5-3. ПРОГРАММА ИСПЫТАНИЙ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ ДЕФЕКТОВ
В большинстве случаев трансформаторы, поступающие на ремонт, не имеют препроводительной с указанием дефектов, поэтому необходимо установить дефекты и составить ведомость ремонта.
Рис. 5-1. План испытательной станции трансформаторов и электрических машин.
1 — сборочный участок трансформаторов до 2 500 кВА; 2 — то же электрических машин до 1 000 кВт; 3 — испытательная станция трансформаторов; 4 — то же машин; 5 — пультовое помещение; 6 — шашечная плита; 7 — промежуточный трансформатор и его распределительное устройство; 8 — нагрузочные машины; 9 — трансформатор для испытаний изоляции приложенным напряжением 50 Гц; 10 — склад машин; 11 — склад трансформаторов.
Установление дефектов производится как перед разборкой трансформатора, так и после разборки. До разборки трансформатора проводятся следующие предварительные испытания:
- внешний осмотр трансформатора;
- испытание пробы трансформаторного масла из бака и маслонаполненных вводов;
- измерение характеристик изоляции;
- измерение сопротивления обмоток постоянному току;
- проверка коэффициента трансформации;
- измерение потерь холостого хода при малом напряжении;
- проверка последовательности действия переключающего устройства (если трансформатор с РПН).
Если путем осмотра и при указанных испытаниях с соответствующим оборудованием удается установить дефекты, трансформатор разбирается и направляется на соответствующие ремонтные участки. В противном случае трансформатор или его активная часть после соответствующей очистки отправляются на испытательную станцию, оснащенную всем необходимым оборудованием для окончательного выявления дефектов.
5-4. СОСТАВ ИСПЫТАТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК, РАЗМЕЩЕНИЕ И ВЫБОР ОБОРУДОВАНИЯ
На ремонтном заводе должны быть предусмотрены испытательные установки на следующих участках:
- участок выявления дефектов;
- участок операционного контроля для предварительных испытаний обмоток, переключающих механизмов, магнитопроводов и активной части трансформатора;
- станция контрольных испытаний.
Размещение испытательных участков и станций должно удовлетворять принципу поточности производства.
Участок выявления дефектов размещается в начале технологического процесса с оборудованием для испытаний согласно § 5-3.
Участки операционного контроля.
Размещение оборудования участков операционного контроля решается аналогично изложенному в гл. 2 для производства трансформаторов. Однако, учитывая небольшие количества ремонтируемых трансформаторов, испытание переключающих механизмов и активной части трансформатора производят на испытательной станции контрольных испытаний собранных трансформаторов.
Станция контрольных испытаний.
Принципы выбора оборудования, схем и планировок аналогичны изложенным для трансформаторных заводов. Но испытательные станции ремонтного завода должны быть более универсальными по следующим причинам.
На ремонтных заводах могут ремонтироваться самые разнообразные типы трансформаторов, таким же разнообразным может быть и объем ремонта.
Но этим причинам на ремонтных заводах должны быть организованы станции контрольных испытаний с большим диапазоном испытательных возможностей, что относится главным образом к расширению диапазона испытательных напряжений, путем установки промежуточных секционированных трансформаторов с большим количеством секций.
На заводах, ремонтирующих трансформаторы 1-2-го габаритов (табл. 5-1) и частично 3-го габарита, оборудуются испытательные станции контрольных испытаний в соответствии с рекомендациями для трансформаторного производства 1—3-го габаритов, изложенными в гл. 3 и 4.
Для проведения опытов холостого хода и короткого замыкания трансформаторов согласно программе табл. 5-1 целесообразно установить один агрегат с трехфазным синхронным генератором 300 кВА, 400 в, 50 Гц, а другой агрегат — с синхронным генератором 100 кВА на то же напряжение. Первый агрегат может быть использован и для испытания электрических машин до 1000 кВт.
Небольшое количество ремонтируемых трансформаторов позволяет вносить поправки на форму кривой напряжения при использовании синхронных генераторов меньшей мощности, чем это рекомендуется в табл. 6-3.
Для испытания индуктированным напряжением можно принять агрегат с генератором 64 кВА, 250 в, 200 Гц, который будет достаточен для испытаний трансформаторов типовой мощностью до 2 500 кВА включительно.
На заводах с номенклатурой табл. 5-2, ремонтирующих трансформаторы от 3 200 кВА и более, испытательные станции также оборудуются в соответствии с рекомендациями, приведенными для трансформаторов 3—6-го габаритов, но с некоторыми ограничениями в части выбора мощности основных генераторов. Например, проведение опытов холостого хода и короткого замыкания при контрольных испытаниях вполне обеспечит агрегат с синхронным генератором 15 000 кВА, 50 Гц, а испытания индуктированным напряжением при повышенной частоте обеспечит агрегат с синхронным генератором 3 500 кВА, 225 Гц (гл. 6).
Рекомендуемые агрегаты по своим весовым, габаритным и прочим данным, а также по мощности приводных двигателей являются наиболее целесообразными в масштабах ремонтного завода рассматриваемой категории.
Для испытаний трансформаторов начальных мощностей согласно шкале в табл. 3-5 могут быть использованы синхронные генераторы, выбранные для испытания электрических машин.
На рис. 5-1 приведена планировка испытательной станции машин и трансформаторов завода для ремонта электрооборудования промышленных предприятий (табл. 5-1). Станции располагаются после сборочного цеха.