ГЛАВА ПЯТАЯ
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЕ СТАНЦИИ РЕМОНТНЫХ ЗАВОДОВ
5-1. ВИДЫ И ОБЪЕМЫ РЕМОНТА ТРАНСФОРМАТОРОВ
Различают следующие виды ремонта: 1) планово-предупредительный, текущий и капитальный; 2) внеплановый аварийный.
Планово-предупредительный ремонт производится периодически в сроки, установленные ведомственными инструкциями по эксплуатации, и служит для сохранения оборудования в исправном состоянии.
Периодический текущий ремонт трансформатора производится непосредственно на месте установки с отключением его от сети, но без вскрытия и осмотра активной части.
Плановый капитальный ремонт (ревизия) представляет собой полный осмотр как наружных, так и внутренних деталей трансформатора и в случае необходимости их ремонт обычно без разборки активной части.
Внеплановый аварийный ремонт трансформатора в большинстве случаев сопровождается частичной или полной сменой обмоток и внутренней изоляции, а в некоторых случаях — разборкой и ремонтом магнитопровода. В таких случаях трансформатор отправляют на ремонтный завод или в специализированные мастерские.
5-2. ОРГАНИЗАЦИЯ РЕМОНТА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ, ПРОГРАММЫ РЕМОНТНЫХ ЗАВОДОВ
а) Категории ремонтируемого оборудования
Ремонт трансформаторов не может быть организован изолированно от ремонта остального электрооборудования. Поэтому вопросы организации ремонта решаются комплексно для всех видов электрооборудования.
Ремонтируемое электрооборудование, имеющее характерные особенности, распеределяется примерно по следующим отраслям производства и транспорта:
- предприятия общепромышленного назначения;
- металлургические и крупные химические заводы;
- энергетические системы;
- железнодорожный транспорт;
- горнорудные предприятия;
- сельское хозяйство.
Качественная и количественная стороны электрооборудования в этих отраслях различны.
На промышленных предприятиях основным электрооборудованием являются различные электрические машины небольшой мощности, главным образом асинхронные двигатели мощностью до 20 кВт и трансформаторы 1—2-го габаритов.
В металлургических предприятиях большой удельный вес приходится на следующее электрооборудование:
- двигатели постоянного и переменного тока средних и больших мощностей от 250 до 15 000 кВт;
- крановые электродвигатели постоянного и переменного тока большей мощности;
- мощные трансформаторы к электропечам и преобразовательным агрегатам.
- аппараты высокого и низкого напряжения.
Наряду с этим имеется значительное количество оборудования аналогично приведенному для промышленных предприятий.
В энергосистемах основным электрооборудованием являются:
- трансформаторы мощностью от 3 200 кВА и более на напряжение 35 кВ и выше;
- синхронные машины большой мощности;
- измерительные трансформаторы, аппараты высокого напряжения, вводы, конденсаторы.
Большой объем электрооборудования возник на транспорте в связи с ликвидацией паровозной тяги и переводом его на тепловозную и электровозную тягу, а также развитием электрификации пригодного движения.
Развитие электрификации транспорта на переменном токе вызывает большой рост количества установленных трансформаторов для питания контактного провода электрифицированных дорог, а также на электровозах для преобразовательных агрегатов.
Электрооборудование на железнодорожном транспорте можно распределить на следующие группы:
- электрооборудование подвижного состава (электровозные трансформаторы, тяговые двигатели, генераторы, вспомогательные машины и аппаратура);
- электрооборудование депо, которое по своему содержанию аналогично промышленным предприятиям;
- силовые трансформаторы электроснабжения электрифицированных железных дорог;
- релейная аппаратура СЦБ (сигнализации, централизации и блокировки).
В сельском хозяйстве основным электрооборудованием являются мелкие асинхронные двигатели, синхронные генераторы и трансформаторы малых мощностей.
б) Организация ремонта электрооборудования на ремонтных заводах
Статистика показывает, что качество ремонта, выполняемого в ремонтных цехах или небольших мастерских, находится на низком уровне. В результате этого сокращаются сроки между ремонтами вследствие низкого качества ремонта и перерасходуются средства на ремонт, который кустарным способом обходится в несколько раз дороже, чем в заводских условиях.
Поэтому единственным правильным путем является централизация ремонта и выполнение его на индустриализированных ремонтных заводах, оснащенных технологическим оборудованием, обеспечивающим современную технологию производства и испытаний.
Однако при этом необходимо иметь в виду, что мелкие предприятия должны отправлять электрооборудование как для текущего, так и капитального ремонта на специализированные ремонтные заводы.
Крупные предприятия в своем составе должны иметь ремонтные цехи, выполняющие текущий и мелкий капитальный ремонт.
Практика ремонта показала, что машины переменного тока мощностью примерно до 1 000 кВт целесообразно ремонтировать на ремонтных заводах. Имеются в виду быстроходные машины. Ремонт машин мощностью свыше 1 000 кВт, а также специальных тихоходных, целесообразно выполнять на месте выездной бригадой ремонтного завода. Ремонтный завод должен обеспечить изготовление необходимых запасных частей.
Организация централизованного ремонта трансформаторов вызвана тем, что в настоящее время трансформаторные подстанции выполняются без башен для разборки и ремонта трансформаторов.
Трансформаторы подстанций энергосистем и специальные трансформаторы металлургии, транспорта и т. п. мощностью от 2 500 кВА до 200 000 кВА и напряжением до 330 кВ должны ремонтироваться на централизованных ремонтных заводах. Мощные трансформаторы тепловых и гидроэлектростанций могут ремонтироваться в машинных залах электростанций, оснащенных мощным крановым оборудованием и имеющих соответствующие площади. Не исключается в единичных случаях ремонт мощных уникальных трансформаторов на заводах-изготовителях трансформаторов.
Организация ремонта трансформаторов должна быть следующей.
Трансформатор 1—3-го габаритов мощностью до 2 500 кВА с обмоткой ВН 10 и 35 кВ, которыми в основном оснащены заводы промышленных предприятий, целесообразно ремонтировать на специализированных ремонтных заводах.
Ремонт электрооборудования должен быть организован по экономическим районам в виде электроремонтных производственных объединений (фирм), которые должны выполнять все работы по капитальному ремонту электрооборудования района, а также мелкий ремонт для небольших промышленных предприятий.
Учитывая, что в отдельных экономических районах могут иметь место различные сочетания производств и количества ремонтируемого оборудования, целесообразно иметь несколько типов ремонтных заводов, учитывающих это обстоятельство.
Возможная специализация заводов с примерной номенклатурой ремонтируемого электрооборудования приведена в табл. 5-1—5-3.
Таблица 5-1
Номенклатура завода для ремонта электрооборудования промышленных предприятий
Примечание. На заводе организуется выездная ремонтная бригада для ремонта на месте электрических машин мощностью свыше 1 000 кВт.
Масштабы программы по приведенному (табл. 5-3) заводу значительно меньше, чем для заводов общепромышленного назначения (табл. 5-1), и предназначены для больших районов с сельским хозяйством.
Очевидно, что во многих случаях при наличии в экономическом районе ремонтного завода с программой по табл. 5-1 ремонт электрооборудования для сельского хозяйства должен производиться на этих заводах.
Таблица 5-2
Номенклатура завода для ремонта электрооборудования энергетических систем
Примечание. На заводе организуется выездная бригада для ремонта крупных электрических машин на месте установки.
Таблица 5-1
Номенклатура завода для ремонта электрооборудования сельского хозяйства
Ремонт электрооборудования металлургических и химических заводов может быть организован на двух заводах согласно программам по табл. 5-1 и 5-2.
Ремонт электрооборудования железнодорожного транспорта наиболее экономично организовать следующим образом.
Ремонт электрооборудования общепромышленного назначения должен производиться на соответствующих ремонтных заводах экономического района согласно номенклатуре табл. 5-1 и 5-2.
Для ремонта электрооборудования подвижного состава необходимо организовывать ведомственные ремонтные заводы.
Из приведенных табл. 5-1 и 5-2 можно сделать вывод, что предусмотренная в таблицах номенклатура универсальна и обеспечивает потребности в ремонте электрооборудования, различных отраслей промышленности.
в) Организация испытательных участков и станций
Заводы с номенклатурой ремонтируемого оборудования согласно табл. 5-1—5-3 имеют большую программу выпуска с разнообразными типами ремонтируемых машин. Поэтому организация как операционного контроля, так и контрольных испытаний должна соответствовать обычным промышленным предприятиям. Несколько особо стоит вопрос о типовых испытаниях, поскольку ремонтные заводы не занимаются изготовлением новых типов машин.
Основной задачей испытательной станции ремонтного завода является проверка качества выпускаемых из ремонта трансформаторов и машин, которое зависит не только от качества самого ремонта, но и от изменений, внесенных в конструкцию ремонтируемой машины при ремонте (замена материалов, изменение сечения проводов обмотки и т. п.).
Очевидно, что ремонтные заводы будут располагать необходимой документацией по техническим параметрам ремонтируемого электрооборудования. Определение потерь, а следовательно, и к. п. д. ремонтируемой машины с достаточной точностью определяется контрольными испытаниями по опытам холостого хода и короткого замыкания.
Однако, учитывая возможность переделки (реконструкции) машин, связанной с изменением ее паспортных данных и т. д., целесообразно предусмотреть проведение единичных нагрузочных испытаний электрических машин мощностью до 1 000 кВт.
Для трансформаторов больших мощностей необходимо ограничиться оборудованием для контрольных испытаний, которые обеспечивают надежную проверку качества ремонта.