Содержание материала

Выше рассмотрена схема с использованием пружинного привода, элементы которого действуют на переменном токе. В последнее время на установках гидромеханизации внедряется более совершенный и надежный привод на постоянном токе типа ПЭ-11 (см. рис. 3-13).
Ниже дается схема управления электромагнитным приводом на постоянном токе с устройствами защиты (рис. 9-18). Привод может быть применен для управления двигателями любого вида, поэтому силовые цепи на схеме не показаны. Устройства форсировки для синхронных двигателей, а также магнитные станции для асинхронных или синхронных двигателей вводятся в схему дополнительно.
Катушки электромагнитов включения ЭВ и отключения ЭО питаются постоянным током через выпрямительное устройство ВУ. Последнее состоит из мощных диодов, характеристика которых определяется током катушки ЭВ (120 А).
Для включения привода следует повернуть рукоятку универсального переключателя в правое положение, при котором замыкается цепь контактора КП. Контакты последнего замыкают цепь электромагнита включения ЭВ (см. рис. 3-13).
Отключение привода происходит при замыкании цепи катушки отключения ЭО. Напряжение на катушку ЭО может быть подано в результате следующих операций: 1) поворота рукоятки переключателя УП влево; 2) нажатия на кнопку Стоп; 3) замыкания с выдержкой времени контактов реле максимальной токовой зашиты 1ТВ, 2ТВ при перегрузке двигателя. Реле подключены к трансформаторам тока 1TT и 2ТТ; 4) замыкания контактов реле защиты Т от замыкания на землю (см. рис. 3-18); 5) при исчезновении или значительном понижении напряжения на шинах 6000 В в результате короткого замыкания или других причин.
Работа привода на отключение в последнем случае существенно отличается oт действия пружинного привода и требует особого пояснения.


Рис. 9-18. Упрощенная схема управления приводом масляного выключателя на постоянном токе.
Пунктиром обведены отдельные блоки аппаратов, входящие в общую схему.

Общим источником электроэнергия для всех частей установки являются шины распределительного устройства 6000 В. Поэтому при исчезновении напряжения на них прекращается также питание схемы управления приводом на напряжении 380 В, вследствие чего для воздействия на катушку отключения ЭО необходим независимый источник электроэнергии.
Таковым при работе привода на постоянном токе является заряд конденсатора С блока конденсаторов БК.
Заряд конденсатора осуществляется в нормальном режиме работы схемы через зарядное устройство УЗ. Последнее содержит повышающий трансформатор Тр и реле минимального напряжения, своим замыкающим контактом предотвращающее разряд конденсатора при понижении напряжения.
При исчезновении (или понижении) напряжения, требующем отключения привода, размыкаются контакты реле минимального напряжения РМН в цепи реле времени РВ. При этом проскальзывающие контакты реле РВ замыкают цепь катушки реле отключения ПРО и конденсатор С через закрывшиеся контакты ЛР0 разряжается на отключающую катушку ЭО.
Цепи управления включением и отключением привода (цепи контактора КП и катушки 50) проходят соответственно через блок-контакты КБВ и КБО (на рис. 9-18 показано положение их после отключения масляного выключателя). Контакты связаны с масляным выключателем, поэтому питание катушек ЭВ и ЭО автоматически прекращается после совершения ими соответствующих операций. Этим же обеспечивается подготовка цепей к последующим операциям.
Контакты КБП связаны с отключающим электромагнитом; с их помощью осуществлена электрическая блокировка от самопроизвольного повторного включения выключателя на короткозамкнутую цепь («прыганье»).