Содержание материала

При размещении машинного помещения используется часть пролета цеха, размеры и высота которого определяются производством. Поэтому необходимо проверить возможности размещения машинного помещения на участке цеха. Ввиду сложных и дорогих кабельных коммуникаций необходимо стремиться к наиболее близкому размещению машинного помещения от испытательной станции.
Высота машинного помещения определяется необходимостью транспорта машин над другими машинами, установленными в помещении, а грузоподъемность крана—наибольшим весом машины или отдельной детали (ротор).
Машинные помещения с предельной мощностью машин до 7 500 кВА. удобно размещаются в пролетах шириной 18 м; для машин большей мощности целесообразней — 24 м. Для транспортировки в машинное помещение средних и тяжелых машин необходимо предусматривать железнодорожный въезд в зону монтажной площадки. На участках машинного помещения, где оборудование размещается во время монтажа или ремонтных работ (монтажная площадка) и по которым это оборудование транспортируется, перекрытия и другие строительные конструкции должны быть рассчитаны на соответствующие нагрузки.
Допускаемые нагрузки на перекрытия:
от основного оборудования до 2 000 кг/1м2 от камер высокого напряжения типа КСО    до 1 000 кг/1м2
от распределительных щитов, станций управления и стоек ящиков сопротивления    до 400 кг/1м2 и более.

Монтажные площадки рассчитываются на нагрузку 4 000 кг/1м2 и более. Машины устанавливаются как вдоль, так и поперек машинного помещения, в зоне обслуживания крана. Вопрос о размещении машин решается в каждом отдельном случае в зависимости от габаритов машин и размеров машинного помещения. Для крупных машин с выемным ротором расстояние до соседнего агрегата или щита определяется возможностью свободного выема ротора на случай демонтажа.
Проходы обслуживания между фундаментами или корпусами машин, между машинами и частями здания или оборудования должны быть не менее 1 м, при этом допускаются местные сужения до 0,6 м. Расстояние между машиной и стеной здания или между корпусами параллельно установленных машин при наличии прохода с другой стороны машины должно быть в свету не менее 0,3 м, между машинами и щитами — не менее 2 м.
Практически эти размеры получаются значительно больше, так как часто в фундаменты агрегатов встраивают теплообменники, для установки которых предусматривают монтажные проемы. В зоне щитов и пультов управления в подвале прокладываются большие трассы контрольных кабелей, что в некоторых случаях вызывает увеличение площади машинного помещения. Необходимо учитывать и площади, занимаемые вентиляционными установками крупных машин. Таким образом, план расположения оборудования нужно выполнять с учетом подземных устройств машинного помещения.

План расположения оборудования
Рис. 10-17. План расположения оборудования.
1—9 — испытательные агрегаты; 10 и 11 — преобразовательные агрегаты, питающие щит собственных нужд машинного помещения на постоянном токе; 12, 13, 14, 15 — возбудители к испытательным генераторам; 17 — коммутатор высокого напряжения; 18 — щит переменного тока 220/380 в; 19 — то же постоянного тока 110/220 в; 20 — щит постоянного тока 220 в; 21 — то же 460 в; 22 — щит с низковольтным коммутатором; 23 — коммутатор цепей управления; 24 — сборка станций управления; 25 — щит управления; 26 — релейный щит; 27 — щит сигнализации; 28 — щит КИП; 29 — комплектное распределительное устройство (КРУ) электродвигателей 6 кВ, 30 — то же генераторов 6 кВ; 31 — пусковой реактор; 32 — сборка регуляторов возбуждения; 33 — сборка АГП; 34 — сборка станций управления.
Подвалы рекомендуется устраивать только для крупных машинных помещений. Габариты подвала должны быть минимальными с учетом пространств для прокладки кабелей, шинопроводов и коммуникаций, а также для установки вспомогательного оборудования агрегатов (воздухоохладители, теплообменники, насосы маслоснабжения и т. д.). Минимальная высота подвала должна быть не менее 3 м в чистоте. В случае тяжелых ошиновок и крупных агрегатов с фундаментами высота подвального помещения должна быть порядка 4,5 в чистоте. При устройстве подвала необходимо учитывать уровень грунтовых вод. При высоком уровне грунтовых вод устройство гидроизоляции очень сложно и не всегда надежно. В этих случаях поднимают пол машинного помещения на отметку + 2—3 м, превращая первый этаж фактически в подвальное помещение.

Машинные помещения по соображениям техники безопасности должны быть оборудованы лестницами для связи с подвалом и дверьми для выхода в соседние помещения, исходя из следующего:

При длине более 50 м дополнительно по 1 лестнице и двери на каждые 50 м.

В перекрытии подвала следует предусматривать монтажные люки со съемными крышками. Люки располагаются в зоне действия крана. Размеры люка определяются из условия транспортирования оборудования с наибольшими габаритами, устанавливаемого в подвале.
На рис. 10-17 показан план расположения оборудования машинного помещения с подвалом. Все щиты и распредустройства должны устанавливаться на первом этаже.
Установка в подвале этого оборудования нецелесообразна из-за усложнения обслуживания, возможной сырости, а также из-за запыления потоками воздуха, поступающего в подвал для вентиляции машин.
Коммутатор высокого напряжения и главный щит управления размещаются в отдельном помещении, отгороженном от машинного помещения звуконепроницаемой перегородкой из прозрачного материала. Этим достигается изоляция обслуживающего персонала от шума, создаваемого машинами, но сохраняется возможность оперативного наблюдения за работой агрегатов машинного помещения.
Распределительные устройства, щиты, контакторные панели, силовые коммутаторы низкого и высокого напряжения и щит управления должны по возможности располагаться вне зоны обслуживания крана.