Содержание материала

Во время ремонта изоляционные части выключателя следует предохранять от увлажнения и повреждений. Гасительные камеры и распорные бакелитовые цилиндры на период временного хранения следует погружать в сухое трансформаторное масло.
Разбирать выключатель надо в следующем порядке: 1) снять междуполюсные перегородки (для ВМП-10К и ВМП-10КТ); 2) слить масло и одновременно проверить работу малоуказателен; 3) отсоединить от полюсов изоляционные тяги и снять полюсы; 4) открыть нижние крышки с неподвижными контактами и вынуть распорные цилиндры и камеры; 5) открыть верхние крышки и вынуть маслоотделители.
Дальнейшая разборка (так, например, отсоединение корпуса механизма от изоляционного цилиндра, разборка механизма и роликового контакта и других узлов) производится по мере надобности после осмотра вскрытых узлов выключателя.
При легком равномерном обгорании контактов достаточно зачистить поврежденные места мелкой наждачной шкуркой. При образовании на контактах наплывов необходимо опилить их напильником. После зачистки или опиливания следует промыть контакты бензином или трансформаторным маслом и протереть.
Сильно обгоревшие контакты, имеющие значительные раковины и сквозные прожоги в тугоплавкой облицовке металлокерамики, надо заменить новыми. При этом рекомендуется разбирать полюс выключателя в следующем порядке. Снять верхнюю крышку, вынуть маслоотделитель, снять корпус механизма, предварительно отсоединив его от изоляционного цилиндра, и диск, крепящий направляющие стержни 7 (рис. 5-19), вынуть фланец верхнего вывода (токосъема) 8 с направляющими стержнями. При включенном положении механизма снять подвижной контактный стержень, предварительно освободив стопорную планку.
Собирать полюс нужно в обратной последовательности, обратив особое внимание на установку и крепление стопорной планки осп подвижного стержня. Винт М5 стопорной планки после затяжки раскернить.
При замене новый наконечник подвижного контакта должен быть ввинчен до отказа (зазор между наконечником и стержнем недопустим); поверхности на стыке обкатать гладким роликом или обжать, проточить наконечник; стык в четырех местах по окружности надежно закернить.
После зачистки контактов более поврежденные дугой ламели розеточного контакта рекомендуется ставить на место менее поврежденных. Это позволит удлинить срок службы розеточного контакта.
Гасительные камеры перед осмотром промыть в чистом трансформаторном масле. Обугленные места зачистить.



Рис. 5-20. Шаблон для установки отключенного положения вала выключателя
1 — ось рычага диаметром 13 мм; 2 — вал выключателя; 3 — ось рычага выключателя диаметром 10 мм; 4 — рама выключателя (А=80 мм — для выключателя ВМП-10; А=136 мм—для выключателей ВМП-10К и ВМП-10КТ)

При увеличении отверстия во вкладыше нижней пластины камеры до диаметра 30 мм (на токи 600 и 1000 А) и 32 мм (на ток 1500 А) вкладыш следует заменить. При выгорании дутьевых щелей заменить всю камеру.

При ревизии механизма и узлов, находящихся в раме выключателя, необходимо очистить все детали, заменить смазку в трущихся частях, проверить все крепления и восстановить окраску. При подкрашивании следить, чтобы краска не попала на трущиеся поверхности и детали, имеющие гальваническое покрытие.
Во время ремонта проверяется также исправность масляного буфера, шток и поршень которого при передвижении от руки должны двигаться плавно. В случае необходимости разобрать его, промыть и заполнить свежим трансформаторным маслом (70 см3). Проверить и очистить пружинный буфер, а затем вновь его смазать. Помнить, что пружина буфера имеет большое усилие предварительного натяга, поэтому при разборке следует принять меры предосторожности.
Перед установкой на раму выключателя проверить легкость перемещения механизмов полюсов, поворачивая рукой наружный рычаг. Проверить также, свободно ли поворачивается главный вал выключателя при отсоединенных отключающих пружинах.
Залить выключатель чистым и сухим трансформаторным маслом. Уровень масла при отключенном положении подвижного контакта должен быть как раз между двумя чертами, нанесенными на стекле маслоуказателя. В каждый полюс заливается около 1,5 л масла. После заливки полюса протирают тряпкой от возможных капель масла. Затем выключатель соединяют тягой с приводом.
При повторной сборке (после ремонта) следует по возможности сохранить заводскую регулировку выключателя.
Регулировку следует начинать с установки отключающего положения главного вала выключателя. Предварительно при помощи отвеса выверить вертикальное положение рамы выключателя. Отключенное положение устанавливается с помощью шаблона (рис. 5-20) и фиксируется масляным буфером.

В отключенном положении установить отключающие пружины. При этом следует сохранить силу их предварительного натяжения, установленного на заводе. Если необходимо определить предварительное натяжение пружины, надо к концу ее подвесить груз 160 Н и установить растяжение пружины.
Регулируют выключатель без верхних крышек на полюсах и без маслоотделителей; перед регулировкой на каждом полюсе в резьбовое отверстие на торце подвижного контакта ввинчивают до упора контрольный металлический стержень диаметром 6 мм, длиной 400 мм, имеющий на одном конце резьбу М6.
Собрать обычную электрическую схему (с лампами) для определения момента касания контактов в каждом полюсе выключателя.
В процессе регулировки включать и отключать выключатель приводом только вручную.
На контрольных стержнях каждого полюса сделать отметки, соответствующие предельным положениям механизмов, включив и отключив полюсы до отказа (рис. 5-19). Сделать отметку в 5 мм от крайнего отключенного положения. Соединить в отключенном положении вал выключателя с механизмами полюсов изоляционными тягами. Длину изоляционных тяг отрегулировать так, чтобы отметки отключенного положения на контрольных стержнях совпали с отметками недохода стержней на 5 мм до крайнего положения,
С помощью рычага ручного неоперативного включения приводом довести  подвижные контакты выключателя до касания с неподвижными. Разновременность касания контактов не должна превышать 5 мм. При необходимости регулировки касания контактов изменить длину изоляционной тяги. При этом следует проверить недоход до крайнего отключенного положения, который должен быть не менее 4 мм.
Довести выключатель до включенного положения, посадив его на удерживающую защелку привода. При этом полный ход подвижных контактов должен быть 240—245 мм, ход в контактах 63 мм, угол поворота вала 87±2°, а водоход до крайнего включенного положения — не менее 1 мм. Указанные размеры регулируются положением упорного болта 4 (рис. 5-21).
После окончания этой регулировки необходимо обогнуть концы шплинтов вокруг осей, соединяющих изоляционные тяги с механизмами полюсов.
Проверить затяжку резьбовых соединений.
Опробовать механическое действие выключателя, несколько раз включив и отключив его приводом.
Проверить работу выключателя при медленном ручном отключении приводом. Выключатель при этом должен без заеданий доводиться своими пружинами до отключенного положения.
Замерить скоростные и временные характеристики и сопротивление токопровода выключателя, как это указано в § 4-6.
Вывинтить контрольные стержни, установить на место маслоотделители и верхние крышки, установить междуполюсные перегородки (для выключателей ВМП-10К и ВМП-10КТ).
Съемный наконечник подвижного контакта и верхние торцы ламелей розеточного контакта выключателя ВМП-10 облицованы дугостойкой металлокерамикой, а выводы выключателя выполнены из алюминиевого сплава и имеют антикоррозийное защитное покрытие. Зачистка контактных поверхностей напильником или наждачной шкуркой недопустима.
Выключатели типа ВМП-10 выпускают без приводов. К ним приводы типа ПЭ-11 или ППМ-10 поставляются отдельно.
Выключатели типа ВМП-10П поставляются вместе с приводом пружинного исполнения, встроенным в раму выключателя. Привод имеет электромагниты дистанционного управления включения и отключения.

Характерные дефекты выключателя ВМП-10.

  1. У выключателей выпуска до 1962 г. часто происходят поломки капроновой колодки, скользящей по направляющей, вследствие того что направляющие, по которым скользит колодка, не имеют строгой фиксации и, несмотря на затяжку гайкой, могут поворачиваться вокруг собственной оси. В результате упоры, проходящие в прорези капроновой колодки, при повороте направляющих на некоторый угол смещаются. В момент включения или отключения выключателя колодки ударяются об упоры, расположенные на направляющих для ограничения передвижения колодок, и ломаются.

Для устранения этого недостатка служба сетей Мосэнерго предложила жестко закрепить направляющие с помощью стопорного винта. (Подробности крепления даны в Информационном сообщении ОРГРЭС № Э-9/65).

  1. К недостаткам выключателя первых годов выпуска (до апреля 1962 г.) относится отсутствие шайб, регулирующих ход штока масляного буфера. Следует отрегулировать высоту расположения стакана буфера, установив ее равной 82 мм, а чтобы ход штока был равен 16 мм, как то требуется инструкцией завода, подложить металлические шайбы толщиной 2—3 мм на упор штока внутри стакана. У выключателей ВМП-10, выпущенных заводом «Уралэлектротяжмаш» после апреля 1962 г., ход штока буфера увеличен до 21 мм и поэтому устанавливать регулировочные шайбы не требуется.
  2. У выключателей на ток 1500 А разных выпусков при коммутации больших токов происходит «сваривание» ламелей розеточного контакта.

Для обеспечения зазора между киритовыми угольниками у розеточных контактов (шестиламельный контакт) следует снять фаски.

  1. Наблюдается слабый расклеп оси роликовых контактов. При ремонтах, если расклеп недостаточен, нужно производить дополнительный расклеп, избегая изгиба оси.
  2. Возникают люфты (проворачивание полуоси) крепления бронзовых полуосей шарнирного соединения рычагов, управляющих движением свечи. В этих случаях бронзовую ось следует подклепать.