Содержание материала

В гидромеханизации асинхронные двигатели распространены весьма широко. Для привода самых различных механизмов используются двигатели широкого диапазона мощностей и габаритов, работающие на напряжении 127, 380/220 и 6000 В. В перспективе предполагается применение двигателей на напряжении 10 000 В.
Из множества типов асинхронных двигателей, выпускаемых промышленностью, будут рассмотрены характерные для гидромеханизации трехфазные двигатели массового применения единых серий и специальные крановые двигатели.
Асинхронные двигатели единых серий
В обозначение типа, содержащее главные сведения о машинах единой серии А, входят следующие буквенные и цифровые символы:
А — основное общее наименование единой серии асинхронных трехфазных двигателей с короткозамкнутым ротором, изготовляемых в защищенном исполнении, с чугунным корпусом, самовентилирующихся. Алюминиевая клетка (обмотки) ротора отлита вместе с замыкающими ее кольцами.
Прочие нижеперечисленные символы приписываются справа от основного (А) для двигателей — модификации основного типа:

О — для двигателей, охлаждаемых наружным обдувом корпуса с помощью вентилятора, насаженного на конец вала с наружной стороны корпуса и закрываемого кожухом из стального листа;
Л — для двигателей с литым алюминиевым корпусом;
П — для двигателей с повышенным пусковым моментом;
С — для двигателей с повышенным скольжением (только для короткозамкнутых, до 9-го габарита);
В — двигатели, предназначаемые для встраивания в станки и механизмы, являющиеся их конструктивной составной частью;
К — двигатели с фазным ротором, обмотки которого выведены и контактным кольцам на валу.
Кроме того, для двигателей габаритов выше 13-го применяются обозначения:
Н — двигатель нормального исполнения;
С—двигатель специального исполнения (в этом случае не следует смешивать обозначение С с тем же обозначением для короткозамкнутых двигателей до 9-го габарита).
Кроме буквенных в обозначение типов двигателей входят также цифровые группы:
цифра 2, стоящая рядом с буквенным обозначением, например А2, присвоена новой серии, в настоящее время заменившей единую серию старого выпуска (А).
Следующее за буквенной группой (для новой серии —за буквенной группой с приписанной к ней цифрой 2) одно- или двузначное число -обозначает номер габарита двигателя.
Следующее за номером габарита число обозначает:
для двигателей до 11-го габарита включительно—условный номер длины сердечника статора;
для двигателей от 12-го габарита и выше — длины сердечника статора, см.
Последнее одно- или двузначное число обозначает количество полюсов обмотки статора. В обозначении многоскоростных двигателей указан ряд чисел, разделенных знаком дроби, соответствующих числу полюсов обмоток (см. § 5-5).
Примеры расшифровки обозначений типа асинхронных двигателей
А81-6. Электродвигатель старой серия А, асинхронный, с короткозамкнутым ротором, защищенного исполнения, с чугунной станиной, 8-го габарита, номер длины сердечника статора 1-й, число полюсов 6 (синхронная частота вращения 1000 об/мин).
АО2-92-10. Электродвигатель новой серия, асинхронный, с короткозамкнутым ротором, закрытого исполнения, обдуваемый, с чугунной станиной, 9-го габарита, номер длины сердечника 2-й, число полюсов 10 (синхронная частота вращения 600 об/мин).
АОП2-72-4. Электродвигатель новой серии, асинхронный, с короткозамкнутым ротором, закрытого исполнения, обдуваемый, с чугунной станиной, с повышенным пусковым моментом, 7-го габарита, номер длины сердечника 2-й, число полюсов 4 (синхронная частота вращения 1500 об/мин).
АОЛ2-22-4/2. Электродвигатель новой серии, асинхронный, с короткозамкнутым ротором, закрытого исполнения, обдуваемый, с алюминиевой станиной, 2-го габарита, номер длины сердечника 2-й, двухскоростной, число переключаемых полюсов 4 и 2 (синхронная частота вращения 1500 и 3000 об/мин соответственно).
AСB2-61-8. Электродвигатель новой серии, асинхронный, с короткозамкнутым ротором, встраиваемый, с повышенным скольжением, 6-го габарита, номер длины сердечника 1-й, число полюсов 8 (синхронная частота вращения 750 об/мин).

Встраиваемые двигатели поставляются в комплекте, состоящем из сердечника статора (без корпуса) с обмоткой, ротора с короткозамкнутой обмоткой (без вала) и вентилятора.
АК2-81-6. Электродвигатель новой серии, асинхронный, с фазным ротором, в защищенном исполнении, с вентилятором, насаженным на вал ротора, 8-го габарита, номер длины сердечника 1-й, число полюсов 6 (синхронная частота вращения 1000 об/мин).
АН15-44-10. Электродвигатель асинхронный, с короткозамкнутым ротором, нормального исполнения, 15-го габарита, длина сердечника статора 44 см, число полюсов 10 (синхронная частота вращения 600 об/мин).
АКН16-54-12. Электродвигатель асинхронный, с фазным ротором, нормального исполнения, 16-го габарита, длина сердечника статора 54 см, число полюсов 12 (синхронная частота вращения 500 об/мин).

В единых сериях, выпускаемых промышленностью, асинхронные двигатели группируются следующим образом.
Двигатели до 9-го габарита — короткозамкнутые, мощностью от 0,4 до 100 кВт, с синхронной частотой вращения 600, 750, 1000, 1500 и 3000 об/мин, на напряжение 220/380 и 380 В, в исполнении: А2, АОЛ2, А02, АВ2, АСВ2, АОП2, АОС2, АОЛС2 — односкоростные; АВ2, АО2 — двух-, трех- и четырехскоростные, мощностью до 14,5 кВт; с фазным ротором — типа АК2, на напряжение 380/220 и 380 В с синхронной частотой вращения 750, 1000 и 1500 об/мин, мощностью 22—100 кВт.
Двигатели с номинальным напряжением 220/380 В могут быть использованы в установках при том или другом напряжении с соответствующим переключением обмоток на треугольник (220 В) или звезду (380 В). Обмотки двигателей, рассчитанных на напряжение 380 В, включены в треугольник.
Шкалы мощностей двигателей старой серии типов А, АО, АОЛ и т. д. — аналогичные. Исполнение двигателей — защищенное (А) и закрытое с наружным обдувом (АО).
Двигатели 10 и 11-го габаритов — короткозамкнутые, на напряжение 220/380 и 380 В, 3000 и 6000 В изготовляются мощностью от 55 до 400 кВт, со ступенями синхронной частоты вращения в пределах 500— 3000 об/мин, в исполнении А и АО — односкоростные, АО — трех- и четырехскоростные, мощностью 24—200 кВт; с фазным ротором — типа АК, в той же шкале напряжений и мощностей, что и короткозамкнутые, односкоростные. На напряжение 220/380 В выпускаются двигатели только до 125 кВт включительно.
Исполнение двигателей — защищенное (А, АК) и закрытое (АО).
Двигатели 12-го и 13-го габаритов — короткозамкнутые, на напряжение 6000 В изготовляются мощностью от 400 до 1000 кВт, типа А: с фазным ротором — типа АК на те же напряжение и мощности. Двигатели того и другого типа — защищенные, с самовентиляцией. Многоскоростные двигатели этого габарита серийно не выпускаются.
Двигатели от 14-го до 18-го габаритов —короткозамкнутые, типа АН, изготовляются на напряжение 6000 В, в габаритах 14-го, 15-го и 16-го, мощностью до 2000 кВт, с синхронной частотой вращения 375* 500, 600, 750 и 1000 об/мнн; с фазным ротором типа АКН (нормального исполнения) и АКС (специальные) выпускаются до 2500 кВт, открытые, с самовентиляцией.
В гидромеханизации часто применяются двигатели типа АКС с увеличенным по сравнению с двигателем типа АКН зазором, что необходимо при использовании их на установках с повышенной вибрацией.

Такой двигатель обладает пониженными в сравнении с АКН энергетическими показателями. В качестве примера сопоставляются двигатели 16-го габарита, 500 об/мин:

В табл. 1-2—1-5 приводятся технические данные некоторых асинхронных двигателей, применяемых в гидромеханизации.

Таблица 1-2
Двигатели асинхронные на напряжение 389/220 В с короткозамкнутым ротором единых серий А2 и АО2 6-го—9-го габаритов

Двигатели асинхронные на напряжение 6000 В с фазным ротором 13—16-го габаритов

Таблица 1-5
Двигатели асинхронные четырехскоростные на напряжение 380 В, 8 и 9-го габаритов

Таблица 1-4

Асинхронные двигатели крановые

Для привода механизмов, работающих в повторно-кратковременном режиме, т. е. в режиме, когда периоды работы двигателя под нагрузкой чередуются с паузами, применяются двигатели специального исполнения — крановые.
Повторно-кратковременный режим характеризуется относительной продолжительностью включения (ПВ%)—отношением длительности работы под нагрузкой к общей продолжительности цикла (сумма времени работы и пауз), выраженным в процентах при длительности цикла до 10 мин. Особенности этого режима изложены в § 7-5.
Основным (расчетным) номинальным режимом является повторно» кратковременный режим с ПВ=25%. В каталогах, помимо того, обычно приводятся технические данные двигателей для режимов при ПВ=15, 40 и 60%, а также для кратковременного (60-минутного) и длительного (ПВ—100%) режимов.
Промышленность выпускает крановые двигатели серии МТК — короткозамкнутые и МТ — с фазным ротором на напряжение 220/380 В, мощностью и с синхронной частотой вращения (при ПВ — 25%):
МТК............................................... 2,2—28 кВт; 600, 750 и 1000 об/мин
МТ.................................................. 2,2—125 кВт; 600, 750 и 1000 об/мин
Двигатели МТК выпускаются в габаритах с 1-го по 5-й; МТ — с 1-го по 7-й. Короткозамкнутые крановые двигатели имеют повышенные пусковой момент и скольжение. Двигатели обеих серий отличаются повышенной перегрузочной способностью.
Конструктивно двигатели выполняются удлиненной формы, с уменьшенным диаметром ротора, чем достигается снижение его момента инерции (махового момента)1. Исполнение — закрытое, с внешним обдувом.
Цифровые группы в начертании типа имеют то же значение, что и у асинхронных двигателей единой серии габаритов 1—9-го.
Крановые двигатели по сравнению с двигателями единых серий отличаются более высоким значением тока холостого хода, пониженными коэффициентами мощности и полезного действия.
Помимо рассмотренных промышленность выпускает двигатели с повышенной изоляцией. В обозначении типа для этих машин добавляется буква В, и оно имеет вид МТБ и МТКВ.