимися на земле, осуществляется по радио или визуально с помощью заранее обусловленных сигналов.
При затрате на установку 15 мин стоимость установки одной опоры вертолетом МИ-8 составляет 125—150 руб., вертолетом МИ-6—250—400 руб. Для сравнения следует отметить, что стоимость установки обычным способом одной одностоечной опоры с оттяжками в условиях Кольского полуострова равна примерно 120 руб.