Выключатель является аппаратом, требующим наибольшего внимания по сравнению с другой аппаратурой распределительных устройств. Повреждения в выключателях приводят к очень тяжелым последствиям, например пожарам. Неисправности привода, некачественный ремонт, коммутационные перенапряжения вызывают, как правило, непогашение дуги, повреждение контактной системы, перекрытие изоляции. Учитывая, что выключатель является наиболее сложным аппаратом, его обслуживание при эксплуатации поручают работникам более высокой квалификации.
Для обеспечения исправного состояния выключателей систематически должны проводиться мероприятия, восполняющие износ выключателей и предотвращающие их повреждение.
Наружные осмотры выключателей производятся в установках, не имеющих постоянного обслуживающего персонала, один раз в 6 мес. Внеочередные наружные осмотры выключателей производятся после отключения к. з.
При осмотре выключателя проверяются: уровень масла и отсутствие течи; состояние изоляторов (чистота поверхности, дефекты, трещины); следы выброса масла; треск и шум в камере выключателя; нагрев контактных соединений (по термопоказателям и внешнему виду); оплавления на ошиновке, колпаках и фланцах вводов и на крышке выключателя; механические крепления выключателя и привода; сцепление тяг приводного механизма и привода; состояние помещения (чистота, отсутствие повреждений камеры и отсутствие посторонних предметов); соответствие указателей положения масляного выключателя действительному его положению; состояние проводки вторичной коммутации и заземляющей проводки.
После отключения к. з. в многообъемных масляных выключателях проверяется отсутствие углерода в масле.
Текущий ремонт выключателей производится по мере надобности и состоит из: наружного осмотра (см. выше); чистки от пыли и грязи; осмотра, чистки и проверки привода; чистки и уплотнения контактных соединений, выключателя и его ошиновки; уплотнения кранов и пробок с целью устранения протекания масла; проверки состояния окраски металлоконструкций и металлических частей самого выключателя и при необходимости ее выполнения; проверки состояния заземляющей проводки и ее контактных соединений; проверки действия блокировки выключателя с разъединителями; проверки и при необходимости ремонта цепей вторичной коммутации; проверки состояния термосигнализации.
Рис. 5-2. Крепление цилиндра к опорным изоляторам:
1 — рама выключателя; 2 — опорные изоляторы; 3 — верхний фланец; 4 — цилиндр выключателя; 5 — подвижный болт; 6 — нижний фланец; 7 — болт; 8 — гайка
В местностях, где изоляция выключателя подвергается сильному загрязнению, проводятся дополнительные текущие ремонты, периодичность которых устанавливается энергосистемой.
Капитальный ремонт выключателей по ПТЭ должен производиться один раз в 3—4 года. Периодичность капитального ремонта может быть изменена, исходя из опыта эксплуатации, мощности к. з., числа коммутационных операций, результатов испытаний и т. п. Изменение периодичности производится решением главного инженера электросети. Им же устанавливается число отключений к. з., после которых выключатель должен быть выведен во внеочередной ремонт.
В объем капитального ремонта входят следующие основные работы; отключение выключателя и, при необходимости, отсоединение ошиновки; слив масла и разборка выключателя; ремонт изоляторов, вводов и внутрибаковой изоляции; ремонт и регулировка контактов; ремонт дугогасительного устройства и приводного механизма; сборка выключателя; заливка маслом; регулировка выключателя; профилактические испытания и приемка выключателя после ремонта; присоединение ошиновки; уборка камеры.
Капитальный ремонт выключателей типа ВМГ.
Слив масла и разборку выключателя рекомендуется производить в такой последовательности; 1) сливается масло из цилиндра через маслопропускные отверстия и проверяется при этом работа маслоуказателей; 2) отсоединяются гибкие связи контактных стержней и контактные стержни от фарфоровых тяг; контактные стержни вынимаются из цилиндра; 3) ослабляются подпорные болты (рис. 5-2) и снимаются цилиндры с опорных изоляторов; 4) отвертываются четыре болта 6 (рис. 5-3) проходного изолятора и последний снимается с цилиндра; затем ослабляются стяжные болты упорного хомутика 2 (рис. 5-4) пружины 3 бакелитовой трубки 1, после чего последняя вынимается из изолятора.
Рис. 5-3. Цилиндры выключателей: а — ΒΜΓ-133-Ι; б — ВМГ-122
1 — маслоуказатель; 2 — отверстие для стока масла; 3 — перегородка маслоотделителя; 4 — маслоотделитель; 5 — отверстие в цилиндре; 6 — болт; 7 — кронштейн; 8 — проходной цилиндр; 9 — фланец-крышка проходного изолятора; 10 — прилив-ушко для подвески цилиндра; 11 — корпус цилиндра; 12 — распорный бакелитовый цилиндр; 13 — изоляционный цилиндр; 14 — подпорный болт; 15 — гасительная камера; 16 — опорный бакелитовый цилиндр; 17 — пробка спускного отверстия; 18 — крепежная гайка; 19 — хвост розеточного контакта (нижний контакт); 20 — прокладка розеточного контакта; 21 — фанерное кольцо; 22 — розеточный контакт; 23 — неподвижный промежуточный контакт; 24 — поперечный канал; 25 — выхлопное отверстие; 26 — шариковый клапан
После снятия проходных изоляторов производится полная разборка цилиндров в последовательности, показанной на рис, 5-5 и 5-6 (вынимаемые части должны складываться на специально для этого приготовленные стеллажи). При разборке осторожно, чтобы не повредить лаковый покров, вынимают распорный бакелитовый цилиндр 1, затем гасительную камеру 2 и опорные бакелитовые цилиндры 3 (два в выключателях ΒΜΓ-133-ΙΙ, ΒΜΓ-133-ΙΙΙ и ВМГ-133 и один в ВМГ-133-1 и ВМГ-122).
Рис. 5-4. Проходной изолятор:
1 — бакелитовая трубка; 2 — упорный хомутик с болтами; 3 — пружина распорная; 4 —нижняя кожаная манжета; 5 — бакелитовое кольцо; 6 — прокладка уплотняющая; 7 — фланец-крышка; 8 — изолятор фарфоровый; 9 — колпачок; 10 — верхняя кожаная манжета
В выключателях ВМГ-122 и ВМГ-133-1 после этого вынимается изоляционный бакелитовый цилиндр 8 (рис. 5-5). При необходимости ремонта розеточного контакта отвертывается крепящая гайка 7 (рис. 5-6) и вынимаются розеточный контакт 4, уплотняющие прокладки 6 и фанерное кольцо 5. Во избежание повреждения уплотняющей прокладки при отвертывании крепящей гайки следует ключом удерживать от поворота две другие гайки, служащие для крепления шины к хвосту розеточного контакта.