Содержание материала

В установках гидромеханизации работают различные устройства с поступательным движением привода. Сюда относятся всевозможные клапаны, заслонки, фрикционные захваты, служащие для удержания свай в поднятом положении, и тормозные устройства.

Рис. 1-3. Тормозной электромагнит трехфазного тока типа КМТ. 1 — ярмо; 2 — якорь; 3 — катушка: 4 — демпферный поршень; 5 — регулировочный винт демпферного устройства; 6 — воздушный канал; 7 — вводные зажимы; 8 — шток.


Рис. 1-4. Тормозной электромагнит однофазного тока типа МО.
1 — ярмо; 2 — якорь; 3 — воздушный зазор; 4 — катушка; 5 — ось якоря; 6 — шток; 7 — упор штока.
Электромагниты служат для передачи механическому устройству поступательного движения. Они выполняются на переменном и постоянном токе. В гидромеханизации чаще всего применяются электромагниты переменного тока напряжением 380 и 220 В, трехфазные — серии КМТ (рис. 1-3) и однофазные типа МО (рис. 1-4). Электромагнит КМТ состоит из Ш-образного сердечника (с катушками), подвижного якоря и демпферного устройства. Сердечник и якорь выполнены в виде пакетов из спрессованных листов легированной стали. При включении катушек магнитное поле, замыкаясь через воздушный зазор и якорь, притягивает последний к сердечнику. К якорю прикреплен шток, связанный с механизмом.

Примечания: 1. Полное обозначение типа двигателя содержит наименование серии, типоразмер и число пар полюсов обмотки статора, например тип А2-62-4 обозначает двигатель серии А2; 17 кВт: 1500 об/мин (синхронная скорость). 2. Масса указана для двигателей серия А2; масса двигателей серии AО2 для соответствующего типоразмера превышает указанную в таблице на 20—25%; 3. Двигатели, перечисленные в таблице, имеют следующие общие данные: cos φ=0,88+0,92; Мпуск/Mном= 1,1+1,2

Электромагниты типа МО относятся к так называемой клапанной конструкции. В отличие от электромагнитов типа КМТ с втягивающимся якорем они имеют поворотный якорь.
В момент включения катушек, при непритянутом якоре, магнитная индукция стали магнитопровода имеет минимальное значение, следовательно, индуктивное сопротивление электрической цепи мало. В притянутом положении якоря воздушный зазор очень мал, магнитная индукция и индуктивное сопротивление достигают наибольшего значения.

Таблица 1-9
Тормозные электромагниты

Примечание. Электромагниты типа МО-100 и МО-200 имеют угол поворота якоря 7-30' и 5-30'; полная масса —4,5 и 16,5 кг соответственно.
Поэтому в момент включения толчок тока, проходящего через катушки, велик (он превышает значение тока при замкнутом магнитопроводе в 20—30 раз), а тяговое усилие электромагнита, зависящее от магнитной индукции, мало. Когда якорь притянут к сердечнику, ток достигает своего наименьшего, а тяговое усилие электромагнита — наибольшего значения. Такая особенность — существенный недостаток электромагнитов.
В большинстве случаев электромагниты работают в повторно- кратковременном режиме (см. § 7-5). При выборе электромагнитов тяговое усилие должно соответствовать конструктивным особенностям механизма, а относительная продолжительность включения должны соответствовать относительной продолжительности включения механизма.
Номинальным током электромагнита называется ток, обтекающий катушки при притянутом якоре. На этот ток рассчитано сечение провода катушек.
Одно из применений электромагнитов — воздействие на механическую систему тормозного устройства лебедки для освобождения тормозного шкива от сжимающих его колодок. Более крупные электромагниты используются в механизмах свайного хода землесосных снарядов для разжатия захватов, удерживающих сваю.
В табл. 1-9 приводятся типы и параметры тормозных электромагнитов, применяемых в гидромеханизации.
Электрогидротолкатели. Для тормозных устройств на оперативных лебедках гидромеханизации кроме магнитов применяют гидравлические толкатели с электроприводом, имеющие лучшую тяговую характеристику.
Гидротолкатель представляет собой наполненный маслом цилиндр с поршнем, механически соединяемым с колодками тормоза. При повышении давления масла в цилиндре поршень перемещается, передавая движение тормозным колодкам. Для создания давления в цилиндре служит колесо центробежного насоса, помещенное в том же цилиндре. Колесо приводится во вращение асинхронным двигателем. Гидротолкатель работает более плавно, чем электромагнит.