Фундаменты закрытых РУ выполняют из бетонных блоков, бутовые или бутобетонные. Стены сооружают из крупных бетонных панелей, блоков, шлакоблоков, из кирпича или камня. Кровлю устраивают в большинстве случаев плоскую с утеплением с покрытием рулонными материалами. Междуэтажные перекрытия выполняют сборными, железобетонными. Оконные и дверные проемы заполняют деревянными переплетами, коробками и по лотнами.
Здания закрытых РУ выполняют с несущим сборным железобетонным либо стальным каркасом с последующим заполнением стен железобетонными панелями или кладкой из кирпича или из шлакоблоков. Применение стального каркаса нерационально и в настоящее время распространения не имеет. Прекращено также применение монолитных железобетонных междуэтажных и кровельных перекрытий.
Уровень пола первого этажа должен быть выше планировочной отметки на 150 мм.
Для установки аппаратуры и изоляторов в РУ предусматривают стальные или сборные железобетонные конструкции.
В закрытых РУ генераторного напряжения вход со стороны одного торца обеспечивается часто через лестничную клетку с железобетонными или стальными косоурами и с железобетонными ступенями. С другой стороны устраивается стальная аварийная лестница.
От закрытых РУ в ряде случаев отходят воздушные линии к потребителям. На выводах линии при этом устанавливают выводные втулки, которые монтируют на проходных плитах.
Двери ячеек для аппаратуры изготовляют стальными со смотровыми окнами и с приспособлениями для установки замков электрической блокировки. В некоторых случаях двери ячеек со стороны коридора управления проектируют из армированного стальной сеткой стекла (из стекла «Триплекс»).
В закрытых РУ широко применяют сетчатые ограждения. Для сетчатых ограждений служит сетка с размером ячейки не крупнее чем 20X20 мм из проволоки диаметром не менее 1,5 мм. Сетку натягивают на каркас из углового железа.
Поверх маслосточных ям укладывают стальные решетки. На решетки насыпают слой толщиной 20—30 см мытого гравия или щебня. Нижнюю часть маслосточных ям выполняют с уклоном 0,01 в сторону вывода маслопровода. Маслопроводы маслостоков из отдельных ячеек соединяют в общий коллектор маслостоков, укладываемый внутри или снаружи РУ в земле с уклоном не менее 0,003.
Траншеи для ленточных фундаментов зданий закрытых РУ удобно выполнять с применением экскаваторов (емкостью ковша 0,25—0,35 м3), работающих с обратной лопатой. Перед началом работ по отрывке траншей территория должна быть спланирована с помощью бульдозеров или скреперных лопат. При наличии пучинистых грунтов фундаменты должны быть заложены на талое основание и основание должно предохраняться от промораживания в течение всего периода производства работ.
При выполнении работ по каменной кладке составляют акты на нижеследующие скрытые работы:
а) установку арматуры в армированных конструкциях;
б) выполнение работ по гидроизоляции;
в) освидетельствование мест опирания ферм, прогонов и балок;
г) установку связей и анкеров;
д) закрепление карнизов и балконов;
е) приемку оснований и фундаментов;
ж) выполнение деформационных швов;
з) проведение предусмотренных проектом мероприятий по защите от коррозии стальных элементов;
и) заделку в стены и столбы концов прогонов и балок;
к) толщину защитного слоя в армированных конструкциях;
л) опирание плит на стены.
Перед выполнением работ по каменной кладке методом замораживания необходимо от проектной организации приучить на рабочих чертежах надпись о том, что конструкция кладки проверена для се возведения в зимних условиях.
Способ замораживания — наиболее распространенный способ выполнения каменных работ в зимнее время. Зимой иногда ведут кладку в тепляках либо с электропрогревом.
Проект организации работ по монтажу сборного железобетона должен содержать мероприятия по обеспечению устойчивости и неизменяемости монтируемых железобетонных конструкций на всех стадиях монтажа, безопасность монтажа, а также других выполняемых поблизости работ. Кроме того, проектом должна обеспечиваться возможность передачи готовых участков железобетонных конструкций для производства последующих работ в кратчайший срок.
Таблица 6-9
Основные сборные железобетонные элементы закрытой части подстанций
Если временно закрепляемые горизонтальные и другие элементы не обеспечивают устойчивость конструкций в результате воздействия ветра, монтажных нагрузок и собственного веса, предусматривают соответствующие временные конструкции на период монтажа. Основные опорные железобетонные конструкции закрытых подстанций приведены в табл. 6-9.
Вышерасположенные ярусы многоэтажных зданий разрешается монтировать только после закрепления нижних ярусов, выполнения монтажных стыков и набора прочности монолитными стыками не менее чем на 70% проектной величины.
Выверку железобетонных конструкций производят по отношению к реперам и закрепленным основным осям сооружений. При приемке конструкций пользуются допусками, приведенными в табл. 6-10.
Таблица 6-10
Допуски на строительные конструкции
При отсутствии особых указаний в проекте марку бетона при замоноличивании стыков принимают равной марке бетона монтируемых конструкций. Желательно бетон для заделки стыков приготавливать с применением быстротвердеющих цементов. Замоноличивание стыков разрешается производить только после приемки конструкций по акту. Для прогрева стыков сборных железобетонных конструкций зимой могут быть применены кристаллизационные грелки, заполняемые смесью из 98% по весу уксуснокислого натрия и 2% хлористого кальция. Грелку размером 400X200x40 мм на 30— 40 мин помещают в воду с температурой 70 С, после чего она сохраняет температуру 57—58? С в течение 8—10 ч. После охлаждения грелка может быть снова нагрета и эксплуатироваться.
При сооружении ЗРУ должны быть приняты меры по избежанию воздействия на железобетонные конструкции блуждающих токов. Лаборатория коррозии треста «Стальмонтаж» произвела проверку результатов действия блуждающих токов на железобетонные конструкции. При этом было установлено, что постоянный электрический ток при прохождении через железобетон вызывает разрушение собственно бетона и стальной арматуры. В местах перехода тока из бетона в арматуру арматура коррозирует, в связи с чем ее сечение уменьшается. В бетоне при прохождении постоянного электрического тока вследствие появления на поверхности стержней арматуры продуктов коррозии по объему, превышающих металл, не поврежденный коррозией, возникают значительные внутренние напряжения, влекущие за собой возникновение в массиве бетона трещин вдоль арматуры, развивающихся радиально по отношению к арматуре. При отсутствии прямого контакта арматуры с проводниками в цепи тока разрушение железобетона блуждающими токами также отмечается. Трещины в бетоне при опытах Стальмонтажа возникали после прохождения тока 0,13—0,518 а · ч/см2.
Кровля ЗРУ выполняется чаще всего двускатной, реже односкатной, в Закавказье и Средней Азии — плоской. При этом кровельное перекрытие делают из сборного, в редких случаях монолитного железобетона, с устройством слоя цементной стяжки, слоя утепления шлаком и покрытия рулонными материалами: двумя слоями пергамина и одним слоем рубероида. Возможно также применение армопенобетонных плит.
Нормы уклонов скатов и покрытий при различных кровлях приведены в табл. 6-11.
Таблица 6-11
Нормы уклонов крыш
Отмостки вдоль наружных стен выполняются: асфальтовые, бетонные либо мощеные шириной более ширины выноса карниза на 200 мм, однако не уже 500 мм. Строят отмостки с уклоном не менее 0,03—0,1 от стены- здания. При наличии просадочных грунтов ширину отмостки принимают равной 1,5 м.
6-8. РАБОТЫ ПО УСТРОЙСТВУ ВЕНТИЛЯЦИИ ЗАКРЫТЫХ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫХ УСТРОЙСТВ.
В устройствах вентиляции ЗРУ применяются шахты и воздухопроводы. Воздухопроводы системы вентиляции изготавливаются из асбошифера, гипсолитовых плит или кровельной стали. Во всех случаях они должны быть предварительно заготовлены в специализированных мастерских и подаваться к месту установки в виде отдельных готовых звеньев.
При заготовке воздухопроводов из кровельной стали следует применять фальцы одинарный и лежачий. Последний заменяет двойной фальц и угловой фальц при изготовлении прямоугольных воздухопроводов. В процессе заготовки воздуховодов и фасонины круглого сечения пользуются станками ВМС-82, ВМС-55у, ВМС-71, ВМС-73, ВМС-62.
При изготовлении прямоугольных воздухопроводов могут выполняться один, два либо четыре угловых шва.
Шахты сооружают из сборного железобетона либо в виде стального каркаса, заполняемого асбошиферными плитами и т. п.
На приточно-вытяжных отверстиях вентиляционных систем устанавливают жалюзийные решетки.