Глава восьмая
МОНТАЖ ПРОВОДОВ НА ЛИНИИ
8-1. Общие положения
Монтаж проводов на ЛЭП с тяжелыми трассами более сложен и имеет свои особенности. В большинстве случаев работы выполняются в той же последовательности, что и в нормальных условиях. Однако на ЛЭП с тяжелыми трассами эффективно применять некоторые специальные способы производства работ.
В табл. 8-1 приведены общие рекомендации по монтажу проводов в различных условиях.
На тяжелых трассах еще в большей степени увеличивается целесообразность одновременного монтажа проводов и грозозащитного троса, так как возрастают стоимость и затраты труда при необходимости повторного прохождения по трассе людей и механизмов. На отдельных ЛЭП напряжением 110 кВ и выше, расположенных в районах с малой грозовой деятельностью, грозозащитный трос подвешивается только на подходах ЛЭП к подстанциям, поэтому объем работ по монтажу троса на таких ЛЭП резко сокращается.
Суровые климатические условия и близость моря иногда повышают требования к проводам, их соединениям и к линейной арматуре. Так, на ЛЭП 154 кВ, расположенной поблизости от Северного моря, подвешивался провод АСКУ-185, у которого стальная часть покрыта защитной пленкой, предохраняющей ее от коррозии. Соединение этого провода из-за больших ветровых и гололедных нагрузок производилось способом опрессовки (прессуемый зажим САС-185-Р1У, диаметр матрицы для алюминиевой части 41,1 мм, стальной части — 24 мм). На эту же ЛЭП арматура поставлялась в тропическом исполнении — покрытая слоем смазки ЗЭС толщиной 0,5—1,5 мм.
Для уменьшения количества типов опор в основу действующей унификации опор положен принцип возможности использования опоры одного типа на ряде ЛЭП, расположенных в различных климатических условиях, для группы проводов. В результате прочность опор используется только в тех случаях, когда на ЛЭП подвешиваются наиболее тяжелые провода из группы, во всех остальных случаях опоры недогружаются. При подвеске легких проводов сверхнормативный запас прочности опор было бы целесообразно использовать для значительного увеличения тяжения в проводах (до 30—40 кгс/мм2), применяя сверхусиленные провода с повышенным содержанием стали. Применение таких проводов позволит значительно увеличить пролеты между опорами (до 140—150%), в результате чего уменьшится количество промежуточных опор.
Таблица 8-1
Общие рекомендации по монтажу проводов и тросов
Условия трассы | Способ монтажа | Подготовительные работы | Развозка проводов и тросов | Способ раскатки | Направление раскатки | Натяжение | Перекладка проводов из раскаточных роликов в зажимы |
Горная и сильно пере сеченная местность | Подгонка проводов по месту | Устройство проезда по трассе | В удобные для транспортировки места в соответствии со схемой раскатки. | С неподвижных барабанов. Применение линеметателей (возможна раскатка под тяжением, раскатка вертолетом) | От верхней отметки к нижней | От верхней отметки к нижней (по участкам). Применение тракторов с лебедками | Применение монтажных подвесов, исключающих перекладку проводов |
Выходы скал, завалы валунов | То же | Устройство защиты от повреждения проводов | То же | С неподвижных барабанов (возможна раскатка под тяжением) | В зависимости от местных условий | В зависимости от местных условий | То же |
Слабые грунты, болота | То же | Устройство проезда по трассе | В зависимости от длины провода и троса на барабанах. На пенах, буксируемых тракторами | С неподвижных барабанов | То же | То же | То же |
Большое количество переходов | Целесообразна предварительная заготовка кусков проводов | Реконструкция пересекаемых линий, согласование временных отклонений и т. д. | В зависимости от конструкции переходов и возможности подъезда | С неподвижных барабанов (возможна раскатка под тяжением, раскатка вертолетом) | По принятой схеме | По принятой схеме | Применение монтажных подвесов, исключающих перекладку проводов, или при их отсутствии применение зажимов ПГУ |
Таблица 8-2
Допускаемые схемы нагружения опор при монтаже проводов
Примечания. I. На ЛЭП 330кв можно одновременно натягивать два провода. 2. При определении допускаемой схемы выполнения работы у промежуточных опор проверяются тяги и пояса траверс, а у анкерно-угловых опор — еще дополнительно раскосы ствола.
При монтаже проводов в момент подъема провода на промежуточные опоры или при посадке натяжных гирлянд на опоры действуют различные нагрузки, причем величина их зависит как от марки проводов, так и от схемы выполнения работы.
В табл. 8-2 приведены допускаемые схемы выполнения работ при монтаже рассчитанных для опоры проводов.
8-2. Развозка и раскатка проводов и тросов
Определяются места установки барабанов, направления (с учетом подъезда и уклонов) и способы раскатки проводов на различных участках трассы.
Автомобильным транспортом часто не представляется возможным вывезти барабаны на трассу непосредственно -в те места, где они должны быть установлены для раскатки. Поэтому на последнем этапе барабаны обычно развозятся на металлических пенах, буксируемых тракторами. Иногда применяются пены-козлы, с которых производится раскатка (рис. 5-2, в). В районах с выходящими на поверхность земли скалами, завалами валунов барабаны развозятся на щитах трелевочных тракторов ТДТ-75, куда они затягиваются трелевочной лебедкой. Была также изготовлена специальная машина для развозки двух барабанов по трассе на базе трактора ТДТ-75.
В отдельных случаях развозка- барабанов осуществляется на внешней подвеске вертолетов.
Как правило, применяется раскатка по роликам с неподвижно установленных барабанов. Для раскатки барабаны устанавливаются на козлы, на пены-козлы или в приямки.
На пересеченной местности, раскатку в анкерном пролете следует производить в сторону уклона или в сторону преобладающих уклонов с торможением барабана. При этом уменьшается необходимое тяговое усилие тракторов и облегчается регулировка проводов. При раскатке проводов тракторами на пересеченной местности количество одновременно раскатываемых проводов уменьшается и обычно не превосходит двух.
На переходах через глубокие овраги и ущелья, через которые невозможен проезд тягового механизма, раскатку провода целесообразно производить с помощью линеметателя. При этом сначала через ущелье перебрасывается линь, которым протаскивается трос, предназначенный для последовательной раскатки проводов через ущелье. Для этой цели может быть использован ручной линеметатель ПЛ-1Т (дальность метания 350 м, разрывное усилие линя 300 кгс, вес 11,6 кг), состоящий из пистолета, ракеты для подачи линя, патрона и линя, уложенного в ящик.
При отсутствии линеметателя раскатка проводов через глубокие ущелья может быть выполнена вручную, при этом сначала провод сматывают с барабана на дно оврага или ущелья, где он укладывается зигзагами, а затем путем выбора слабины провод поднимают на другую сторону оврага.
На участках трассы с большим количеством пересечений, а также на труднопроходимых участках целесообразно применять раскатку проводов под тяжением, однако отечественный опыт применения этого способа недостаточен.
В Советском Союзе применяется комплект машин фирмы «Петерсон», предназначенный для одновременной раскатки одного или двух проводов одним тяговым тросом. Комплект состоит из тяговой машины типа 500-36, тормозной машины типа 500-П-36 и трех намоточных машин типа 6100-TCRW-46, имеющих свои двигатели. Намоточные машины выполнены в виде прицепов на пневмоколесном ходу с возможностью буксирования автомобилем или трактором (тяжение провода 1,6—5,4 тс, скорость раскатки 2,4—8,7 км/ч, диаметр провода до 31,7 мм). Кроме этого, в комплект входят специальные раскаточные ролики, специальное коромысло для одновременной раскатки двух проводов и монтажные чулки с вертлюгами.
На строительстве одноцепной ЛЭП напряжением 220 кВ раскатка провода АСО-400 под тяжением производилась следующим образом. Сначала трактором Т-100 одновременно производилась раскатка четырех тросов; трех тяговых диаметром 11—13 мм по ГОСТ 3071—66 и одного грозозащитного. В процессе раскатки тяговые тросы укладывались в раскаточные блоки, прикрепленные к поддерживающим гирляндам изоляторов, и поднимались на опоры. Затем обычным способом монтировался грозозащитный трос. После этого с помощью тягового троса, присоединенного к проводу монтажным чулком, производилась раскатка провода под тяжением 800—1100 кгс. При необходимости куски провода соединялись, при этом соединительная муфта проходила через раскаточные ролики. Затем на конце провода монтировался натяжной зажим, собиралась натяжная гирлянда и провод с гирляндой присоединялся к траверсе опоры. После этого тяговой машиной производилась вытяжка и натяжение провода, у траверсы анкерной опоры со стороны натяжной машины на проводе делалась отметка. Провод опускался на землю, на нем монтировался натяжной зажим, присоединялась натяжная гирлянда изоляторов, провод вторично натягивался и вторая натяжная гирлянда присоединялась к траверсе анкерной опоры.
На рис. 8-1 приведена схема раскатки провода под тяжением. Применение этого способа раскатки проводов исключает возможность повреждения проводов при волочении по поверхности земли.
Институт «Оргэнергострой» разработал проект комплекта машин для раскатки проводов под тяжением. Тяговая и тормозная машины однотипные, по конструкции выполнены навесными на базе трактора Т-100, что исключает необходимость устройства якорей. В комплект также входят тележки для намотки троса и раскатки провода. Машины разработаны для монтажа одного провода марки АСО сечением до 600 мм.
Рис. 8-1. Схема раскатки провода под тяжением: а — раскатка провода; б — положение провода при раскатке (I) и проектное (II)
1, 10 — якоря на усилия 3 и 5 тс; 2, 9 — тормозная и тяговая машины; 3, 8 — раскаточный и намоточный станки; 4 — анкерные (угловые) опоры; 5 — раскатываемый провод; 6— монтажный чулок с вертлюгом; 7 — тяговый трос
Рис. 8-2. Раскатка провода вертолетом: а — схема; б — открытый раскаточный ролик с ловителем 1 провода
В порядке эксперимента производилась раскатка проводов при помощи вертолета МИ-8. При этом барабан с проводом устанавливался па специальную раскаточную раму с направляющим устройством для правильной ориентации положения барабана при сматывании провода. Для раскатки рама с барабаном подвешивалась на внешнюю подвеску вертолета (рис. 8-2,а). Конец провода анкеровался, вертолет взлетал и медленно передвигался от опоры к опоре. Для возможности попадания провода в раскаточные ролики на их щеках закреплялись специальные направляющие (рис. 8-2,б).
Раскатка проводов с применением вертолетов является разновидностью раскатки проводов с помощью тележек, но при этом исключаются такие недостатки, как сложность транспортировки по трассе барабанов и невозможность преодоления препятствий.
8-3. Натяжение проводов, визирование стрелы провеса монтаж натяжного зажима и посадка натяжной гирлянды изоляторов
На ровных участках трассы направление натяжения проводов может быть любым. При уклонах на трассе его целесообразно выбрать тем же, что и при раскатке.
Рис. 8-3. Схемы к монтажу проводов на косогорах (штриховой линией показано положение провода при монтаже, сплошной — проектное положение)
Для горных ЛЭП характерны большая разность высот подвеса проводов на опорах и неравномерная расстановка опор. При монтаже, когда провод лежит на раскаточных роликах, он скатывается по уклону или в пролет большей длины, что приводит к неравномерному натяжению провода в пролетах.
Существуют простой и сложный способы монтажа проводов (рис. 8-3,а). При простом способе, применяющемся в небольших анкерных пролетах, визирование стрелы провеса производится в среднем пролете. В результате в пролете, расположенном выше, провод оказывается несколько перетянутым, а в нижнем пролете — немного недотянутым.
При сложном способе провод в каждом пролете, начиная с верхнего, последовательно визируется и перекладывается в зажимы. Если провод раскатан по роликам, гирлянды изоляторов располагаются наклонно — по направлению равнодействующей тяжения в проводе в пролетах (рис. 8-3, б).
Для вертикального расположения гирлянд изоляторов после перекладки провода место закрепления зажима на проводе должно быть несколько смещено в сторону низшей опоры.
Иногда большие анкерные пролеты разбиваются на более короткие путем установки дополнительных опор, тогда в каждом анкерном пролете может быть применен простой способ монтажа провода. При натяжении провода рекомендуется сначала его несколько перетянуть, а затем отпускать до заданной величины стрелы провеса, подгоняя стрелу провеса дальнего пролета к ближнему.
Напряжения в проводе в каждом пролете, а также углы наклона поддерживающих гирлянд при расположении провода в роликах можно определить, пользуясь работой [10].
Способ монтажа проводов по стрелам провеса трудоемок и не всегда возможен, например, из-за плохой видимости или невозможности подачи сигнала, поэтому следует отметить способ монтажа проводов по напряжениям (рис. 8-3,в). Тяжение Т в проводе измеряется в точке А у трактора. Монтаж нужно производить так, чтобы обеспечить расчетное напряжение в проводе последовательно во всех пролетах. Для этого составляются монтажные таблицы, в которых должны быть приведены значения тяжения Т для различных температур, при которых в каждом пролете будут проектные значения напряжения.
При монтаже провод сначала раскатывается, затем поочередно в каждом пролете по динамометру задается тяжение и производится перекладка провода из- роликов в зажимы.
Таблица 8-3
Ориентировочные значения монтажных тяжений (в кгс) сталеалюминиевых проводов
Марка и сечение проводов | Длина пролета, м | Температура, °С | |
+ 15 | —15 | ||
АСО-500 | 400 | 3420 | 3940 |
АСО-400 | 400 | 2760 | 3200 |
АСО-300 | 360 | 2060 | 2420 |
АСО-240 | 320 | 1650 | 2000 |
АС-185 | 320 | 1320 | 1580 |
АС-150 | 320 | 990 | 1150 |
АС-120 | 320 | 685 | 780 |
АС-95 | 280 | 415 | 460 |
АС-70 | 280 | 242 | 260 |
В табл. 8-3 приведены ориентировочные значения монтажных тяжений сталеалюминиевых проводов, которые могут быть использованы для выбора тяговых механизмов и тросов.
При монтаже проводов на пересечениях продолжительность производства работ нередко ограничивается. Время, необходимое на монтаж проводов, можно значительно сократить, если заранее отрезать куски провода и установить на них зажимы, после чего провод перебросить через пересечение и натянуть. Однако для этого необходимо точно знать расстояние между опорами, которое на практике может отличаться от проектного на несколько метров.
Трест «Центрстройэлектропередачи» совместно с ЦНИИГАИК для замера расстояний между центрами опор, а также длины проводов на нескольких сложных переходах ЛЭП 220 кВ использовали светодальномер типа NAZM-6 шведской фирмы AGA (аналогичные приборы выпускает также отечественная промышленность). Полное время на производство замера с установкой прибора составляло 40 мин. Монтаж трех проводов на переходе, на которых заранее были установлены зажимы, выполнялся за 30—35 мин.
8-4. Установка поддерживающих зажимов на промежуточных опорах
Рис. 8-4. Специальный раскаточный ролик МИ-249, применение которого исключает перекладку проводов
1 — поддерживающий зажим; 2 — положение роликов при раскатке провода и установке поддерживающего зажима (без закрепления провода); 3 — положение роликов, при котором производится закрепление провода в зажиме и снятие раскаточного ролика; 4 — съемная ручка, поворотом которой из положения А в положение Б ролики опускают провод в поддерживающий зажим
Раскатку проводов на промежуточных опорах целесообразно производить по специальным раскаточным роликам (предложение инженеров Н. В. Севастьянова, Д. Е. Виноградова, М. М. Каетановича, С. В. Крылова), применение которых практически исключает перекладку проводов из раскаточных роликов в поддерживающие зажимы, сводя ее только к установке поддерживающих зажимов и снятию специальных роликов без опускания проводов на землю и без приложения усилия при подъеме провода для освобождения ролика. При этом всю верховую работу может выполнить один монтажник (рис. 8-4).
При отсутствии специальных раскаточных роликов на ЛЭП с тяжелыми трассами целесообразно применять зажимы типа ПГУ, имеющие ролики. При этом также исключается перекладка проводов из раскаточных роликов в поддерживающие зажимы.
Если нет специальных раскаточных роликов, а зажимами ПГУ невозможно обеспечить все промежуточные опоры, то в первую очередь эти зажимы следует устанавливать на опорах, ограничивающих переходы через электролинии, дороги и т. д. (там, где не требуется анкерованных пролетов), а также на тех опорах, где нужна подвеска грузов для предотвращения подъема гирлянд изоляторов, ввиду повышенной ответственности и сложности перекладки провода в поддерживающие зажимы на таких опорах.
Когда перекладка проводов все же необходима, ее целесообразно выполнять с помощью приспособлений винтового типа, исключающих опускание проводов на землю и применение тракторов.