Содержание материала

Сборка цилиндров производится в последовательности, обратной разборке:

  1. Перед установкой розеточного контакта тщательно зачищаются и смазываются глифталевым лаком места прилегания прокладки к основанию розеточного контакта и цилиндра. Гайка, крепящая контакт, затягивается ключом до отказа.
  2. При установке гасительной камеры проверяется и регулируется расстояние от нижней поверхности ее до верха розеточного контакта, которое должно быть равным, мм:

Для выключателей ВМГ-133-Ι 2—4
Для выключателей ВМГ-122 . 7—8
Для выключателей ВМГ-133, ΒΜΓ-133-ΙΙ и
ΒΜΓ-133-ΙΙΙ . 14-16
Проверка производится следующим образом (рис. 5-11). Линейкой измеряется расстояние от сегментов (контактных пластин) розеточного контакта до верхнего торца стального цилиндра (размер А). Затем измеряется высота гасительной камеры до установки ее в цилиндр (размер Б). 


Рис. 5-11. Проверка установки гасительной камеры: а — измерение расстояния от розеточного контакта до края цилиндра; б — от камеры до края цилиндра
Линейкой измеряется расстояние от камеры до верхнего торца цилиндра (размер В). Расстояние между камерой и розеточным контактом (размер Г) определяется как разность измеренных расстояний, т. е, Г=А—(Б + В). Доводка размера Г до вышеуказанных значений производится путем прокладки картонных шайб между фанерным кольцом 5 и опорным цилиндром 3 (рис. 5-5 и 5-6) или уменьшения толщин фанерного кольца 5.

  1. При установке гасительной камеры в цилиндре необходимо следить, чтобы выхлопные отверстия были расположены с той стороны цилиндра, с которой он крепится к опорным изоляторам.
  2. При установке распорных бакелитовых цилиндров  проверяется точное совпадение отверстий или пазов в них с отверстиями в стальных (в ВМГ-133 на 1000 А —латунных) цилиндрах. Верхний обрез распорного бакелитового цилиндра  должен быть ниже верха металлического цилиндра на 2—4 мм.
  3. При сборке проходного изолятора (рис. 5-4) с бакелитовой трубкой  проверяется длина от торца верхнего колпачка 9 до обреза бакелитовой трубки, которая должна быть равна, мм:

  1. Перед установкой проходных изоляторов уплотняющая прокладка 6 в пазу крышки проходного изолятора (рис. 5-4) зачищается и смазывается густым бакелитовым лаком. Болты крышки проходного изолятора при установке затягиваются равномерно по диагонали; при этом не допускается перекос изолятора по отношению к оси цилиндра.

 7.  Перед сборкой цилиндра контактные поверхности гибких связей и колодок токоведущего стержня зачищаются мелкой шкуркой и смазываются тонким слоем вазелина.

  1. После сборки цилиндра с токоведущим стержнем и гибкой связью проверяется, нет ли заедания или излишнего трения контактного стержня при проходе в цилиндр. Стержень, опущенный из крайнего верхнего положения, под влиянием собственного веса должен войти в розеточный контакт на глубину не менее 40 мм, в противном случае производится более тщательная установка проходного изолятора.

После этого приступают к полной сборке выключателя.

Цилиндры 20 подвешиваются на опорные изоляторы 8 рамы в соответствии с их маркировкой и маркировкой опорных изоляторов и рычагов 14 (рис. 5-9 и 5-10). Маркировка на цилиндрах и на изоляторах должна совпадать.
Проверяется вертикальность подвески цилиндров по отвесу; цилиндры закрепляются подпорными болтами. Проверяется расстояние между осями цилиндров, которое должно быть равным 250 + 5 мм, после чего подпорные болты затягиваются до отказа и закрепляются контргайкой.
Контактные стержни соединяются с фарфоровыми тягами, и проверяется совпадение по вертикали геометрических осей контактных стержней, фарфоровых тяг и цилиндров (при наблюдении сбоку выключателя). Цилиндры заливаются сухим и чистым трансформаторным маслом до требуемого уровня.
Контактные поверхности подводящих шин зачищаются и смазываются тонким слоем вазелина, после чего присоединяются к выводам выключателя. Контактные выводы не должны при этом испытывать усилий со стороны подводящих шин. Проверяются все контактные соединения выключателя и шин щупом толщиной 0,05 мм.
Проверяется и затягивается болт заземления рамы выключателя. Дистанционная передача привода соединяется с выключателем, проверяется вручную правильность работы и взаимодействия привода и выключателя.
Затем приступают к регулировке выключателя. Регулировку выключателя необходимо вести управлением привода вручную, и только окончательно отрегулированный выключатель можно опробовать дистанционно.
Правильно отрегулированный выключатель должен иметь:

  1. Ход контактных стержней 250 мм с отклонением не более ±5 мм; при отклонении от указанной нормы должен быть отрегулирован зазор между шайбой и корпусом пружинного буфера.
  2. Ограничение поворота вала во включенном положении — в головку стержня пружинного буфера (рис. 5-12), а в отключенном положении выключателя — упором среднего рычага в головку бойка масляного буфера (рис. 5-13).
  3. Зазор между шайбой пружинного буфера и его корпусом во включенном положении выключателя — в пределах 0,5— 1,5 мм. При отсутствии такого зазора при включении может наступить преждевременное ограничение хода вала выключателя, и тогда включения не произойдет, так как удерживающая защелка механизма привода не встанет на свое место. При зазоре более 1,5 мм контактные стержни во время движения вниз (при включении) могут по инерции перейти за установленное положение в розеточных контактах и ударить в их основания, что может привести к поломке выключателя. Зазор следует отрегулировать, укладывая шайбы соответствующей толщины между головкой стержня 2 и шайбой 7 буфера (рис. 5-14).
  4. Сжатие пружины пружинного буфера во включенном положении — в пределах 14± 1 мм.
  5. Углы поворота рычагов вала выключателя и при положениях «включено» и «отключено» равны и симметричны по отношению к горизонту (рис. 5-13).
  6. Запасной ход контактных стержней во включенном положении и запасной ход между колодкой гибкой связи и головками болтов колпачка проходного изолятора — не менее 25— 30 мм (рис. 5-15),


Рис. 5-12. Рычаг и пружинный буфер во включенном положении
Рис. 5-13. Рычаг и масляный буфер в отключенном положении: 1 — тяга фарфоровая; 2 — вал; 3 — буфер масляный

Запасной ход необходим для избежания ударов контактных стержней в дно цилиндра или колодки гибкой связи в головки болтов колпачков проходных изоляторов; такие удары наблюдаются в момент включения выключателя электромагнитным приводом, когда подвижные части выключателя по инерции переходят свое нормальное положение «включено» приблизительно на 20 мм.
Запасной ход проверяется следующим образом. Выключатель включается вручную, и на контактном стержне на уровне колпачка проходного изолятора наносится метка; затем контактный стержень отсоединяется от фарфоровой тяги и опускается вниз до упора в основание розеточного контакта («до дна»), после чего наносится вторая метка. Расстояние между этими метками и будет равно запасному ходу контактного стержня. Для увеличения запасного хода (если он меньше 25 мм) контактный стержень следует укоротить ввертыванием его в верхний переходной наконечник; для уменьшения хода (если он больше 30 мм) контактный стержень нужно вывернуть из верхнею наконечника.
Регулировкой обеспечивается также необходимый вход стержня в розеточный контакт. Вход должен быть не менее 40 мм (разность между полной высотой розеточного контакта, равной 70 мм, и запасным ходом, равным 30 мм). Замеры по меткам и доведение запасного хода до нормы 25—30 мм должны быть произведены на всех трех цилиндрах.
Скорость движения контактного стержня при отключении в момент размыкания контактов должна быть не менее 1,75 м/с. Доведение скорости до этого значения достигается устранением заеданий в механизме дистанционной передачи и в самом выключателе, а в крайнем случае — увеличением тяжения отключающих пружин. Для этого следует, ослабив контргайку в месте крепления нижнего хвоста пружины в раме, подтянуть пружину и снова законтрить.
После регулировки необходимо 8—10 раз включить и отключить выключатель, а затем тщательно осмотреть как выключатель, так и привод.
Выполнив все работы по регулировке, при необходимости обновляют покраску цилиндров, ошиновки и конструкции.
Приемка выключателя после ремонта должна производиться ответственным руководителем работ. При приемке должно быть проверено выполнение всех работ по ремонту выключателя, всех измерений и испытаний, дана качественная оценка ремонта. Все работы, выполненные при ремонте и приемке выключателя после ремонта, оформляются актом. К акту прилагаются протоколы испытаний, анализы масла и другие документы. Акт со всеми приложениями должен храниться в паспорте выключателя.
Текущий ремонт выключателей типа В М Г. Текущий ремонт начинают с детального осмотра и очистки частей выключателя без вскрытия баков.
1.  Осматривают и подтягивают контакты в местах присоединения ошиновки к выключателю.

Pиc. 5-14. Пружинный буфер:
1 — пружина; 2 — стержень; 3 — корпус; 4 — отверстие для смазки; 5 — регулировочная гайка; 6 — угольник рамы выключения; 7 — шайба буфера

Рис. 5-15. Измерение запасного хода контактного стержня:
1— переходный наконечник;  2 — контргайка; 3 —  колодка; 4 — контактный стержень; 5 — болт
2. Внимательно осматривают фарфоровые проходные и опорные изоляторы, фарфоровые тяги и очищают от грязи. Трудноудаляемые отложения на фарфоре смывают тряпками, смоченными в бензине. На изоляторах и тягах не должно быть трещин, следов разрушений и разрезов.

  1. Производят очистку указателей уровня масла и мелкий ремонт арматуры; в случае необходимости доливают масло в цилиндры, сливают излишки масла и полностью заменяют его (если это предусмотрено графиком).
  2. Отсоединяют гибкие связи от контактных стержней и контактные стержни от фарфоровых тяг, после чего контактные стержни вынимают из цилиндров и осматривают. При легком обгорании наконечники контактных стержней зачищают напильником и шкуркой, промывают бензином и протирают насухо. При сильном обгорании контактных стержней выключатель выводится в капитальный ремонт.
  3. Проверяют исправность масляного буфера, передвигая рукой поршень и шток буфера; при заеданиях буфер необходимо разобрать и промыть в трансформаторном масле.
  4. Очищают от старой смазки пружину и стержень пружинного буфера, после чего их смазывают вазелином или незамерзающей смазкой (зимой).
  5. Очищают от пыли и грязи раму выключателя и детали дистанционной передачи; проверяют и подтягивают все крепления выключателя и привода. Трущиеся части дистанционной передачи от привода к выключателю и в приводе смазывают вазелином или незамерзающей смазкой (зимой).
  6. Проверяют по рискам (отметкам) ход контактных стержней, зазор стержня и сжатие пружинного буфера и правильность действия масляного буфера.
  7. Осматривают и проверяют заземляющую проводку выключателя. Болты в контактных соединениях подтягивают, а сварные соединения проверяют простукиванием.

После текущего ремонта выключатель должен быть принят ответственным руководителем работ. При приемке проверяют объем и качество выполненных работ и испытаний. Результаты проверки записывают в паспортную карту выключателя.