Содержание материала

Распределение тока на электростанциях, а также в пределах трансформаторных подстанций и распределительных устройств осуществляется посредством неизолированных (голых) шин, выполняемых из металла высокой проводимости. Многочисленные аппараты электроустановок— коммутационные аппараты, измерительные трансформаторы, разрядники объединяются шинами в общую схему.
Система шин, принимающих электроэнергию от источников питания или служащих для параллельного подключения нескольких ответвлений— распределительных линий или аппаратов, обслуживающих электроустановку, носит наименование сборных шин. Шины, отходящие от сборных шин, называются ответвительными. Материалом шин обычно служит алюминий. В зависимости от характера электроустановки применяют жесткие и гибкие шины.
Жесткие шины прямоугольного круглого и фасонного (например. корытного) сечений применяются на установках напряжением до 10 кВ включительно, а в некоторых случаях — и в устройствах напряжением 35 кВ. Они крепятся на головке опорных или проходных
изоляторов. Шины устанавливаются на плоскость или на ребро (рис. 3-21). Шинопроводы могут быть выполнены одной шиной либо пакетом из 2—3 шин (многополосные шины). Многополосные шины монтируются с прокладками между полосами толщиной, равной толщине шины.

Рис. 3-21. Способы расположения шин на изоляторах.
а — на ребро; б — на плоскость.
Шины различных фаз в закрытых устройствах окрашивают в разные цвета: желтый, зеленый и красный — и маркируют буквами А, В и С соответственно.
Жесткие шины выбираются по значению рабочего тока и подлежат проверке по термической и электродинамической стойкости по отношению к току короткого замыкания (см. § 11-7). Изоляторы шинной конструкции выбираются по номинальному напряжению и подлежат проверке на прочность при действии на них динамических усилий, вызываемых током короткого замыкания.
Гибкие шины применяются в открытых распределительных устройствах и подстанциях напряжением 35 кВ и выше. Материалом для гибких шин служит голый алюминиевый или сталеалюминиевый витой многопроволочный провод общего назначения. Шины монтируются на опорных или подвесных изоляторах (см. рис. 12-8). Отпайки выполняются с помощью специальной ответвительной арматуры. Для подсоединения шин к аппаратам пользуются аппаратными зажимами.