Содержание материала

Глава девятая.
СООРУЖЕНИЕ ТРАНСФОРМАТОРНЫХ МАСТЕРСКИХ, ОБЪЕКТОВ МАСЛОХОЗЯЙСТВА, КОМПРЕССОРНЫХ, ЭЛЕКТРОЛИЗЕРНЫХ И ПРОЧИХ ОБЪЕКТОВ ПОДСТАНЦИЙ.
1. СООРУЖЕНИЕ ТРАНСФОРМАТОРНЫХ МАСТЕРСКИХ И ОБЪЕКТОВ МАСЛОХОЗЯЙСТВА.

В соответствии с «Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей» различают следующие категории маслохозяйств:
а)  центральные маслохозяйства, в их ведении находятся масла электростанций и изоляционные масла ближайших подстанций;
б) станционные маслохозяйства, организуемые на отдельных электростанциях;

в) районные маслохозяйства, в их ведении находятся изоляционные масла подстанций и трансформаторных киосков;
г)  подстанционные маслохозяйства, в их ведении находятся масла отдельных подстанций.

На центральных маслохозяйствах обязательно предусматриваются стационарные установки для регенерации всех сортов масла и очистки обтирочного материала. Прочие категории маслохозяйств могут работать, используя передвижные регенерационные установки либо регенерационные установки центрального маслохозяйства.
При наличии в машинных залах масла в количествах свыше 10 г машинные залы связывают с маслохозяйствами постоянными маслопроводами. Если расстояние от машинного зала до маслохозяйства превышает 100 м, масло разрешается перевозить в герметически закрытых цистернах.
В маслохозяйствах хранят запас масел, исходя из следующих норм:
а)  трансформаторное масло в объеме не менее емкости одного наибольшего масляного выключателя и одного наибольшего трансформатора;
б)  турбинные масла — по каждой из применяемых марок в объеме не менее объема, содержащегося в масляной системе наибольшего турбогенератора или синхронного компенсатора плюс запас из расчета не ниже чем 45-дневная потребность;
в) прочих смазочных масел из расчета 45-дневной потребности.

Объекты маслохозяйства считаются сооружениями II класса.
При сооружении складов легковоспламеняющихся жидкостей принимаются следующие противопожарные разрывы:

При подземном хранении разрывы уменьшают на 50%, а при полуподземном — на 25%.
В случаях хранения на складах горючих жидкостей допускается увеличивать их количество в 5 раз против количества легковоспламеняющихся жидкостей, а при совместном хранении 1 т легковоспламеняющейся жидкости приравнивают к 5 г горючих жидкостей.
В настоящее время для районных подстанций приняты по типовым проектам открытые маслосклалы нижеследующих типов:

В случае наличия синхронных компенсаторов на складах дополнительно устанавливаются по два бака емкостью по 10 м3 каждый.                            
Баки в соответствии с типовыми проектами устанавливают на сборных железобетонных фундаментах, которые собираются из нижеследующих типовых элементов:
а)  фундаментов марки 3—5 по альбому Госстроя серии БТ-01-01;
б)  стоек высотой 2,8 сечением 30X30 см;
в)  балок длиной 1,87 м, сечением 30x40 см.
Баки емкостью 10 м3 устанавливают на фундаментах из трех стоек. Диаметр фундаментов равен при этом 2,2 м.
Баки емкостью 30 м3, а также 50 и 75 мм ставят соответственно на фундаментах из шести и восьми стоек. Их фундаменты имеют соответственно диаметры 3,0 и 4,2 м.
Трубопроводы маслохозяйства монтируют на стойках сечением 30X30 см.
Здания маслохозяйств районных подстанций предложено строить двух типов:

Для ремонта трансформаторов сооружают трансформаторные мастерские. Принятая компоновка маслохозяйства типа II изображена на рис. 9-1. На рис. 9-2 изображен открытый склад масел.

Трансформаторная мастерская имеет вид башни, высота которой обеспечивает подъем выемной части наибольшего из установленных на электростанции трансформаторов. Башню оборудуют подъемным механизмом соответствующей грузоподъемности: мостовым электрическим краном или катучей балкой.

К трансформаторной башне примыкают ремонтное помещение и помещение щита управления маслохозяйством и регенерации масел. Для регенерации трансформаторного масла применяют установки с обработкой масла силикагелем, иногда с присадкой щелочи. Регенеративная установка состоит из адсорбера, насоса, подогревателя масла и фильтрпресса.
На подстанциях 110 кВ трансформаторную мастерскую часто объединяют с помещением для синхронных компенсаторов, отказываясь от сооружения закрытой трансформаторной башни, что дает до 80% экономии строительного объема, необходимого для сооружения трансформаторной башни. Взамен трансформаторных башен на подстанциях 35 кВ в настоящее время строят порталы для механизации выемки выемной части силовых трансформаторов. Трансформаторные башни с лебедкой рекомендуется строить лишь на подстанциях на напряжение 220 кВ и выше. В то же время в энергосистемах следует сооружать центральные ремонтные трансформаторные мастерские, оборудованные мостовыми кранами. На электростанциях трансформаторные башни в настоящее время не строят, так как ремонт трансформаторов может производиться в машинном зале.
На подстанциях вместо устройства маслохозяйств целесообразно использовать автоцистерны емкостью 5— 30 т для перевозки масла из районных маслохозяйств.

Стационарные установки для регенерации масел, масляное хозяйство и трансформаторная мастерская считаются по пожарной опасности производствами категории В.
Здание трансформаторной башни имеет сборный железобетонный или стальной каркас, опирающийся на сборные бетонные или на монолитные фундаменты. Ранее каркас здания решался иногда в монолитном железобетоне. Заполнение стен каркаса может быть выполнено из крупных блоков, кирпича, камня или шлакоблоков. Кровельное перекрытие выполняется из сборных плит с утеплением и рулонным покрытием.
В трансформаторной башне предусматриваются ворота с уплотнениями. Ворота предусматриваются двупольные на петлях либо гильотинного типа, опускаемые с помощью лебедок, с контргрузом. В трансформаторную башню заводится железнодорожный путь широкой колеи с открытой подстанции. Иногда железнодорожный путь пересекает трансформаторную башню. При этом требуется сооружение дополнительных ворот.
Оконные и дверные проемы заполняются деревянными переплетами и полотнами.
Изнутри здание окрашивают известковым составом. Полы выполняют бетонные. Штукатурные работы в трансформаторных башнях производить не следует, за исключением случая применения для стенового заполнения неофактуренных шлакоблоков.
В помещениях маслохозяйства выполняют полы из керамиковой плитки.
Каналы для маслопроводов в полах перекрывают сборными железобетонными плитами или рифленым железом.
Трансформаторную башню следует обеспечивать периодически действующим воздушным отоплением.
В ремонтном помещении предусматривают вентиляцию.
К трансформаторной башне обычно примыкает открытый склад масел. На открытой площадке склада, покрываемой слоем гравия, на фундаментах устанавливают баки для турбинного, трансформаторного и смазочных масел. В качестве стандартных применяют стальные баки емкостью 50 м2.
Площадку планируют с уклоном до 0,01 и окружают земляным обвалованием. С площадки по типовым проектам предусматривают сток масла в маслоуловитель. Масляные баки имеют спускные трубопроводы, которые также вводят в маслоуловитель. С помощью трубопроводов маслобаки соединяют с устройством для слива железнодорожных цистерн, со щитом управления маслохозяйством, с фильтрами и центрифугами, установленными в закрытом помещении, а также с установкой для регенерации масел.
Между маслобаками и зданием для маслоаппаратуры, а также между маслобаками и машинным залом маслопроводы в большинстве случаев укладывают в каналах. Не разрешается совместная прокладка в туннелях и каналах противопожарного трубопровода с маслопроводами. Туннели и каналы для маслопроводов через каждые 60 м по длине должны иметь пороги, выступающие над уровнем пола туннеля или канала не менее чем на 30 см.