ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
НАЛАДКА КРУ
4.1. ПОДГОТОВКА КРУ К ВВОДУ В РАБОТУ
За последние годы уровень индустриализации электромонтажных и наладочных работ в энергетическом строительстве значительно повысился за счет расширения разновидностей номенклатуры изготовляемых заводами серий КРУ по электрическим схемам главных и вспомогательных цепей, повышения степени заводской готовности, включения в объемы поставок КРУ комплектных токопроводов для шинных вводов, мостов, перемычек, коробов для связи с ранее изготовляемыми шкафами КРУ, а также за счет повышения мощности производственных предприятий, монтажных организаций и монтажно-заготовительных мастерских (МЗМ).
Непременным условием высокого качества работ в области электромонтажного производства является своевременный контроль поступающих в монтаж КРУ.
Комплектные распредустройства, изготовленные на заводах, в упакованном виде должны храниться у заказчика в закрытых помещениях или под навесом, защищающим их от прямого воздействия атмосферных осадков. При длительном храпении КРУ не реже 1 раза в 6 мес или в другие сроки, рекомендованные инструкциями на конкретные типы КРУ. производится вскрытие и осмотр упаковки и возобновление антикоррозийных покрытий. Техническая и товаросопроводительная документация, как правило, хранится в релейном шкафу места, отмеченного на упаковке шкафа. Распаковываются шкафы КРУ в помещении РУ перед началом монтажа. Допускается распаковка шкафов КРУ у входа в помещения РУ. но только в сухую погоду, после распаковки шкафы сразу должны доставляться в помещение на место монтажа. Допускается также производить распаковку на складе с последующей транспортировкой шкафов в помещение РУ, полностью исключив при этом воздействие атмосферных осадков При поставке шкафов блоками распаковку блока следует производить только в помещении РУ, у места их установки. Распаковку начинают со съема верхней крышки ящика, а затем стенки ящика отделяются от поддонов. Установленный на поддоне шкаф доставляют к месту расположения по схеме в РУ и там снимают с поддона. Перед этим проводят инструктаж по технике безопасности личного состава бригады на рабочем месте, а также устанавливают предупредительные плакаты на рабочих местах в соответствии с действующими правилами по технике безопасности при производстве строп тельных и монтажных работ. Инструктаж проводит ответственный исполнитель работ.
Перед доставкой шкафов КРУ к помещению РУ или к месту, где будут выполнять монтаж, заканчивают сооружение подъездного пути с обеспечением подходов и подъездов достаточной ширины, заканчивают устройство необходимых проемов для нормальной подачи шкафов КРУ, материалов и конструкций к местам монтажа и установки. Подготавливают площадку перед входом в помещение для размещения па ней завозимого оборудования и беспрепятственной работы автокрана и автомашины примерное размещение монтажного оборудования и шкафов КРУ перед помещением и в РУ приведено на рис. 4.1. Шкафы КРУ или блоки из нескольких шкафов захватывают тросом за рымы (рис. 4.2). В помещение РУ доставляют монтажные механизмы, инструменты, материалы, подводят электропитание силовой сети для производства монтажных работ, подключают к электросети лебедку.
Рис. 4.2. Перемещение за рымы шкафов КРУ о условиях монтажной площадки или помещения
Для выполнения электромонтажных работ по КРУ применяется много материалов и изделий различного назначения. Примерный перечень материально-технических ресурсов, необходимых при монтаже КРУ, приведен в табл. 4.1 и 4.2 [4].
Монтажные работы согласно СНиП производятся в две стадии.
Первая стадия — выполнение подготовительных работ по установке закладных частей фундаментов строительных конструкций для закрепления шкафов КРУ; подготовка трасс и выполнение силовой и осветительной электросети с установкой осветительных пунктов и электрооборудования; выполнение монтажа внутренней сети заземления и присоединение вводов от заземлителей к закладным частям для заземления шкафов КРУ.
Черный пол под шкафами КРУ выполняют на 10—20 мм ниже отметки чистого пола. По всей длине закладных частей оставляют борозды для установки опорных швеллеров шкафов КРУ. Если шкафы КРУ установлены на междуэтажном перекрытии, то в нем оставляют необходимые проемы и закладывают отрезки стальных труб для ввода силовых и контрольных кабелей. При установке шкафов КРУ на полу первого этажа выполняют соответствующие кабельные каналы и приямки с закладкой труб для подвода кабелей. Концы труб выпускают не менее чем на 30 мм и закрывают временными заглушками для предотвращения возможности распространения пожара в случаях загорания кабелей в период производства монтажа. Чистый пол делают во всем помещении, кроме участков под шкафами КРУ (их делают после установки КРУ).
Таблица II. Монтажные механизмы, оборудование и инвентарь для монтажа шкафов КРУ
Монтажные работы первой стадии выполняют одновременно с основными строительными работами. После выполнения монтажных работ первой стадии строительная организация заканчивает в помещении РУ строительные работы, включая укладку чистых иолов и побелку помещения. Для шкафов КРУН к первой стадии относятся выполнение работ нулевого цикла, выполнение строительных работ по подготовке фундаментов, выполнение подготовительных работ по установке закладных частей на фундаменты для закрепления шкафов КРУН, подготовка площадок для обслуживания шкафов КРУН в соответствии с чертежами строительного задания, выдаваемого организацией, проектирующей РУ, а также все перечисленные выше виды работ при монтаже КРУ внутренней установки. После приемки под монтаж строительной части и помещения РУ приступают к монтажным работам второй стадии
Вторая стадия — выполнение сборочных работ; установка и соединение отдельных шкафов КРУ или блоков из нескольких шкафов, элементов коридора управления со шкафами КРУН; монтаж сборных шин, отпаек, шинных вводов, мостов, шинных связей; монтаж внешних электрических соединений и кабелей; подключение электрооборудования и приборов (5).
До начала монтажа КРУ помещение принимается от строительной организации по акту представителями электромонтажной организации при участии представителей заказчика. К этому моменту должны быть полностью окончены псе строительные и отделочные работы в помещении КРУ, сооружены кабельные каналы, полуэтажи, проемы в полу для прохода кабелей. Помещение РУ высушивают и очищают от пыли и грязи; создают условия, предотвращающие увлажнение помещения. Заканчивают работы по освещению, отоплению, вентиляции, подводку силовой и ремонтной электросети; сооружение транспортных коммуникаций подвоза оборудования и механизмов; монтаж заземляющего контура; установку и заземление опорных металлоконструкций, а также испытания в соответствии с требованиями Госгортехнадзора всего такелажного оборудования и оснастки с оформлением соответствующих отметок на оборудовании и паспортах.
Особое внимание уделяется подготовке помещений для элегазовых КРУ. Они должны быть особенно чистыми, и должно быть исключено попадание на них пыли. Стены и потолок окрашиваются пыленеобразующей краской, покрытие пола не должно при эксплуатации разрушаться и выделять пыль. Температура в помещении РУ во время эксплуатации ячеек поддерживается от —5 до +40оС, а во время выполнения ревизии, ремонтом и монтажа — на уровне 15—20°C при относительной влажности не более 80%. В помещении предусматривается хорошая приточновытяжная вентиляция с притоком воздуха через фильтры, предотвращающие попадание в помещение пыли и т.п. Входной контроль элегаза осуществляется по влажности.
При проектировании вентиляции учитывается, что максимальная концентрация элегаза в помещении при нормальной работе ячеек не должна превышать 0,1 %.
В помещении, где устанавливают элегазовые КРУ, выполняют монтаж воздухопроводов медными трубами с внутренним диаметром не менее 32 мм между установкой обеспечения сжатым воздухом и местами установки шкафов ШКД и полюсов ячеек; монтаж трубок для подачи элегаза от шкафа ШКД к полюсам ячеек. В помещении для ревизии и ремонта ячеек прокладывают воздухопроводы для питания сжатым воздухом приводов при испытании полюсов ячеек после ремонта. В помещении предусматривают хранение в баллонах необходимого количества элегаза для проведения испытании и заполнения ячеек, а также подготовленной к работе установки для вакуумирования элементов и заполнения их элегазом.
При приемке помещения под КРУ основное внимание обращают на правильность выполнения всех перечисленных выше работ и особенно на наличие и расположение закладных частей в фундаменте для установки КРУ и проемов для прокладки силовых и контрольных кабелей. Закладные части в полу и перекрытиях выполняют, как правило, из швеллеров размером № 10 или As 12, неровность несущих поверхностей не должна превышать 1 мм на 1 м длины швеллера и 5 мм по всей длине секции КРУ. В случае необходимости закладные части выравнивают с помощью прокладок, которые затем приваривают к швеллерам; швеллеры сваривают встык и соединяют с контуром заземления не менее чем в двух местах полосовой сталью сечением не менее 4x40 мм.
Расположение закладных частей, проемов и более конкретные требования следует выполнять в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей КРУ, изложенными в инструкциях по монтажу и эксплуатации, конструкторской и проектной документации.
Для шкафов КРУН к началу монтажных работ кроме работ, перечисленных для КРУ, заканчивают выполнение всех работ по устройству фундаментов, планировке территории, сооружению транспортных коммуникаций, подъездных работ для подвоза оборудования и механизмов;
Трест «Донбасспромэлектромонтаж» применяет тележки, изображенные на рис. 4.4,а, в для этих же целей использует передвижное приспособление (рис. 4.4,г), состоящее из двух А-образных опор на катках, соединенных в пространственную конструкцию с лебедкой, которая обеспечивает подъем шкафов КРУ на 100—150 мм над уровнем поля [6].
По разработке ВНИИпроектэлектромонтажа изготовляются тяговые монтажные механизмы МТБ-0,5-120, МТБ-0,1-25 и MTM-0,4-60, которые можно использовать для подъема и перемещения шкафов КРУ в горизонтальном и наклонном положениях при производстве монтажных, погрузочно-разгрузочных и ремонтных работ. Механизмы состоят из каркасов с барабанами и канатов, которые наматываются на барабаны. Механизмы, приводящиеся в движение с помощью приводов, имеют тормозные устройства, действующие по принципу безопасной рукоятки, и регулирование скорости подъема, опускания и передвижения.
В последнее время для перемещения шкафов КРУ и другого тяжелого оборудования электромонтажными организациями стали применять "воздушную подушку".
На предприятиях Минэнерго СССР, а также в ряде других ведомств (например, в Министерстве нефтяной промышленности СССР, в Министерстве строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР) широко распространены два варианта выполнения монтажа шкафов КРУ: первый вариант — монтаж шкафов, полученных непосредственно от завода-изготовителя КРУ, второй вариант—монтаж блоков из шкафов КРУ, собранных в МЗМ или па заводах, куда предварительно были доставлены КРУ.
Высокие темпы, скоростные методы строительства крупнейших тепловых и атомных электростанций, а также нефтяных месторождений в районах сурового климата Западной Сибири, где очень ограничена территория, удобная для строительства, выдвинули требования поставки на указанные объекты полностью смонтированных КРУ в объемных блоках повышенной монтажной готовности, в результате чего сократились сроки строительно-монтажных работ, снизились трудозатраты при электромонтажных работах, а также повысилась индустриализация и производительность труда при сооружении помещения РУ. Объемные блоки с электротехническими устройствами, которые представляют собой объемную металлоконструкцию, являющуюся каркасом строительной части помещения РУ, применяются преимущественно при строительстве крупных энергоблоков ГРЭС и АЭС.
В тресте «Электроуралмонтаж» начато изготовление универсальных транспортабельных блоков (УТБ), из которых в монтажной зоне или поблизости от нее собирают здания ЗРУ на подстанциях. Применение УТБ на монтаже энергоблока Рефтинской ГРЭС и на строительстве электросетевых подстанций снизило трудозатраты в расчете на одну подстанцию 110 кВ в среднем на 40% и уменьшило массу строительных конструкций в 7 раз.
Харьковским отделением АТЭП разработаны рабочие чертежи объемных блоков (блок-контейнеров), которые внедрены, начиная со строительства II очереди Запорожской и Углегорской ГРЭС с энергоблоками мощностью 800 МВт в 1975—1976 гг. Блок-контейнер электротехнического устройства представляет собой металлический объемный закрытый блок заводского изготовления, внутри которого осуществляется монтаж шкафов КРУ, силовых сборок, релейных панелей в сварные секции щитовых устройств с последующей ревизией, регулировкой и испытанием установленного электрооборудования, т. е доведением оборудования электротехнических устройств до полной монтажной готовности к включению. Блок-контейнеры оборудуются также полным объемом стационарных устройств освещения, сварки и испытаний релейной аппаратуры. Особенностью применения блок-контейнера является то, что его конструкция одновременно служит тарой для транспортировки установленного в нем электротехнического оборудования, обеспечивает защиту оборудования от атмосферных осадков и может использоваться как элемент здания на нулевой отметке с установкой на него другого яруса контейнеров и сочленением с аналогичными конструкциями либо со строительными конструкциями или может использоваться как элемент здания в несколько ярусов.
Эта особенность позволяет из типовых конструкций блок-контейнеров собирать помещения электротехнических устройств электростанций различного размера и этажности, с различными компоновками и видами электротехнических изделий.
Изготовление сборочных единиц металлоконструкций блок-контейнеров для Запорожской и Углегорской ГРЭС выполнялось на заводах металлоконструкций Минэнерго СССР, а сборка блок-контейнеров, установка электротехнического оборудования с доведением его до полной монтажной готовности выполнялась на пристанционной укрупнительно-сборочной базе электромонтажной организации.
Применение объемных блоков кроме сокращения трудозатрат на строительной площадке и улучшения качества за счет переноса значительных объемов электромонтажных и строительных работ на производственную базу сокращает также сроки сооружения электротехнических помещений и уменьшает зависимость сроков монтажа электротехнического оборудования ог готовности строительной части.
Освобожденные от упаковки шкафы в помещении РУ после окончания ежедневной работы покрывают бумагой или брезентом для предохранения от запыления и попадания влаги.
Шкафы КРУ перемещают к месту установки в такой последовательности, чтобы установленные на место, они не мешали перемещению и установке последующих шкафов. Установку производят начиная с крайнего шкафа КРУ, предварительно освободив шкаф от крепления за поддон. При установке шкафа обращают особое внимание на тο, чтобы шкаф не опирался на выступающие из корпуса части направляющих (КРУ серий К-ХII, K-XXVI и т.п ) во избежание их изгиба.
Монтаж шкафов КРУ в помещении РУ начинают со сборки отдельных шкафов или блоков из нескольких шкафов КРУ в общее РУ в соответствии с проектом после окончания их перемещения в помещении, установки их на закладные основания и уборки из помещения всех приспособлений для транспортировки шкафов КРУ. Из корпусов шкафов выкатывают выдвижные элементы. Корпус шкафа установлен правильно, если: нет качания корпуса (для устранения качания и перекосов допускается применение стальных прокладок под шкафы толщиной не более 2 мм);
нижняя рама корпуса расположена горизонтально (проверяется уровнем); корпус нс имеет наклона по фасаду и по глубине (отсутствие наклона проверяется отвесом); обеспечено плотное прилегание стенок двух рядом установленных шкафов. При неплотном прилегании стенок возможна деформация корпусов шкафов при стягивании их стыковочными болтами.
Если крайний корпус шкафа установлен правильно, к нему пристыковывают рядом стоящий. К установке следующего шкафа приступают только после проверки правильности установки предыдущего. Стягивание болтами рядом установленных шкафов начинают с крайнего, в первую очередь затягивают нижние болты, а затем верхние и болты отсеков сборных шин. Затем устанавливают сборные шины на опорных изоляторах, шинные компенсаторы, если они имеются по схеме расположения шкафов; присоединяют отпайки к сборным шинам. Отпайки к сборным шинам лучше всего и надежнее приварить. Если пет возможности приварить отпайки, на шинах предусмотрены отверстия для болтовых соединений. В этом случае контактные поверхности шин и отпаек промывают бензином и затем смазывают тонким слоем смазки ЦИАТИМ-203 (или другой равноценной). Зачистка контактных поверхностей, имеющих гальванические покрытия, напильником или стеклянной шкуркой не допускается.
Монтаж сборных шин рекомендуется начинать со средних шкафов, соединение отрезков шип между собой выполняют сначала без затяжки болтов. Шины на изоляторах должны лежать без перекосов во избежание дополнительных механических нагрузок на изоляторы, для этого под них подкладывают регулировочные пластины, шайбы. Аналогичное требование предъявляется и к отпайкам. При их присоединении исключают значительные механические напряжения на изоляторы, поэтому их присоединяют к сборным шинам, когда они еще не закреплены окончательно на опорных изоляторах. Окончательную затяжку болтов контактных соединений выполняют после установки сборных шин и присоединения к ним отпаек всей секции КРУ. Для КРУ с изолированными сборными шинами или с применением частичной изоляции места контактных соединений шин закрывают изоляционными коробками. Для плотною прилегания коробок производят обмотку шины изоляционной лентой. Изоляционные коробки устанавливают после окончательной затяжки болтов.
В шкафах КР-10/31,5 соединение сборных шин фазы С и подсоединение к ним отпаек выполняют со стороны отсека выдвижного элемента через окно в перегородке, на которой установлены опорные изоляторы для сборных шин.
Монтаж, сборка ячеек серии ЯЭ-110 и ЯЭ-220 и регулировка отдельных элементов производятся персоналом предприятия — изготовителя КРУ. С особой аккуратностью обращаются с элегазовыми ячейками, с их элементами и деталями, не допуская никаких механических повреждений и загрязнения поверхностен. Нельзя ставить элементы ячеек и кожуха фланцами на металл, их ставят только на мягкие прокладки (например, резиновые).
Не допускаются к работе с ячейками и их элементами работники в грязной одежде и с грязными руками; в помещении категорически запрещается курить и выполнять какие-либо работы, связанные с возникновением пыли, дыма, сквозняков и т п. Продувка элементов КРУ и деталей выполняется азотом или сухим воздухом.
Перед монтажом ячеек проверяют наличие газа внутри элементов КРУ, которым они были заполнены для транспортировки. Для проверки поочередно открывают вентили, расположенные на элементах полюсов ячейки. Наличие выхода газа через вентиль показывает, что проверяемый элемент пригоден для дальнейшей сборки (определяют прикладыванием руки или бумажного индикатора к отверстиям колодки, расположенной на боковой стенке полюсного шкафа, к которой присоединены трубки от вентилей элементов полюса). Проверку наличия газа в секциях сборных шин производят через вентиль, установленный на время транспортирования.
Если давление в каком-либо герметизированном элементе не обнаружится, то элементы тщательно осматривают, подтягивают фланцевые соединения и проверяют элемент на герметичность течеискателем. После устранения дефекта блок просушивают путем трехкратного наполнения сухим азотом до избыточного давления 0,01—0,05 МПа (0,1—0,5 кгс/см2).
В процессе монтажа (демонтажа) и ремонта все разгерметизированные элементы и входящие в них детали защищают от попадания пыли и влаги при помощи заглушек с уплотнениями. Допускается закрывать чистой полиэтиленовой пленкой раскрытые элементы кожухов и резервуаров на время не более 24 ч, а элементы с деталями из эпоксида (изоляторы) и лавсанового текстолита (тяги выключателя) или отдельные изоляторы и тяги — на время не более 2 ч. На более длительное время эти детали и элементы необходимо упаковывать в герметично запаянные индивидуальные полиэтиленовые мешки с вложенным хлопчатобумажным мешочком с силикагелем (ГОСТ 898-1—75, примерно 300 г в мешочке с одним изолятором).
Сборка элементов элегазовых КРУ от момента извлечения изоляционной детали из индивидуального мешочка (в случае отсутствия покраснения силикагеля) до момента окончания вакуумирования элемента должна производиться в одну рабочую смену. При обнаружении покраснения силикагеля изолятор (тягу) просушивают под вакуумом не менее 2,66 кПа (20 мм рт. ст.) и температуре 70 С в течение 24 ч. Другие детали и элементы хранятся в чистой полиэтиленовой пленке.
В процессе монтажа и ремонта все соединительные трубки тщательно очищают внутри и продувают азотом или сухим сжатым воздухом. Радиус изгиба трубок малых диаметров принимают не менее 50 мм, не допуская перегибов в местах их пайки.
Перед наполнением элементов элегазом и сжатым воздухом проверяют все крепежные соединения. Наполнение производят постепенно, наблюдая за утечками. При обнаружении утечек или других неисправностей сбрасывают давление. Разгерметизация объемов, заполняемых элегазом и сжатым воздухом, и выполнение работ по устранению утечек запрещается при: наличии в объемах газа под давлением; снятых мановакуумметрах (для объемов с элегазом) и снятых манометрах (для объемов со сжатым воздухом); закрытых соответствующих вентилях полюсного шкафа (для объемов с элегазом) и открытом вентиле распределительного шкафа (для объемов со сжатым воздухом).
Сжатый воздух из резервуаров приводов полюса выключателя сбрасывают только при полностью закрытом вентиле распределительного шкафа, постепенно отвинчивая болт спускной пробки на 1—1,5 оборота (при этом оператор и другие работники должны находиться вне зоны выхлопа). Откачку элегаза производят с помощью вспомогательной установки через соответствующие вентили в полюсных шкафах.
Элементы КРУ заполняют элегазом через фильтр-осушитель, обеспечивающий удаление влаги и масла Фильтры-осушители предусмотрены в сервисной элегазовой установке типа УСЭЗО. Влажность элегаза не должна превосходить: для выключателей высокого напряжения — 50 ппм (мг/кг)1; для остальных элементов — 100 ппм (мг/кг).
Для заполнения резервуаров приводов используют сжатый воздух с относительной влажностью не более 60 %, для заполнения масляного буфера — масло типа АМГ-10 (ГОСТ 6794—75).
Непосредственно перед установкой ячеек в РУ удаляют газовый заполнитель на время транспортировки из элементов ячеек; с помощью приспособлений производят ручное опробование полюсов выключателей с приводами, разъединителей и заземлителей.
При производстве такелажных работ обращают внимание на состояние и правильную установку подъемных средств и одинаковое натяжение всех строп, надежность крепления транспортных и монтажных приспособлений. Полностью собранный полюс ячейки (секцию полюсов секционной ячейки) поднимать не разрешается. Полюс выключателя поднимают с помощью прочных пеньковых веревок, застропленных за боковые резервуары с внутренней стороны выводов, блок вводов и сборных шин, застропленных «удавкой» под верхний фланец трансформаторов тока. Привод полюса выключателя поднимают за проушины косынок резервуаров, шкафы — за проушины на крышках, нижнюю раму полюса ячейки (секции полюса секционной ячейки)—за поперечные швеллеры, стойку металлоконструкции — за верхний фланец Ячейки элегазовых КРУ устанавливают в последовательности, приведенной в инструкции по монтажу и эксплуатации. От правильности установки первой ячейки зависит правильность сборки всего РУ, поэтому, если РУ состоит из пяти или более ячеек, рекомендуется (при наличии возможности) начинать монтаж с установки средней ячейки для уменьшения разноплоскостности фланцев. Ячейки с однополюсными шинами устанавливают полюсно. Монтаж начинают с крайней левой ячейки.
После окончания установки ячеек в РУ соединяют линейные ячейки с элегазовыми токопроводами или при помощи секций элегазового токопровода или специальных контактных соединений — с кабельными вводами (в зависимости от проектного задания на заказ). На сборных шинах крайних ячеек вместо заглушек на время транспортирования устанавливают сферические крышки. Подсоединяют магистрали для сжатого воздуха и трубки для элегаза от колодок полюсных шкафов и от сборных шин к ШКД. Свободные обратные клапаны на однополюсных сборных шипах закрывают крышками с новыми уплотнениями. Выполняют монтаж цепей управления, блокирования и сигнализации. На полюсах крайних правых ячеек заменяют двери, закрывающие привод, на поставляемые в запасных частях.
После выполнения указанных выше работ, заканчивающихся монтажом ячеек, все внутренние объемы элементов КРУ вакуумируют, а затем наполняют элегазом в соответствии с указаниями инструкции по монтажу и эксплуатации Непосредственно перед вакуумированием выключателя и сборных шин заполняют сорбентом фильтры и устанавливают их в выключатель и в сборные шины В качестве сорбента в фильтрах используют синтетический неолит (молекулярное натриевое сию NaX или 13Х в виде гранул диаметром 4,5—8 мм). Непосредственно перед заполнением фильтров цеолит подвергают активации Активация осуществляется прокаливанием цеолита в муфельной печи при температуре 370—375°C (температура печи контролируется ртутным стеклянным лабораторным термометром с ценой деления 1 °C).
Горячий цеолит рассыпают в стеклянные или металлические банки вместимостью 0,7—1 л и немедленно герметизируют их (например, парафином). Банки предварительно маркируют рисками, соответствующими определенному количеству сухого цеолита, чтобы в дальнейшем не взвешивать его при заполнении фильтров.
Для заполнения одного фильтра полюса выключателя требуется 3 кг сухого цеолита, одною фильтра секции трех полюсной сборной шины — 0,6 кг, однополюсной сборной шины — 0,025 кг. Срок хранения цеолита в банках — не более 15 дней. По истечении этого срока или при нарушении герметизации банок цеолит вновь подвергают активации. Вскрытие банок производят непосредственно перед заполнением фильтра и установкой его на место После использования в выключателе (если выключатель совершал коммутационные операции или выработал полный коммутационный ресурс при токах от 60 до 100% Iо.ном) цеолит к дальнейшему использованию не пригоден, так как он не регенерируется. Указанные работы организуют так, чтобы максимально сократить время от момента вскрытия банок с цеолитом до установки фильтров на место. Все работы ио установке фильтров (от вскрытия банок до вакуумирования объема, в котором устанавливаются фильтры) во избежание порчи цеолита выполняют за время не более 30 мин. Данные по количеству засыпанного цеолита заносят в паспорт. При выполнении любых работ, связанных с разгерметизацией объема, в котором установлен фильтр, цеолит заменяют или подвергают активации.
После проведения вышеуказанных работ откачивают воздух из всех элементов ячеек с помощью вакуумно-компрессорной установки, при этом остаточное давление должно быть не выше 0,4 кПа (3 мм. рт. ст.). Сборные шины вакуумируют после монтажа всех ячеек. Для подсоединения шланга от вакуумно-компрессорной установки используют газопроводы.
После вакуумирования открывают все установленные на сборных шинах вентили на элементах ячеек КРУ и наполняют все элементы элегазом через соответствующие входные вентили шкафа ШКД сначала до избыточного давления 0,05—0,1 МПа (0,5—1 кгс/см2), а затем, когда к работе подготовлены все элементы, — до номинальных давлений. После наполнения входные вентили шкафа ШКД закрывают.
Плотность всех стыков фланцев элементов ячеек, заполненных элегазом, проверяют течеискателем, фиксируя в течение 7—10 дней температуру окружающего воздуха, атмосферное давление, избыточное давление элегаза (оно не должно меняться при приведении его к одним значениям температуры и атмосферного давления).
Проделав все вышеперечисленное, элегазовые ячейки подвергают испытаниям на соответствие паспортным данным.
Для проверки правильности монтажа в шкафы КРУ и КРУН вкатывают выдвижной элемент. Правильность сочленения разъемных контактов главных цепей проверяют следующим образом: места входа неподвижных, а также подвижные контакты замазывают смазкой ЦИАТИМ-203 или вазелином КВ-3 (ГОСТ 15975—70*), затем подвижные разъемные контакты устанавливают в крайнее нижнее положение и выдвижной элемент вкатывают в рабочее положение По следу, оставленному неподвижным разъемным контактом в подвижном, определяют правильность их начленения. То же проделывают при поднятых в крайнее верхнее положение подвижных разъемных контактах. При вхождении в обоих случаях неподвижных разъемных контактов в подвижные обеспечивается их надежное сочленение при эксплуатации.
В КРУ серии К·104 с выключателями сочленение разъемных контактов главной цепи проверяют с помощью штока (рис. 4.5) с шарниром, который вводится до упора в центральное отверстие неподвижных контактов поочередно. Расположение торца контакта в одной из контрольных зон проточки а, б или в, г штока свидетельствует о правильности сочленения контактов. Если зона проточки штока смешена относительно торца контакта, необходимо ослабить гайки, удерживающие шину, и ввертывать пли вывертывать контакт до тех пор, пока его торец не попадает в зону нужной проточки штока. Удерживая неподвижный контакт, затягивают гайку специальным ключом, с КРУ о комплекте ЗИП, закрепляя шину отпайки. В других шкафах КРУ серии К-104 с выдвижными элементами с плоскими контактами (трансформаторы напряжения и т. п.) сочленение проверяют, как указано выше для плоских контактов. — путем нанесения смазки и проверки по оставленным следам.
Выкатив выдвижные элементы из корпуса, приступают к приварке корпуса.
Приварка корпуса шкафа к закладным частям выполняется изнутри шкафа, в местах, указанных в инструкциях по монтажу КРУ. После приварки шкафов производят проверку правильности их установки. Шкафы установлены правильно, если при вкатывании выдвижного элемента в корпус фиксаторы четко фиксируют выдвижной элемент в рабочем или контрольном положении и если при вкатывании выдвижного элемента в рабочее положение совпадают подвижные и неподвижные части разъемных контактов главных цепей Для устранения возможных перекосов допускается применение стальных прокладок толщиной не более 3—4 мм. в этом случае ослабляют болты, стыкующие шкафы КРУ между собой При правильной установке шкафов должны также свободно открываться и закрываться шторки и должен четко включаться заземляющий разъединитель.
Шкафы КРУ, поставляемые отдельными блоками, подлежат предварительной сборке; например, на шкафы КРУ серий K-XXV, K-XXIV устанавливают релейные шкафы, которые с завода отгружаются отдельно, на шкаф отходящей кабельной линии К-104 устанавливают шинный блок кабельного ввода К нему присоединяют съемный лист с трансформаторами тока защиты от замыкания на землю, который прикрепляют либо к стене помещения, либо опорными уголками к полу. К уголку съемного листа прикрепляют разделки силовых кабелей и закрывают его съемной крышкой, предварительно присоединив провода вспомогательных цепей к концевому выключателю дуговой защиты шинного блока кабельного ввода и трансформаторам тока защиты от замыканий на землю Эти провода прокладывают в металлорукаве. Шкафы с аппаратурой питания оперативных шинок и шипок питания цепей электромагнитов включения устанавливают либо на боковой стенке крайнего шкафа КРУ, либо на стене помещения РУ и т. п.
Устанавливают шинные вводы, мосты, соединяющие сборные шины шкафов одной секции, расположенных в два ряда, перемычки. Присоединение шин шинных мостов к сборным шинам, шин ввода к шинам вводного шкафа КРУ. перемычек между сборными шипами рекомендуется производить сваркой. Болтовые соединения применяют, если необходимо в этом месте обеспечить разъемные соединения.
Одновременно производится монтаж в шкафах кабельных присоединений. От правильной разделки силового кабеля зависит надежность эксплуатации КРУ. Разделку силовых кабелей выполняют в отсеке выдвижного элемента (КРУ серий K-XXVI, КРУ2-10-20 и т.п.) при полностью открытых шторках и при отсутствии напряжения на сборных шинах. Для большего удобства разделки кабеля в указанных выше КРУ предусмотрена возможность демонтажа рамы с трансформаторами тока и шин кабельной сборки При этом кабель вытягивают из канала и по окончании работ по разделке кабеля его излишек опускают и закрепляют на металлоконструкции (рис. 4 6).
В КРУ серий КМ-1 и КМ-1Φ в шкафах до 1600 А разделку кабеля выполняют с задней стороны шкафа, через проем в раме. Жилы одного-двух кабелей присоединяют к шинам, выведенным от трансформатора тока до опорных изоляторов, а жилы трех-четырех кабелей — к шинам кабельной сборки.
В КРУ серии КР-10/31,5 при двустороннем обслуживании шкафов дли разделки и присоединения жил силового кабеля снимают крышки задней рамы. При одностороннем обслуживании для разделки и присоединения жил силового кабеля выкатывают выдвижной элемент в ремонтное положение, снимают перегородку, отделяющую отсек выдвижного элемента от линейного, нижнюю защитную шторку, крепления рамы трансформаторов тока; отсоединяют шины от трансформаторов тока к кабельной сборке, поворачивают на шарнирах раму с трансформаторами тока в отсек выдвижного элемента. Для более удобной работы раму с трансформаторами тока вынимают из шкафа КРУ полностью, отсоединив провода вспомогательных цепей. После этого приступают к разделке силового кабеля, разводке и присоединению его жил, как указано на рис. 4.7.
В КРУ серии К-104 силовой кабель вместе с разделкой полностью вынесен из корпуса шкафа КРУ, проложен вдоль стены прямыми участками без каких-либо изгибов (см. рис 3.19,б). В КРУ серии КЭ-10 и КЭ-6 силовой кабель в линейный отсек прокладывают в проеме между отсеком выдвижного элемента и отсеком отпаек от сборных шин. При прокладке одного или двух кабелей их жилы присоединяют к уголкам, установленным на трансформаторах тока (рис. 4.8, а), а кабельную разделку закрепляют внизу. При прокладке трех или четырех кабелей их жилы присоединяют к шипам кабельной сборки, связанным отпайками шин с трансформаторами тока; кабельною разделку при этом крепят выше (рис. 4.8,б). Доступ к силовым кабелям и их разделке возможен только со стороны фасада при выкаченном в ремонтное положение выдвижном элементе и демонтированных верхней и нижней распорках, съемных нижней, средней и верхней металлических перегородках. В КРУ серий КЭ-10 и КЭ-6 предусмотрено применение кабельных эпоксидных разделок типа КВЭн с наиритовыми трубками. Применять другие типы кабельных разделок нс рекомендуется. При работе с кабельными разделками, выполненными из эпоксидных компаундов, соблюдают особую осторожность во избежание появления микротрещин, сколов и т. п.
По одному из приведенных выше вариантов разделки и присоединения силовых кабелей они могут быть разделаны в шкафах КРУ других серий. Во всех вариантах при разделке двух и более кабелей следят за тем, чтобы расстояние между перекрещивающимися жилами разноименных фаз было не менее 10 мм, меньшие расстояния или соприкасание жил допустимы только в том случае, если суммарная длина этих жил от точки касания до места присоединения к шинам или выводам аппаратов будет иметь не менее 350 мм при напряжении 10 кВ.
Для монтажа воздушных отходящих линий или вводов на крыше шкафов КРУН закрепляют кронштейны, которые в разобранном виде поставляются комплектно со шкафами. После закрепления кронштейнов монтируют ошиновку ввода, отходящей линии или связи шкафа ввода со шкафом трансформатора с. и. В металлическом полу шкафа КРУН вырезают необходимое количество отверстий, в которые пропускают кабель. Затем эти отверстия уплотняют для защиты КРУН от попадания внутрь влаги, снега, пыли и т. п.
Оперативные шинки вспомогательных цепей и цепей питания прокладывают в соответствии со схемой электрического монтажа и закрепляют на блоках отпаек или на магистральном ряде зажимов. Шинки двух соседних шкафов КРУ. имеющих промежуток, как правило, соединяют контрольным кабелем.
После выполнения этих работ производят заливку цементным раствором борозд, оставленных под опорные швеллеры шкафов КРУ. и окончательную отделку чистого пола под шкафами КРУ. Уровень чистого пола должен совпадать с плоскостью перемещения выдвижного элемента в шкафу КРУ. Для сокращения сроков монтажных работ второй стадии обычно стремятся максимально возможное количество этих работ, например в МЗМ и период строительства помещения РУ и в период выполнения монтажных работ первой стадии.
После осмотра и проверки всех болтовых соединений, крепящих электрооборудование, его заземления (в случае необходимости их подтягивают), протирки всех изоляторов плотно закрывают все люки, проемы, лотки, двери; подкрашивают места с поврежденными покрытиями, закрашивают места сварки, производят уборку помещения и передают шкафы КРУ наладчикам.
В шкафах КРУН с коридором управления кроме перечисленных работ очень важно проверить металлоконструкцию на отсутствие щелей, которые могли образоваться в элементах от деформации при транспортировке, монтаже или по другим причинам Щели тщательно заделывают эпоксидной смолой или другим заменителем. Помещение РУ убирают, выполняют подливку основания по всему периметру
Особенно важно следить за перерывами в работе по монтажу КРУН но время непогоды (дождь, снег, пыль и т.д.) при неполностью собранном РУ, его необходимо закрывать влагонепроницаемым материалом (брезентом, полиэтиленовой пленкой, бумагой, рубероидом и т.п.).
При выполнении электромонтажных работ первой и второй стадий необходимо строго соблюдать общие правила и требования техники безопасности, которые изложены в сборнике «Строительные нормы и правила. Техника безопасности в строительстве. СНиП 111-4-80*. Погрузочно- разгрузочные работы выполняют механизированным способом с помощью кранов, автопогрузчиков и других машин с грузами более 50 кг, а также при подъеме грузов на высоту более 3 м. При малых объемах работы ведут с использованием средств малой механизации. Запрещено переносить материалы и оборудование на носилках по лестницам и стремянкам, а также по горизонтальному пути на расстояния более 50 м. Установлены нормы подъема и горизонтальною перемещении грузов: для мужчин: старше 18 лет — 50 кг, для подростков от 16 до 18 лег — 16 кг; для женщин: старше 16 лет — 20 кг, для подростков от 16 до 18 лет — 10 кг. К работам на высоте относятся работы, при выполнении которых рабочий находится выше 1,5 м от поверхности грунта, перекрытия или рабочего настила Верхолазными считаются работы, которые выполняются без лесов и ограждений на высоте более 5 м от поверхности грунта, перекрытия или рабочего настила. К этим работам допускаются только специально обученные или тренированные рабочие не моложе 18 и не старше 60 лет.
Во избежание поражения электрическим током при монтаже шкафы КРУ и шины на время сварочных работ заземляют на общий контур заземления. При монтаже силовых и контрольных кабельных разделок руководствуются требованиями соответствующих инструкций.
При выполнении электромонтажных работ обязательным условном является организация их выполнения методами, безопасными для здоровья и жизни персонала.
Примерный перечень технической документации, используемой при монтаже шкафов КРУ, состоит из: проектной документации (план и разрезы помещения РУ, чертежи освещения и заземления помещения РУ, установочные чертежи шкафов КРУ), заводской документации (комплект технической и товаросопроводительной документации, поступающей вместе со шкафами КРУ); общетехнической документации; строительных норм и правил (таких как «Правила производства и приемки работ. Электротехнические устройства. СНиП III-33-76»; «Техника безопасности в строительстве. СНиП III-4-80»; «Приемка в эксплуатацию законченных строительством предприятий, зданий и сооружений. Основные положения. СНиП III-3-76»; ПУЭ; «Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок электрических станций и подстанций»; «Правила техники безопасности при электромонтажных и наладочных работах»; «Технологическая карта на монтаж шкафов КРУ на электростанциях и подстанциях»; «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов») и других, утвержденных руководством монтажноналадочного предприятия.