Содержание материала

2-3. МАТЕРИАЛЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В КОНСТРУКЦИЯХ СТЕКЛЯННЫХ ИЗОЛЯТОРОВ
Каждый стеклянный изолятор состоит из стеклянного элемента (стеклодетали) и металлических деталей (арматуры), служащих для соединения изоляторов между собой и для крепления изоляторов к конструкциям, опорам и проводов к изоляторам.
Подвесные изоляторы тарельчатого типа могут изготовляться как из щелочного стекла, так и из малощелочного, но с обязательной закалкой. Закалка обеспечивает необходимые электромеханические характеристики изоляторов и простоту контроля подвесных изоляторов в эксплуатации на ВЛ электропередачи в связи с хорошей видимостью поврежденного изолятора.

Что касается изоляторов других конструкций, как-то: опорных, опорно-штыревых, штыревых, это эти изоляторы целесообразно изготовлять только из высокопрочного стекла без закалки, например из стекла 13в. Закалка указанных изоляторов ухудшила бы условия эксплуатации, так как при электрическом пробое изолятор разрушился бы полностью. Вследствие этого закрепленный на штыревом изоляторе провод и на опорном и опорно-штыревом изоляторе токоведущая деталь аппарата упали бы на землю. По той же причине и изоляторы стержневого типа для железнодорожного транспорта изготавливаются из специального высокопрочного материала —стекло- фарфора без закалки.
Арматура изоляторов изготавливается из следующих материалов: шапки для подвесных изоляторов — из ковкого чугуна марок К4-40-6 или В4-45-5 с пределом прочности при растяжении не ниже 45 кгс/мм2 и относительным удлинением не менее 6%.
Для изготовления стержней подвесных изоляторов применяется сталь ВМСТ-3 (спокойная) с пределом прочности не меньше 24 кгс/мм2 и для тяжелых изоляторов — конструкционная сталь 40Х, замки изготовляются из стали марки 40 или из бронзы марки БрОФ 6,5—0,15.
Колпаки и фланцы для опорных изоляторов изготавливаются из чугуна марки С4-12-28 или из алюминиевого сплава, штыри для опорно-штыревых изоляторов — из чугуна марки С4-12-28. Колпаки имеют резьбовые отверстия для крепления аппаратов, а штыри и фланцы — сквозные отверстия для крепления к конструкциям.
Арматура соединяется с корпусом посредством различных армировочных составов (связок) на основе портландского, глиноземистого или других цементов.
Армировочные связки, применяемые для соединения (армирования) металлических деталей с стеклянными элементами, представляют собой водную смесь портландцемента и кварцевого песка. При армировании подвесных изоляторов применяются эластичные промазки (битум марки BHV или клей ИКФ-130), компенсирующие различие в температурных коэффициентах линейного расширения отдельных элементов изолятора.
С целью избежать нарушения целостности диэлектрика при возможных ударах между арматурой и стеклянным элементом изолятора укладываются эластичные прокладки (картон, пробка, кирза). Более подробно о технологии армирования стеклянных изоляторов — см. гл. 5.