При пересечении кабельными туннелями железных и автомобильных дорог иногда прибегают к закрытым способам сооружения туннелей во избежание перерывов движения по магистралям.
В обычных условиях при сооружении туннелей от крытый способ в 1,5—2 раза менее трудоемок, чем за крытый. Закрытый способ оказывается более выгодным при глубине заложения коммуникаций 5 м и более. На рис. 2-16 показана укладка кабеля в полупроходимом туннеле. Кабели уложены в лотках, полученных в результате разрезки асбоцементных труб диаметром 100 мм. Лотки укладывают на полках из угловой стали 45X45x5 мм.
Применяются также проходимые кабельные туннели (рис. 2-17). В ряде случаев применяют телескопический способ проходки, при котором внутрь первого участка продавленного трубопровода-футляра последовательно вводят трубопроводы меньших диаметров. Однако при выполнении работ по кабельным трассам этот способ связан с неудобством последующего монтажа полок для кабелей внутри футляров. На рис. 2-18 приведена схема продавливания в грунт железобетонного туннеля.
В СССР прокладывают туннели методом закрытой щитовой проходки. Известны случаи прокладки подобных туннелей диаметром до 3,6 м. Щиты круглого сечения применяют диаметром 1490, 2 000, 2400, 2 560 и 3 600 мм.
Для крепи выработок применяют прямоугольные трапецеидальные и сотовые блоки. Укладку крепи ведут в следующей последовательности: сначала укладывают лотковый блок, а затем снизу вверх прочие блоки по очереди с каждой стороны от лоткового.
Рис. 2-17. Укладка кабеля в проходимом кабельном туннеле.
В верхней половине сечения проходки блоки поджимают домкратами. Верхний замковый блок клиновидной формы вдвигают домкратом, создавая значительные усилия.
Наружный диаметр щитов больше наружного диаметра крепи, и образующееся в связи с этим пространство заполняют цементным раствором под давлением 5—6 ат, применяя растворонасосы или растворонагнетатели. Швы между блоками заполняют мастикой, в которую по весу входит битума № 3—30% и просушенного песка 70%.
Оптимальное отношение длины проходки L к диаметру D, называемое коэффициентом маневренности, определяется соотношением:
У щитов малых диаметров чаще всего L ≈ D.
При продавливании горизонтальность проходки проверяют с помощью репки и уровня, а также нивелира. В плане положение футляра проверяют теодолитом. При этом в головном звене футляра подвешивают два отвеса: первый на расстоянии 1—2 м от режущего торца, а второй на расстоянии 5—6 м. На головном звене в начале и конце ставят горизонтальные раздвижные рейки со шкалами, имеющими деления no 1 см. Отвесы визируют на рейки. Положение отвесов проверяют теодолитом. Контроль правильности проходки по вертикали может осуществляться с помощью специального прибора.
Скорость щитовой проходки равна 0,5—2,5 пог. м в смену.
При укладке блоков в туннелях большого диаметра применяют блокоукладчики «руки», которые берут и укладывают блоки.
В водонасыщенных грунтах при щитовой проходке прибегают к искусственному водопонижению иглофильтрами. В случае наличия илистых, а также сыпучих грунтов внутри щита за ножами устанавливают диафрагму с дверцами и выдавливают грунт внутрь выработки. При наличии агрессивной среды блоки облицовки покрывают битумным антикоррозийным покрытием. При проходке без щитов «горным» способом проходка крепится сборными железобетонными, стальными или деревянными крепями. Трудозатраты при «горном» способе обычно в 3 раза выше, чем при применении щитов.