Содержание материала

Надежная и экономичная работа сети зависит в значительной степени от правильного поддержания режима работы каждого се элемента и всей сети в целом.
Различают нормальный и аварийный режимы работы сети. Нормальным называется режим, когда все элементы сети находятся в работе и токораспределение в сети соответствует наивыгоднейшим условиям передачи энергии, включая требуемую надежность электроснабжения потребителей. В таком режиме электрическая сеть должна работать наибольшее время в году.
Аварийный режим соответствует состоянию, когда в сети по причинам эксплуатационного характера отсутствуют те или иные элементы. В отличие от нормального режима, который является постоянным, аварийные режимы отличаются многообразием. В зависимости от выведенного из работы элемента будет изменяться схема сети, нагрузка оставшихся в работе элементов, надежность питания потребителей и т. д.
Нарушения нормального режима могут возникать внезапно, из-за повреждения отдельных элементов сети и их последующего отключения. Они создаются в плановом порядке при выводе из работы того или иного элемента сети для его ремонта или испытаний. Такой режим сети с отключенными линиями и трансформаторами для их ремонта называют ремонтным.
Учитывая, что условия работы оборудования и электроснабжения в аварийных и ремонтных режимах ухудшаются, эксплуатационный персонал должен принимать все меры к быстрейшей ликвидации таких режимов.
Весь комплекс работ по ведению режима производит специализированное подразделение городской сети — диспетчерская служба (ДС). Если городская сеть имеет несколько сетевых районов, то кроме ДС организуются дополнительные районные диспетчерские пункты (РДП). Диспетчерская служба городской сети относительно режима работы источников питания подчиняется вышестоящей диспетчерской службе энергосистемы. Разграничение оперативных обязанностей определяется местными инструкциями.
Основными обязанностями указанных служб городской сети являются:

  1. определение и поддержание наиболее надежной и экономичной схемы сети, обеспечивающей электроснабжение потребителей энергией высокого качества;
  2. производство оперативных переключений в сети для изменения нормального режима с целью вывода из работы отдельных ее элементов на период ремонта и испытания;
  3. организация немедленного устранения различных повреждений в сети и нарушений нормального режима ее работы,

В зависимости от размера города и особенностей его системы электроснабжения в оперативном подчинении и обслуживании ДС городской сети находятся питающие и распределительные сети 6—10 и 0,38 кВ, элементы РУ 6—10 кВ электростанций и понижающих подстанций, внешние сети промышленных и крупных общественно-коммунальных предприятий. При наличии РДП указанный объем перераспределяется между ДС и РДП,
Работа диспетчерских служб осуществляется круглосуточно по сменному графику. При наличии в городской сети только ДС каждая смена службы включает одного или двух диспетчеров и выездные оперативные бригады (ОВБ). Указанные бригады производят плановые переключения в сети, ликвидацию возникших нарушений нормального режима, восстановление питания потребителей при отключениях в сети 0,38 кВ и т. п. и работают под управлением дежурного диспетчера. В состав ОВБ входят старший электромонтер, монтер и шофер-монтер. Бригады могут специализироваться, т, е. обслуживать только сети 6—10 кВ, сети 0,38 кВ и т. п.
При наличии РДП смена ДС состоит нз старшего диспетчера и диспетчера, работающего на правах помощника. Смена РДП включает диспетчера и одну бригаду ОВБ.
В составе ДС, кроме дежурных, может находиться специальная группа, в обязанности которой входят разработка экономичных режимов сети, мероприятий по обеспечению требуемого качества напряжения, компенсации емкостных токов и т. п. По местным условиям возможен другой состав служб.
Для обеспечения нормального режима работы должны быть составлены рабочие эксплуатационные схемы электрических соединений сетей каждого напряжения. На схемах отмечаются точки деления сети, соответствующие наивыгоднейшему режиму ее работы, указываются характеристики релейной защиты, автоматических и компенсирующих устройств.
Рабочие схемы разрабатываются ежегодно за 1—1,5 мес до наступления периода максимальных нагрузок и утверждаются главным инженером сети или начальником сетевого района.
Общая постановка оперативной работы в сетях регламентируется ПТЭ, на основе которых разрабатываются местные инструкции.
Все работы на действующем оборудовании, требующие подготовки рабочего места и связанные с переключениями и оперативными действиями в сети 6—10 кВ, оформляются заявками.
Плановые заявки подаются заранее, за 1—3 дня до производства работ (в зависимости от сложности и объема переключений в сети, необходимых для вывода из работы оборудования, подлежащего ремонту).
Внеплановые заявки подаются в исключительных случаях для выполнения срочных работ. Аварийные заявки подаются при необходимости немедленного ремонта оборудования из-за невозможности его дальнейшей работы. Заявка на работы оформляются в соответствующем журнале, который находится в оперативной службе.
Как правило, оборудование должно выводиться из работы на минимальный срок, отмечаемый в заявке. Указывается также время аварийной готовности оборудования на случай его немедленного включения.
Переключения в сетях 6—10 кВ производятся по бланкам переключений, которые предварительно составляются на основании журнала переключений.
Простые плановые переключения, производимые ремонтным персоналом при подготовке рабочих мест для ремонтных работ, выполняются по наряду. Аварийные и неотложные переключения производятся дежурным персоналом без бланков с последующей записью в оперативном журнале.
Работа дежурных определяется сменным графиком. Каждый дежурный, приходя на работу, должен принять смену от предыдущего дежурного, а после окончания работы — сдать смену следующему по графику дежурному.
При приеме смены дежурный обязан ознакомиться с состоянием, схемой и режимом работы сети; получить сведения от сдающего смену об элементах сети, находящихся в ремонте, выведенных из работы для испытаний, и других нарушениях рабочей схемы сети. Затем проверить и принять инструмент, материалы, ключи от подстанций, переносные заземления, оперативную документацию и инструкции. Ознакомиться со всеми записями и распоряжениями за время, прошедшее с предыдущего своего дежурства. Оформить приемку смены путем записи в журнале за своей подписью и подписью сдающего. Доложить ответственному начальнику о вступлении на дежурство и о недостатках. замеченных при приемке смены.
При нарушении режима работы, связанном с повреждением оборудования, дежурный обязан самостоятельно и немедленно принять меры к восстановлению нормального режима и ликвидации аварийного состояния путем использования резервных элементов сети для восстановления питания потребителей.
Большое значение в работе диспетчерских служб имеет техническая документация. Правильное и своевременное отражение в документах действий дежурного персонала является залогом успешного поддержания нормального режима сети и ликвидации возникающих аварийных нарушений в самые сжатые сроки.
Основным документом является оперативный журнал. Все действия диспетчера и дежурных бригад, распоряжения и сообщения вышестоящего оперативного персонала, сообщения ремонтного персонала о состоянии работ на линии в краткой и четкой форме, в хронологическом порядке должны быть записаны в оперативном журнале. В журнале отражается весь ход ликвидации всех возникающих аварийных состояний сети, перечень заземлений к мест их установки при ремонтных работах и т. п.
Кроме оперативного журнала, имеются: журнал заявок на работы, журнал переключений, релейной защиты и автоматики, ведомость нагрузок линий 6—10 кВ, график разгрузки источников питания, журнал учета поврежденных линий, типовые решения по ликвидации крупных аварий и т. п.
В последние годы проводятся работы по внедрению в городских сетях автоматизированной системы диспетчерского управления (АСДУ). В частности, разрабатываются программы для расчетов экономических режимов работы сети, уровней напряжения и т. п. с помощью ЭВМ. Оперативная информация переводится на перфокарты, с последующей обработкой перфокарт на счетной машине, внедряется информация, отпечатанная на пишущей машинке и т. д.
Для диспетчерской службы оборудуется специальное помещение — диспетчерский пункт (ДП), где находится дежурная смена и остальной персонал ДС. Главным оборудованием ДП является диспетчерский щит, на котором указаны мнемонические схемы коммутации центров питания, питающей и распределительной сети 6—10 кВ всех ТП и РП сети. На отдельных панелях выполняется географическая схема распределительной сети 0,38 кВ.
На диспетчерском щите должны отражаться все временные изменения нормального режима работы сети. Схема щита должна полностью соответствовать действительному состоянию сети на данный момент. На щите указываются изменения схемы отдельных узлов сети: отключенные для производства ремонтных работ линии и сетевые сооружения; места установки временных защитных заземлений; кабели, отключенные для испытаний; кабели, на трассе которых производятся земляные работы, и т. п.
В помещении ДС располагается диспетчерский пульт, который является рабочим местом диспетчера и его помощника. На диспетчерском пульте сосредоточено управление всеми видами связи, телемеханическими устройствами, элементами сигнализации и контроля, хранится оперативная документация.
Успешная работа ДС немыслима без современных средств связи. ДП имеет один или несколько каналов связи городской телефонной сети, прямую телефонную связь с вышестоящей диспетчерской службой и всеми объектами энергосистемы, находящимися в оперативном обслуживании ДС. Для связи С ОВБ в ремонтными бригадами используются радиостанции. В последнее время на ДП используют телетайпы, автоматические устройства для печати поступающей информации и другие средства, входящие в систему АСДУ.
Для выполнения работ по переключению сети и подготовке рабочего места, а также для быстрой и своевременной ликвидации повреждений в сети диспетчерской службе придается специальный автомобиль-мастерская. В автомобиле размещают инструменты, приспособления, приборы, запасные части, предохранители и другие средства, необходимые для выполнения работ. Автомобили оснащаются радиоустройствами для двусторонней связи с диспет чером.